Смута
план-конспект урока по истории (10 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_smuta.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет. История России 10 класс

Учебник «Россия в мире» Базовый уровень О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока: Смутное время.

Цели урока: подвести обучающихся к пониманию причин Смутного времени в России. Сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.

Планируемые результаты:

Предметные: знают основные события и понятия по изучаемой теме. На основании материала учебника, дополнительного материала определяют причины, сущность и итоги Смутного времени.

Метапредметные: формулируют вопросы; учатся рассматривать историческую проблему (личность) с разных позиций; формируют способность к поиску и самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Личностные: убеждаются в значимости изучения истории, учатся вырабатывать собственную позицию к общественным явлениям в истории Отечества.

Методы обучения: беседа, объяснения, самостоятельная работа.

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мультимедийная техника.

        План урока.        

  1. Организационный момент.
  2. Новая тема.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? Дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. В этот период решилась судьба страны.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Давайте выясним, что означает термин «Смута».

Идёт презентация, читаем определение.

Смута – это период социально-политического, экономического и династического кризиса.

Проблема: Как удалось России в этот сложный период избежать национальной катастрофы.

- Нам важно выяснить причины Смуты.

(Работаем в парах.)

Причины Смутного времени.

                     Политические

      Экономические

         Нравственные

  1. Династический кризис.
  2. Борьба боярских групп за власть.
  3. Притязания Польши на русские земли.
  4. Неподчинение окраин центру.

  1. Последствия политики опричнины и Ливонской войны.
  2. Закрепощение крестьян и их бегство на окраины России, на юг.
  3. Голод 1601-1603гг.

«Выдворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего.»

С.М. Соловьёв

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Пока на Московском престоле были государи династии Рюриковичей население подчинялось своим «природным» государям. Но когда династия пресеклась «Россия растерялась и пришла в брожение.»

- Назовите социальные слои общества? (Бояре, дворяне, крестьяне, казаки, горожане. Все они участники событий.)

- Какие страны воспользовались нестабильной ситуацией в стране? (Речь Посполитая, Швеция.)

Сейчас мы разделимся на 3 группы. Перед вами портреты правителей Смутного времени: Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского (Презентация).

Задача: Дайте оценку роли вашего персонажа в Смуте. Почему никто из них не смог остановить Смуту?

        

I группа. Характеристика Б. Годунова.

Выбранный царь. Дореволюционные историки писали о «незаконности» правления Годунова. Сам Господь, по их мнению, карал народ, присягнувший незаконному правителю. Обладал крупным умом, талантливый политик. Он укрепил своё положение у власти не только интригою и фавором, но и умной правительственной работой. Современники Б. Годунова, в частности Иван Тимофеев, писал «… хотя в Москве были умные правители, но их «разумы» можно назвать только «стенью», то есть тенью или подобием разума Бориса», и при этом он замечает, что такое превосходство Бориса было общепризнанным «познано есть во всех». Власть держал твёрдо. Голод погубил Бориса. Волнения охватывали всё большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля оказались упущены. Победа самозванца была обеспечена, по словам А.С. Пушкина «мнением народным». А В.О. Ключевский писал, что после смерти малолетнего царя Дмитрия, сына Ивана Грозного, смерть которого приписывали Б. Годунову, началось движение «за истинного царя Дмитрия Ивановича».

- Делаем вывод. (Не имел широкой социальной поддержки, боярские роды возненавидели выскочку. Разруха и голод в стране. Русский народ верил, что царь – это помазанник Божий. Поэтому Б. Годунов не мог остановить Смуту.)

II группа. Характеристика Лжедмитрия I.

Авантюрист, не всегда задумывался о возможных последствиях, не имел опоры в обществе, привёл поляков, не соблюдал обычаи и обряды русского общества, принял тайно католичество. Своим поведением оскорблял православные традиции. Поэтому в силу своей непопулярности остановить Смуту не мог.

III группа. Характеристика Василия Шуйского.

Впервые в истории России присягнул подданным, дал «запись» соблюдение которой закрепил целованием креста. Ключевский писал, что В. Шуйский превращался их государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам.

- не накладывать опалы без боярского суда;

- не слушать ложных доносов и т.д.

Избран боярами, представлял их интересы. Дворяне же были недовольны новым царём. Поспешное избрание Шуйского вызвало раскол в стране. Восстание Болотникова. Причина: недовольство политикой нового царя, а Болотникова поддерживали крестьяне, горожане, казаки, мелкопоместное дворянство. После четырёхмесячной осады в Тульском Кремле они сложили оружие, но кризис на этом не остановился, пришёл новый самозванец Лжедмитрий II «тушинский вор». Не имея сил, чтобы справиться с тушинцами, Шуйский заключил договор со Швецией. Появление шведов –повод для открытой интервенции. В июне 1610г. царское войско и шведские союзники разбиты поляками при деревне Клушино. В среде московской знати новый заговор. Летом 1610г. В. Шуйского насильно подстригли в монахи. Власть перешла в руки правительства – Семибоярщины во главе с Фёдором Мстиславским. Вывод: Правил недолго (1606 – 1610гг.). Избрание В. Шуйского не остановило гражданской войны, так как царь был избранным, а не представителем законной династии. Народ вновь поверил в легенды об очередном спасении царевича Дмитрия.

Итак, мы выяснили, что на радикальные меры не решался никто. Началась интервенция.

- Как вы думаете, в чём состоялась опасность интервенции? (Потеря национальной независимости, насаждение католичества, утрата русской культуры.)

Захват врагами столицы, бесчинства интервентов и отрядов погибшего «тушинского вора», вызвали подъём освободительного движения. В 1611г. формируется в Рязани I-ого народного ополчения, в состав которого входят остатки армии Лжедмитрия II, часть казачества, посадские люди, дворяне. Возглавили ополчение дворянин Прокопий Ляпунов, князь Д. Пожарский, казак Заруцкий. Ополчение в марте ворвались в Москву, но закрепиться в городе не смогли. Ляпунов был убит казаками. Ополчение распалось. Враги захватили Смоленск и Новгород. В Нижнем Новгороде по призыву земского старосты К. Минина сформировано II ополчение. Военный руководитель Д. Пожарский.

В марте 1612г. войска II ополчения выступили в направлении Москвы. Москва была освобождена. Изгнание поляков.

Январь 1613г. заседание Земского собора. Избрание нового царя Михаила Романова. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Вывод: Ливонская война и опричная политика Ивана Грозного разрушили экономику страны. Последствия этой политики: голод, обострение социально-политических противоречий, интервенция явились причиной Смуты. Благодаря героическим усилиям народа, российская государственность была сохранена. Народ осознал, насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве.

IV Закрепление.

- Как вы оцениваете последствия Смуты? (Упадок хозяйства, продолжается интервенция, социальные конфликты.)

- Объясните выражение В.О. Ключевского «Лжедмитрий был не только испечён в польской печке, а заквашен в Москве.

- Почему в наше время тема народного единства имеет важное значение? (Только единый народ может привести страну к процветанию.)

- Почему на памятнике Минину и Пожарскому, Минина назвали гражданином? (Значимость подвига, любовь к Родине.)

V Рефлексия.

- О каком важном историческом событии вы узнали?

- Было интересно на уроке?

- Что вас заинтересовало и какие выводы для себя вы сделали.

VI Выставление оценок.

VII Домашнее задание.

  1. Для всего класса. §20 составить хронологическую таблицу Смутного времени.
  2. Проект «Люди Смутного времени».
  3. Сообщение по теме «История создания памятника Мартосом Минину и Пожарскому.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Завершение Смуты в России"

Разработка урока для 10 класса и презентация к нему....

Урок истории на тему: " Смута. Лжедмитрий II"

Цель:  Рассмотреть и выявить сущность Смутного времени и его значение в истории России.Задачи:Образовательные:на основе документального и другого материала определить причины, сущность и ит...

Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"

Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Россия после Смуты

Презентация, сопровождающая урок по данной теме...

задания для учащихся 7 классов по теме "Смута"

Предлагаю вашему вниманию задания по теме "Смута".Здесь представлены выдержки из исторических документов.предполагается организовать работу учащихся по группам, где они отвечают на вопросы по тексту.В...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....