Урок по теме "Опричнина" для учащихся 10-го класса
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме

Добродеева Наталья Евгеньевна

Материал урока позволяет учителю поддержать познавательный интерес обучающихся посредством погружения в решение исторической проблемы и  интерактивного включения в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprichnina_10_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №1» г. Петрозаводска                 Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

Тема урока «Опричнина»

Оборудование:

  1. Портреты Ивана Грозного и Петра I;
  2. Линия времени с указанием периода опричнины: 1565–1572 гг.;
  3. Карты в учебниках, контурные карты (на партах);
  4. Тексты документов для работы в парах и в группах;
  5. Все необходимое для медеомы;
  6. Видеозапись к/ф «Иван Грозный»;
  7. Распечатки определений «опричнина» и «земщина».

Цели и задачи урока:

1) способствовать повышению уровня коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся;

2) развивать у школьников способность ставить новые вопросы, вырабатывать систему аргументов;

3) развивать умения и навыки самостоятельной работы с историческими документами;

4) развивать критическое мышление учащихся путем их интерактивного включения в образовательный процесс;

5) посредством погружения в решение исторической проблемы, поддержать интерес учеников к изучению курса истории Отечества;

6) на примере судеб русского народа во второй половине XVI века показать проблему ответственности государственного деятеля за принимаемые им решения.

В уроке используются элементы коллективной мыслительной деятельности (работа в группах), элементы мастерской, технологии критического мышления и структурно-логической технологии.

План урока

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Стадия деления на группы

1) Предлагает учащимся разделиться на группы

1) Рассаживаются в группы

Стадия «Вызов» (актуализация субъектного опыта)

1) Обращает внимание учащихся на доску, где расположена линия времени с указанием периода опричнины: 1565 – 1572 гг.

Задает вопрос: «Что вы знаете об этом периоде?».

2) Говорит о том, что тема урока «Опричнина». Цель урока: изучить явление «опричнина» и оценить значимость этого периода в истории страны.

3) Подчеркивает, что в указанный период в стране существовало               2 понятия: «опричнина» и «земщина».

Записывает эти слова на доску. Предлагает ученикам выстроить ассоциации, связанные с данными понятиями:

а) «опричнина» - прилагательные;

б) «земщина» - существительные.

4) Предлагает озвучить все варианты. Выражает просьбу к учащимся не повторяться(!).

Заслушивает детей. Ведет запись на доске.

5) Дает задание сформулировать определения понятий «опричнина» и «земщина» на основе ассоциаций.

6) Предлагает озвучить определения понятий каждому.

Заслушивает детей.

7) Вывешивает на доску распечатки с определениями понятий «опричнина» и «земщина», предлагая сравнить варианты учащихся с культурно-историческим аналогом определений данных понятий.

1) Рассматривают линию времени и вспоминают, с чем связан указанный на ней период: 1565 – 1572 гг.

2) Записывают в тетради тему урока.

3) Работают индивидуально, выстраивая ассоциации со словами «опричнина» и «земщина».

Записывают их в тетради.

4) Озвучивают свои варианты.

Слушают друг друга.

В случае необходимости дополняют свои записи.

5) Формулируют определения понятий «опричнина» и «земщина» на основе ассоциаций.

6) Озвучивают свои определения.

7) Знакомятся с определениями понятий «опричнина» и «земщина», предложенными учителем.

Сравнивают со своими вариантами и делают выводы, насколько точно удалось в самостоятельной работе раскрыть определения понятий «опричнина» и «земщина».

Стадия «Осмысление» (работа с текстами документов – проводится поэтапно)

1) Учитель предлагает глубоко и серьезно погрузиться в проблему: «Что есть «опричнина» и «земщина»?

Дает задание нарисовать в тетради таблицу, в которой «опричнина» и «земщина» сравниваются по трем основным параметрам: территория; население; положение (система управления, привилегии, обязанности, степень защищенности) –

см. Приложение № 2.

2) Раздает тексты документов для работы в парах. Предлагает выделить главное и занести информацию в нужные графы таблицы. (Проводит работу поэтапно с остановками на обобщение информации и занесение ее в таблицу).

3) Предлагает на основании изученных материалов сформулировать более глубокое понятие «опричнина» –

см. Приложение № 3.

Вывешивает на доску распечатку с другим определением понятия «опричнина».

4) Предлагает учащимся, работая в группах, создать медеому (т.е. модель, художественный образ «опричнины» и «земщины»); затем - продемонстрировать и объяснить.

5) Подчеркивает, что продемонстрированные учащимися макеты – это образ каждого из них или группы.

В 40-е годы XX века кинорежиссер Сергей Эйзенштейн по-своему «прочел» историю жизни И.Грозного, историю опричнины.

Предлагает посмотреть отрывок из к/ф «Иван Грозный».

6) Говорит, что И.Сталин любил этот к/ф, характеризовал И.Грозного как великого и мудрого правителя, отмечая прогрессивную роль опричнины.

Задает вопрос: «Согласны ли вы с этой точкой зрения?».

7) Ставит вопросы:

- Какое значение этот период – опричнина – имел для России?

- Что есть «опричнина» в истории России?

- Как в общем и целом можно охарактеризовать этот период?

(Вопросы записаны на доске).

- Если опричнина – отрицательный, негативный период в русской истории, то какие доказательства тому мы можем привести?

(Предлагает обсудить эти вопросы в парах и группах).

Ведет запись предлагаемых учащимися вариантов ответов на доске. –

см. Приложение № 4.

1) Рисуют таблицу в тетрадях.

2) Читают тексты документов, выделяют главное, озвучивают и заносят информацию в нужные графы таблицы.

3) На основании изученных материалов формулируют другое понятие «опричнины».

Записывают в тетради.

4) Работая в группах, создают образы «опричнины» и «земщины». Затем группы демонстрируют свои работы и объясняют их.

5) Смотрят кинофрагмент.

6) Анализируют кинофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении.

7) Обсуждают поставленные вопросы и в парах и в группах.

Предлагают свои варианты ответов.

Ведут записи в тетрадях.

Стадия «Рефлексия»

1) Подчеркивая отрицательные последствия опричнины («Опричнина» и Ливонская война поставили страну на грань катастрофы»); предлагает поразмышлять над вопросом:

- Зачем нужна была такая политика Ивану Грозному?

Заслушивает детей. Ведет запись на доске. –

см. Приложение № 5.

2) Задает риторический вопрос: «Откуда в Иване IV такая нестерпимая жажда власти?»

Зачитывает отрывок из книги «Исторические портреты» (автор -В.О.Ключевский), подводя к мысли о том, что корни того, что происходило; корни жестокости царя уходят в его детство.  

Вывешивает на доску портрет    

Петра I.

Зачитывает отрывок о детстве Петра I (автор - С.М.Соловьев) и предлагает сравнить 2-х правителей России:

Ивана IV и Петра I.

-------------------------------------------------

Иван IV                            Петр I

------------------------------------------------

Трудное детство и у одного, и у другого. Результаты правления для России различны.

Упадок                          Процветание

Ставит вопрос: «Почему так случилось?».

3) Подводит итог:

«В жизни каждого из нас есть какие-то шаги, поступки, действия, о которых мы не хотим вспоминать…

Но мы возвращаемся к ним, как к урокам жизненной борьбы между «я» и «мы»; понимая, что это – неудачи, ошибки…

Ошибки правителей вписаны в историю России, отражаются на судьбах тысяч и миллионов людей!

Об этом должен помнить каждый правитель. Он не имеет права в своей деятельности руководствоваться эмоциями. Все его решения должны быть максимально взвешенными и ответственными».

1) Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Ведут запись в тетрадях.

2) Слушают учителя. Участвуют в обсуждении.

3) Слушают учителя.

4) Предлагает тест по теме.

4) Выполняют тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"

Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....

Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов

Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...

Урок мужества для учащихся 10-11 классов

На уроке учащиеся знакомятся с законодательными документами по вопросу, связанному с военной службой по призыву....

Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения

Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

«Космическое путешествие» (урок – игра для учащихся 6-ого класса).

Цели:Образовательная: повторить тему «Имя существительное».Развивающая: развивать творческое мышление, память.Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности; воспитание  сотрудничества,...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...