Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Пономарева Надежда Леонидовна

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponomareva_n.l._urok.doc104 КБ
Office presentation icon ponomareva_n.l._prezentaciya_k_uroku.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Глава I: Россия на рубеже XVI-XVII веков

Тема урока: Смута

Класс: 7

Цель урока: изучить  причины и основные события смуты.

Обучающая цель: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, закрепить знания об основных событиях Смутного времени,

Развивающая цель: развить навыки  работы с текстами источников, исторической литературы и учебника, умение анализировать, находить ответы на вопросы, обобщать и делать выводы.

Воспитательная цель: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип урока – урок введения новых знаний

План урока: 

1. Что такое “смута”.

2. Причины Смуты.

3. Основные события смуты.

Применяемые методы: методы проблемного обучения (исследование и совместное решение проблемы), работа в паре, индивидуальная работа.

Педтехнологии: технология проблемного обучения, исследовательский метод обучения.

Используемые средства обучения: Учебник. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, конец XVI-XVIII век, рабочие листы с документами, слайдовая презентация урока, конпетентностно-ориентированные задания по теме урока, лист самооценки ученика, критерии оценки учебных заданий на уроке.

Компетенции: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Структура урока: Продолжительность урока – 40 минут

Организационный момент. (1 минута)

Актуализация знаний. (5 минуты)

Введение в тему урока. (2 минуты)

Целеполагание (2 минуты)

Изучение нового материала. (20 минут)

Закрепление ( 5 минуты)

Рефлексия (3 минут)

Домашнее задание (2 минуты)

 Ход урока.

I. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята. С чего начинается день?  - С физзарядки.

А мы начнем с «Исторической зарядки», «Интеллектуальной разминки» - вспомним то, что знаем по предыдущей теме.

II. Актуализация знаний

Работа с документом. (Приложение 1) (Слайд 1)

Ученые так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: “При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.

Ответьте на пердложенные.

Вопросы: (Слайд 2)

1. Какой указ искали ученые? Что такое ЭТО?

2. При каком монархе было введено это ограничение?

3. Как еще можно назвать “совет старейших бояр”?

4. Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”?

5. Что еще было произведено наряду с введением ЭТОГО, судя по документу?

             

III. Введение в тему урока

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник - День Народного единства. Что вы знаете об этом празднике? (обсуждение) В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать сегодня. Мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. (слайд 3)  Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени.

IV. Целеполагание

      Как вы думаете, ребята, что мы должны изучить на уроке? (Обсуждение)

Сегодня на уроке мы выясним, что такое Смута, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в., познакомимся с основными событиями этого периода.

V. Изучение нового материала.

1. Определение понятия «смута».

В исторической науке нет точного определения смуты. Долгое  время этот период называли лихолетьем. Но в исторической науке сохранилось описание этого периода. ( слайд 4) 

 Вы видите, отмечены разные аспекты этого драматического периода, что ещё раз подчёркивает сложность проблемы. Но нам предстоит выбрать то определение, которое глубже и конкретнее раскрывает содержание.

Что же это за период? Проанализируйте документы (Приложение 2 ), сформулируйте определение понятию «Смута». ( Работа в парах)

(Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.) (Слайд 5)

Оценивание: Наиболее точная формулировка – 2 балла

                       Не точная – 1 балл.

                       Нет формулировки – 0 баллов.

2. Причины смуты.

Учитель читает стихотворение.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

- Так видятся причины Смуты русскому поэту начала XX века Кузьмину. Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков, на документы. Обратите своё внимание на рабочие листы (Приложение 3), выберите близкую вам точку зрения и определите причины Смуты. Создайте кластер по теме «Причины смуты». (Слайд 6)

(Работа индивидуальная)

Оценивание:

Правильно названы все причины – 5 баллов;

Есть неточности – 4 балла;

Не все причины названы – 3 балла.

Не указаны причины – 0 баллов

Учитель: Итак, причины названы. С чем мы сейчас должны познакомиться? Правильно, с основными событиями смуты.

3.Основные события смуты.

Работать будем  с учебником в парах. Каждая пара получает карточки с заданиями. Вы самостоятельно ищите ответы на вопросы в учебнике и исторической литературе. Затем представляете свои ответы. (Исследование материала по вопросам)

Задание 1. Лжедмитрий I  (Слайд 7) (Приложение 4)

Кто и почему его поддержал?

Учитель: бесчинства поляков, которых привел с собой Лжедмитрий, привели к восстанию и убийству самозванца. Власть захватил В.Шуйский. (Слайд 8)  В его правление ознаменовано мощнейшим восстанием Болотникова и появлением второго самозванца.

Задание 2. Восстание И.Болотникова  (Слайд 9)

1) Почему восстание приобрело такой большой размах? Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

2) Можно ли считать восстание крестьянской войной?

Учитель: многие города и уезды признали власть Лжедмитрия II , но очень скоро его действия вызвали возмущение и оттолкнули от него многих сторонников. Почему?

Задание 3. Лжедмитрий II («Тушинский вор»)  (Слайд 10)

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II ?

Учитель: в 1609 году началась открытая польско-шведская интервенция, еще больше усугубившая бедствия народа.

Задание 4. Открытая интервенция (Слайд 11)

1)Что такое военная интервенция? Какие города захватили поляки, какие города захватили шведы?

2) Кто был приглашен на русский престол? Как вы оцениваете этот поступок бояр?

2.Бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава. Этот поступок можно расценивать как предательство.

Учитель: все эти события не могли не сказаться на нравах и поступках людей.

Задание 5. Нравы Смутного времени  (Слайд 12)

    Какой была жизнь людей в период Смуты? Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

        Молодцы, на все вопросы ответили. Каждый добавьте себе в оценочный лист по 2 балла.

V. Закрепление Все поставленные задачи мы выполнили, достигли ли цели? Проверим. Для этого выполним тест (Приложение 5), используя ключ, проверим и выставим баллы.

5. Какие события Смуты вызвали у Вас наибольшее возмущение и почему?

VI. Рефлексия

  1. А сейчас поработаем творчески. Создайте синквейн с понятием «Смута». Представьте свою работу, вы согласны с таким представлением этого периода?

Хорошо, поставьте себе по 2 балла.

VII. Домашнее задание (Слайд 14): параграф 2 учебника.

Написать мини-сочинение размышление на тему «Роль Смуты в истории России».

     Задания по выбору:

Составить кроссворд; Составить тесты;

 Ну а сейчас оцените свою работу на уроке, заполните небольшую анкету (Приложение 5). (Слайд 13)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Подведем итог: в оценочном листе подсчитайте количество баллов. Поставьте себе соответствующую оценку. (Приложение)

Приложение № 1.

1. Какой указ искали ученые? Что такое ЭТО?

2. При каком монархе было введено это ограничение?

3. Как еще можно назвать “совет старейших бояр”?

4. Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”?

5. Что еще было произведено наряду с введением ЭТОГО, судя по документу?

             

Приложение № 2.

«Разврат всех сфер русского общества.»                   Н. М. Карамзин

«Нравственное и моральное разложение общества».        С. М. Соловьёв

«Следствие католической интриги»        Н. И. Костомаров

«Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.»

                                                                          В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов

«Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.»

                                              И. И.Смирнов, В. И. Буганов, В. И. Корецкий и др.

Сформулируйте определение понятию «Смута». 

Оценивание: Наиболее точная формулировка – 2 балла

                       Не точная – 1 балл.

                       Нет формулировки – 0 баллов.

Приложение № 3.

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Группа 1.

Причины Смуты.

 Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты..

О зачале разбойничества во всей России.

...В правлении же при сем велицем государе блаженнем царе Феодоре Борис Годунов и инии мнози от вельможь не токмо род его, но и блюдомии ими, многих человек в неволю к себе введше служити… Мнози же, начальствующим последствующе, в неволю порабощающее… (из «Сказания» Авраамия Палицына)

***

Мнение современного историка Р.Г. Скрынникова:

«Младший сын Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Недуг был неизлечим, и шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет оставит наследника, были невелики.

Со времени Н.М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" не зримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии Борисе Годунове.

Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе полдень 15 мая 1591 г. Повести и сказания Смутного времени заполнены живописными подробностями его убийства. Но среди их авторов не было ни одного очевидца угличских событий.

Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Бориса к смерти царевича.

К моменту смерти царевича не исчезла полностью возможность рождения законного, наследника в семье Федора. Никто не мог точно предсказать, кому достанется трон. Из ближних родственников царя наибольшими шансами обладал не Годунов, ими oобладали Романовы.

Ситуация, сопутствовавшая угличским событиям, носила критический для правительства характер. Над страной нависла непосредственная угроза вторжения шведских войск и татар. Достаточно было малейшего толчка, народ поднялся на восстание, которое для Годунова могло кончиться катастрофой.

В такой обстановке гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью»

***

    В 1601 году начался великий голод, который продолжался три года; мерка зерна, которая продавалась раньше за пятнадцать су [0,75 ливра], продавалась за три рубля, что составляет почти двадцать ливров. В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными, ибо было довольно привычно видеть, как муж покидал жену и детей, жена умерщвляла мужа, мать — детей, чтобы их съесть... Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек... (Жак Маржере)

Приложение № 3.

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Группа 2.

Причины Смуты.

Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты. Разделите их по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

   

   Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)

***

   15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого двор ца; на звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председатель ством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что ца ревич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора.

   В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

***

   Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)

Приложение № 4.

Задание 1. Лжедмитрий I  

Кто и почему его поддержал?

Ответ учеников: Лжедмитрия поддержали поляки, мечтавшие о русских землях; все слои русского населения: дворяне, крестьяне, холопы, посадские люди, ожидавшие облегчения своего положения, часть бояр, недовольных Б.Годуновым.

Приложение № 4.

Задание 2. Восстание И.Болотникова  

1) Почему восстание приобрело такой большой размах? Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

2) Можно ли считать восстание крестьянской войной?

                                                             Приложение № 4.

Задание 3. Лжедмитрий II («Тушинский вор»)  

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II ?

Приложение № 4.

Задание 4. Открытая интервенция

1)Что такое военная интервенция? Какие города захватили поляки, какие города захватили шведы?

2) Кто был приглашен на русский престол? Как вы оцениваете этот поступок бояр?

Приложение № 4.

Задание 5. Нравы Смутного времени

Какой была жизнь людей в период Смуты? Как изменились нравы, какие качества, поступки получили распространение?

Приложение № 5.

Тест

1) Что произошло в Угличе 15 мая 1591 года?

         а) был убит царевич Дмитрий;   б) Борис Годунов был провозглашен царем;  в) умер Иван IV.

2) Расположите в хронологической последовательности следующие исторические лица.

а) Федор Иоаннович; (1)       б) Лжедмитрий I; (3)          в) Борис Годунов; (2)

3) Вставьте пропущенное слово.

Прекращение династии Рюриковичей является __________причиной Смутного времени.

4) Смутным временем в России называют:

а) конец XVI в.       б) конец XVI — начало XVII в.

в) начало XVII в.    г)  первую половину XVII в.

5) Характерной чертой смутного времени является:

а) широкое распространение самозванничества;

б) создание регулярной армии;

в) революционные настроения;

г) приглашение на русский престол иностранцев.

6) Какое государство оказало поддержку Лжедмитрию I?

а) Польша;     б) Турция;      в) Швеция.

7) Военное вмешательство Польши и Швеции в дела Русского государства носит название:

А) договор;         б) интервенция;        в) саботаж;        г) война.

8) Соотнеси событие и имя.

а) Борис Годунов;

б) царевич Дмитрий;

в) Лжедмитрий I;

г) Иван Болотников;

а) бежал из Чудова монастыря;

б) активно участвовал в избрании патриарха;

в) был третьим сыном Ивана III;

г) “якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия”;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия на рубеже XVI – XVII веков».

Урок повторения по истории в 7 классе...

«Россия на рубеже XVI - XVII вв» по истории России (7кл.)

Методическая разработка раздела образовательной программыпо истории России (7кл.)    «Россия на рубеже XVI - XVII вв»...

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI - XVII веков"

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI-XVII веков"....

Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»

Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...

Россия на рубеже XVI-XVII веков

Итоговый тест для 7 класса...

рАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ "РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв."

Повторительно-обобщающий урокок по теме "Россия на рубеже XVI - XVII вв"...

Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в ...