Точка зрения: «Опричнина - безумие царя или закономерное явление?».
опыты и эксперименты по истории (7 класс)

Елена Вячеславовна Качнова

Внеурочное   мероприятие,  посвещенное  опричнине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka_zreniya_oprichnina.docx19.77 КБ
Файл oprichnina.pptx203.88 КБ

Предварительный просмотр:

Точка зрения: «Опричнина - безумие   царя или закономерное   явление?». 

Подготовительная  работа: распределение  учеников на  группы, помощь  с  докладами.

 Этапы   мероприятия: вступительное  слово,  дискуссия, подведение  итогов,   выявление   победителей,  рефлексия.

Вступительное.  Здравствуйте  учащиеся7х  классов,  уважаемые   гости  и  члены   жюри. Рада   приветствовать  Вас   на  игре  Точка  зрения,  приуроченной  к  435летию  со  дня   смерти  Ивана  Грозного.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Сегодняшняя  команда  ________утверждает,  что  Опричнина-  это  безумие  царя.  А   команда  _________, что  опричнина- это  закономерное   явление. Какая  же   команда победит,  аргументировано  защитив  свою  позицию и   убедительно  представив  все   факты ,  решит  член  жюри _____

 Итак,  начнем.

Время правления первого русского царя до сих пор не получило однозначной оценки. Одни ученые считают этот период самым жестоким в истории Руси, другие склонны считать его значимым этапом в формировании величия страны. Но все сходятся в том, что опричнина –наиболее противоречивое явление того времени. До сих пор не удалось ответить на главный вопрос: что это? Жестокая необходимость или злое детище больного разума.

Мы   сегодня   попытаемся   разобраться   в  этой   исторической  проблеме,  ответив   на   ряд  вопросов.

Выступления учащихся по вопросам дискуссии:

а) Чем было вызвано введение Иваном IV политики Опричнины? Докажите  свою  точку  зрения. (истоки)

б) (сущность) Что же такое Опричнина: борьба царя за власть против бояр – «изменников» или массовый террор в России во второй половине XVI века?

в) Чем провинился перед Иваном IV Великий Новгород?

г) Осенью 1572 г. Опричнина была отменена, но террор остался. Почему?

д) Как вы думаете, положительным или отрицательным явлением была Опричнина в истории нашего Отечества. (результаты)

Завершающее   слово

Итак, за прошедший час мы попытались обсудить очень сложные вопросы эпохи Ивана Грозного. События 435-летней давности до  сих  пор вызывают  споры и  среди   историков   нашего  времени.

Часть  историков  убеждена,  что  Иван Грозный,  и   его  главное детище опричнина – кровавое   безумие   царя.  И из года   в год  выходят  монографии  и   статьи ,  порочащие первого  русского  царя.  Откровенно  вычеркивая   из  его деятельности все заслуги.

Другая   часть  историков  убеждена,  что  Иван IV - гениальный   реформатор,  и   опричнина была   необходима,  для  того,  чтобы   продолжить  совершенствовать  государственный  аппарат,  и   общество,  уничтожив   всех  несогласных.  В  данном   случае эта   часть  историков, часто замалчивает  недостатки правления Ивана IV.  

Из  этого  следует  закономерный   вопрос: а  кто же   прав? А  истина,  как   в   истории,  так   и   в   жизни   по  середине. В  истории  есть  события,  которыми  мы,  потомки должны гордится.  Но  есть  и   события,  которые   даже   могут  вызывать  стыд,  но  их  вы  должны  знать,  не  переворачивая   их  с ног  наголову, а  знать  такими,  какими  она   были   на   самом  деле.  Чтобы   не   совершать  ошибок  прошлого.

Подведение  итогов  Однако,  все  волнует  вопрос,  чья  же  точка  зрения   в сегодняшней   игре   одержала  победу,  и ответит  нам на   него _______.

     

Рефлексия

Понравился ли вам сегодняшняя игра?

Что  нового  вы  для   себя   узнали?

Чьи выступления вам запомнились и почему?

Довольны ли вы своим участием в круглом столе

Раздаточный  материал для   игроков:

А)Чем было вызвано введение Иваном IV политики Опричнины? Докажите  свою  точку  зрения.

1я команда: Введение   опричнины   было  закономерным   явлением….

2я команда: Введение  опричнины-  безумие   царя….

б) Что же такое Опричнина: борьба царя за власть против бояр – «изменников» или массовый террор в России во второй половине XVI века?

1я команда: Опричнина- это хорошо  продуманные действия   царя  с   целью  уничтожения  части   несогласных  с  его  политикой   боярства,  тем  самым  опричнина- это  возможность  продолжать  реформы.

2я команда: Опричнина- это бесцельный,  массовый  террор,  вызванный   мнительностью  царя.

в) Чем провинился перед Иваном IV Великий Новгород?

1я команда: Иван IV   предотвратил  сговор  новгородской  элиты с   Литвой,  и   тем   самым   избежал  серьезных  последствий  для   страны.

2я команда: Иван Грозный решил  устроить  массовые   показательные   казни.

г) Осенью 1572 г. Опричнина была отменена, но террор остался. Почему?

1я команда: казнь  опричников- еще один  продуманный  шаг царя на   пути  к   самодержавию.

2я команда:  Казнь опричников-  еще  одно  безумие   царя.

д) Как вы думаете, положительным или отрицательным явлением была Опричнина в истории нашего Отечества.

 

1я команда: Итоги  опричнины больше положительные,  чем отрицательные (перечислить положительные). 

2я команда: Итоги опричнины  отрицательные (перечислить  отрицательные).

Памятка  игрокам: ответы должны  быть  корректно  сформулированы, не содержать  фактических  ошибок,  в  ответе должны   присутствовать  исторические   факты   и   логический   вывод из  этих  фактов.  Каждый  ответ  не   более  4 минут.

Правила «Точки   зрения»

  1. Не   перебивать  друг  друга,  с  уважением относиться   к   ответу   оппонента  
  2. Вначале отвечает  та   команда,  которую  назвал  ведущий.  Затем  другая.  Команды   могут  задавать  друг  другу   вопросы,  после  того, как   обе   команды   полностью  выскажутся.
  3. В  команде  отвечает  только  один  игрок
  4. Подсказки из  зала  не  допускаются.  Игра  должна   быть  честной!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Истинный ученый и искатель истины никогда абсолютной уверенности не имеет (дело касается тех областей знания, где есть споры), он пытается все новыми и новыми аргументами добиться согласия своего противника не потому, что он чувствует горделивое превосходство перед ним, и не из тщеславия, а прежде всего для того, чтобы проверить собственные убеждения, и не прекращает спора до тех пор, пока не убедится, что понял всю аргументацию противника, что противник держится своих взглядов не на основании строго объективных данных, а по причине тех или иных предрассудков, и что, следовательно, дальнейший спор бесполезен... Серьезный спор может быть кончен тогда, когда автор может изложить мнение противника с той же степенью убедительности, с какой его излагает противник, но потом прибавить рассуждения, показывающие корни предрассудков противника » ( э та странная жизнь).

Слайд 2

«Опричнина- безумие царя или закономерное явление?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

конфликт - столкновение различных точек зрения

Рассматриваются, какие бывают конфликты и причины их возникновения, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях, какие бывают этапы разрешения конфликтов...

Генезис категории "здорового образа жизни" с точки зрения философии

На сегодняшний день наблюдается всплеск разговоров о человеке и человечности. Люди надеются на духовное возрождение, веря в моральную суть человека, которая не является чем-то извечным. На место одних...

Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд

В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....

«Здоровый образ жизни с точки зрения науки»

Интегрированный урок по физике, математике и химии с использованием здоровьесберегающих технологий...