конфликт - столкновение различных точек зрения
статья по теме

Рассматриваются, какие бывают конфликты и причины их возникновения, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях, какие бывают этапы разрешения конфликтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТ

        Что такое конфликт? Что называют этим словом? Это может быть ссорой между друзьями, случайной перебранкой между людьми в переполненном транспорте, скандал родителей и детей, пртивостоянием представителей различных национальностей и т.д.

        Конфликт – это столкновение двух и более различных точек зрения.

        Можно ли прожить жизнь, не вступая в конфликты? Конечно, нет. По тем или иным причинам они возникают в нашей жизни почти ежедневно, причём 80 процентов из них – помимо желания участника.

        При всём многообразии конфликты бывают пяти видов:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ ( один человек против группы людей )
  2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ( между двумя людьми )
  3. ГРУППОВЫЕ ( внутри одной группы )
  4. МЕЖГРУППОВЫЕ ( группа на группу )
  5. ВНУТРЕННИЕ ( внутри одного человека )

Неверно считать, что конфликт всегда плохо. Бывают конфликтные ситуации, в которые вступать нужно, например, когда на ваших глазах унижают достоинство другого человека или когда вам предлагают совершить поступок, несовместимый с вашей системой ценностей.

Но в тоже время существует огромное количество « ненужных «, условно говоря, конфликтов, которые портят жизнь людям. Для того, чтобы научиться не вступать в них  (или,  как минимум, знать как себя вести, если уж конфликтная ситуация возникла), надо знать, откуда конфликт берётся и из чего он состоит.

Общая формула конфликта: ИСТИННАЯ ПРИЧИНА + ПОВОД = КОНФЛИКТ.

Например:     дочка просит родителей отпустить её на дискотеку, а ей не разрешают, говоря : « Ты не убралась в комнате «. Предположим, что в следующее воскресенье, перед тем как просить родителей отпустить её на дискотеку, дочь уберёт комнату. Но – увы – её снова не отпустят, аргументом на этот раз станет … ещё что-то. Дочь возражает, родители настаивают, особенно мама.  Начинается КОНФЛИКТ. Очень возможно, что аргументы родителей – это всего лишь повод, а истинная причина в другом, например, в том, что родители боятся, что с девочкой ночью может что-то случиться и они её потеряют.

Поводов может быть много, но, устраняя их, мы не устраняем причину конфликта, а, значит, не находим из него выхода.

Помимо знания причин важно понимать, как люди ведут себя в конфликтных ситуациях.

Существуют пять моделей поведения в конфликтных ситуациях.

АКУЛА – энергия в конфликте направлена на достижение своей цели. Идут обвинения, приклеиваются ярлыки, используются саркастические высказывания. Во время конфликта акула жертвует чувствами партнёра. Примеры поведения;

  1. Акула стремится доказать, что другой не прав.
  2. Дуется, пока не передумает.
  3. Перекричать.
  4. Применяется физическое насилие.
  5. Требует безоговорочного послушания.
  6. Призывает союзников для поддержки.
  7. Требует, чтобы оппонент согласился с ним ради сохранения отношений.

      СОВА – энергия направлена на решение проблемы и на её осмысление. Примеры поведения:

  1. Раскрывает информацию
  2. Отделяет проблему от личности
  3. Занимает позицию: « мы с тобой разберёмся с этой ситуацией «
  4. Внимательно выслушивает и использует « я – послание «: имя, чувство, суть проблемы, ваше пожелание
  5. Обсуждение всех возможных вариантов

 ЛИСА – энергия направлена на быстрое решение конфликта. Обсуждаются поверхностные нужды, а глубины скрываются. Примеры поведения:

  1. Поддерживаются дружеские отношения
  2. Ищет справедливого исхода
  3. деление предмета желаний поровну
  4. Избегание самодовольства, напоминания о своём первенстве и превосходстве
  5. Получение чего-то для себя и для кого-то ( имеются в виду психологические потребности )
  6. Избегание столкновений в лоб
  7. Уступить немного ради сохранения отношений

Если анализ конфликта проведён лисой неправильно, то в дальнейшем отношения перейдут в область поля действия АКУЛЫ или ЧЕРЕПАХИ

        

       ЧЕРЕПАХА – энергия направлена на проблему. Она лишает себя возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Примеры поведения:

  1. Молчание
  2. Демонстративное удаление
  3. Обиженный уход
  4. Затаённый гнев
  5. Депрессия
  6. Игнорирование обидчика
  7. Едкие замечания по поводу обидчика, за его спиной
  8. Переход на чисто деловые отношения

  МЕДВЕЖОНОК – энергия направлена на поддержание отношений любой ценой. Примеры поведения.

  1. Отказ принять наличие конфликта
  2. Уход от главных спорных вопросов.
  3. Делает вид, будто всё в порядке
  4. Продолжает действовать, как будто ничего не произошло
  5. Мирится с происходящим, чтобы не нарушить покой
  6. Ругает себя за раздражительность
  7. Пользуется обаянием для достижения цели
  8. Подавляет негативные эмоции
  9. Молчит, но вынашивает планы мести

ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОГО БОЯ

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО : определить проблему и высказать её,  выделить сущность, ( ты говорил мне полчаса, а теперь скажи в двух словах ),  атакуй проблему, а не человека,  слушай не предвзято,  подходи к чувствам другого с уважением,  возьми ответственность за свои действия на себя.

ЗАПРЕЩЕНО:  драться,  кусаться,  огрызаться,  обвинять другого,  надсмехаться над его чувствами,  мстить,  припоминать прошлое,  уходить от ответственности,   извиняться, тая камень за пазухой,  унижать,  самоутверждаться за чужой счет, угрожать

ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Первый этап

  1. Я хочу справедливого исхода для нас двоих
  2. Давай подумаем, как мы можем получить то, что хотим

Второй этап

  1. Почему тебе это кажется наилучшим решением?
  2. Какой реальной потребностью это вызвано?
  3. Какие ценности для тебя важны в данном случае?
  4. Предположим, что эту проблему мы решили.

ФАКТОРЫ, ОХЛАЖДАЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ

  1. угрозы
  2. обвинения
  3. приказы
  4. негативная критика
  1. снисходительное отношение
  2. оскорбительные прозвища
  3. слова – должники
  4. скрытые части информации
  5. допрос
  6. диагноз мотивов поведения
  7. несвоевременный совет
  8. отказ от обсуждения вопроса
  9. успокоение отрицанием
  10. хвастовство
  11. категоричность

Если вы хотите, чтобы ваши отношения были хорошими:

  1. общение на равных
  2. отказ подчинять своей воле
  3. уважение прав на личное мнение
  4. отказ ставить на свою точку зрения
  5. уважать и ценить решения оппонента
  6. не пренебрегать опытом оппонента

Надо помнить, что существуют сигналы конфликта, но мы стараемся не замечать их, потому что нам это может быть удобно. Конфликт имеет и положительное свойство – он нас научает. Каждый несёт ответственность в конфликте за своё поведение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Генезис категории "здорового образа жизни" с точки зрения философии

На сегодняшний день наблюдается всплеск разговоров о человеке и человечности. Люди надеются на духовное возрождение, веря в моральную суть человека, которая не является чем-то извечным. На место одних...

Революция 1917 г.Точки зрения. Современный взгляд

В данной работе сделана попытка определить, какие противоречия периода 1917 года оказались роковыми для истории и помогли перерасти революционной ситуации в революцию....

«Здоровый образ жизни с точки зрения науки»

Интегрированный урок по физике, математике и химии с использованием здоровьесберегающих технологий...

Опорная схема "Полифонизм романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского: столкновение разных точек зрения и проблема нравственного выбора".

Дидактический материал к уроку по изучению романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского (может подойти как раздаточный материал)...