Урок по теме: "Опричнина"
методическая разработка по истории (10 класс)

Андреева Людмила Николаевна

Урок по ФГОС. Разработан в учётом современных требований к уроку, с учётом прогнозирования формирования многоуровневых компетенций у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fgos_oprichnina.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история, 10 класс

Тема урока: Опричнина

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: "аквариум"

Цели урока:

Развивающие: 

Продолжить работу по формированию:

- речевых умений,

- практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками,

- способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,

 - аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-  умения организовывать свою работу в группе;

- развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; 

- умение систематизировать материал.

Образовательные:

- Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.

- Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.

- Способствовать созданию условий для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.

Воспитательные:

- Возбудить интерес учащихся к прошлому;

- Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений;

- Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории  как науки.

Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; умение делать выводы, формирование культуры мышления и речи.

Предметные:  развитие умений работать с учебником, историческим источником, овладение понятиями сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, самодержец, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники, земщина, террор.

Методические приёмы:

- дискуссия,

- заполнение рабочего листа,

- мозговая атака.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся:  коллективная

Средства обучения:

- презентация,

- учебник,

- исторические документы

Основные понятия: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, самодержец, Земский собор,  Боярская дума,  Избранная рада,  опричнина, опричники, земщина, террор.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

Приветствие, организация внимания школьников.

Деление класса на группы.

Создание эмоционального фона. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Демонстрация учителем алгоритма работы, распределение ролей ("ведущий", "спикер", "аналитик", "протоколист", "наблюдатель")

Подготовка класса к работе.

Эмоциональный настрой на работу.

Представление знаний, полученных на предыдущих уроках.

Личностные: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2. Постановка проблемной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Подготовка учащихся к построению нового способа действий.

Озвучивание проблемной задачи.

Показ эпизода из фильма "Иван Грозный"

Слушают учителя. Осмысливают проблемную задачу.

Просматривают эпизод фильма

Познавательные:

принятие задач урока, анализ информации, понимание роли истории

Личностные: формирование личного отношения к историческому деятелю.

Регулятивные: определяют собственную цель учебной деятельности

Коммуникативная – развитие умения слушать и воспринимать информацию

3. Решение проблемной задачи

Учитель предлагает материал для изучения и анализа.

Учитель контролирует время работы на каждом из этапов, организовывает перекорректировку учащихся. Помогает учащимся сохранить доброжелательный атмосферу и психологический комфорт  в ходе  решения проблемы.

Работа в группах.

I этап: работа с документами. Поиск в источниках информации о положительных и отрицательных проявлениях и последствиях опричнины;

II этап: дискуссии в группах. Выработка общего решения с целью его представления на дискуссии "спикеров"

III этап: дискуссия "спикеров". Представление своего материала

Коммуникативные: совершенствование и развитие навыков совместной работы в группах, формирование уважения и доброжелательного отношения к участникам дискуссии, умение слушать других.

Познавательные: представляется характеристика изменений жизни России в период опричнины;

Личностные: развитие доброжелательности, личностного смысла изучения данного периода;

Регулятивные: корректировка своей деятельности, самоконтроль

4. Рефлексия

Коррекция и закрепление полученных знаний и умений

Организация и корректировка приобретённых учащимися знаний.

Осуществление проверки соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых учащимися на уроке.

Ответы учащихся в опросных листах:

1) сегодня я узнал…

2) было интересно…

3) было трудно…

4) я выполнял задания…

5) я понял, что…

6) теперь я могу…

7) я почувствовал, что… и т.п.

Коммуникативные:  соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в группе,

Личностный: учебно-познавательный интерес к изучаемому периоду и к способу решения проблемы;

Регулятивные: планирование своих будущих учебных действий в соответствии приобретённым на уроке знаниям, умениям.

5. Подведение итогов.

Домашнее задание

Осознание обучающимися значимости дискуссии как одной из форм учебной деятельности. Озвучивание результатов работы участников групп. Оценка результатов своей деятельности и всего класса по представлению "наблюдателей"

Констатация факта приближения окончания урока.

Озвучивание домашнего задания, ориентированного на осмысление значения изученного периода истории и на демонстрацию приобретённых знаний об опричнине.

 Сбор оценочных листов "наблюдателей".

Оценочная деятельность.

Записывание домашнего задания -  написать историческое эссе на тему: "Опричнина: благо или зло?"

"Наблюдатели" предоставляют оценочные листы учителю.

Познавательные: соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностные: осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспехов, их причин.

Регулятивные оценка, саморегуляция, прогнозирование выполнения домашнего задания с учётом приобретенных на уроке знаний;

Коммуникативные: объяснение во внутренней речи действий, совершаемых  в ходе учебной деятельности.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Опричнина"

Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах...

Урок по теме "Опричнина" для учащихся 10-го класса

Материал урока позволяет учителю поддержать познавательный интерес обучающихся посредством погружения в решение исторической проблемы и  интерактивного включения в образовательный процесс....

Открытый урок истории в 6 классе по теме: "Опричнина".

Открытый урок истории в 6 классе по теме: "Опричнина"....

разработка урока по теме "Опричнина 1565-1572 г."

Получение знаний о причинах введения опричнины, дать представление о её сущности и роли в истории нашего Отечества...

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Опричнина"

Презентация составлена на основе методических рекомендаций к уроку...

Открытый урок по теме"Опричнина Ивана I V Грозного"

Материал открытого урока посвящен одному из трагических периодов истории России  Опричнине при Иване Грозном в 1565-1572г. Опричнина и само правление Ивана Грозного вызывает неоднозначную оценку ...

Сценарий урока по теме «Опричнина»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 10-м классе....