Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
план-конспект урока русского языка (11 класс) по теме

Маер Ирина Александровна

   В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок направлен в первую очередь на то, чтобы познакомить современных учеников с особенностями личных писем и пробудить в них желание написать письмо. По форме – это творческая мастерская. Учащимся предлагается сначала познакомиться с теорией, попробовать определить разные виды писем, рассмотреть личные письма из русской классической литературы и в конце создать свое.

   (Разработка готовилась на конкурс «Всероссийский урок письма»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc75 КБ
Office presentation icon urok_pisma.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Маер Ирина Александровна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Киргинцевской СОШ

Купинского района Новосибирской области.

Аннотация.

   В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок направлен в первую очередь на то, чтобы познакомить современных учеников с особенностями личных писем и пробудить в них желание написать письмо. По форме – это творческая мастерская. Учащимся предлагается сначала познакомиться с теорией, попробовать определить разные виды писем, рассмотреть личные письма из русской классической литературы и в конце создать свое.

   (Разработка готовилась на конкурс «Всероссийский урок письма»).

Урок письма для учащихся 9-11 классов.

Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «письмо», «эпистолярный жанр»;
  2. Рассмотреть виды писем;
  3. Познакомить с особенностями написания писем;
  4. Выявить значение эпистолярного жанра в художественной литературе;
  5. Учить писать письма;
  6. Пробудить в учащихся желание писать письмо от руки;
  7. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Тип урока: урок развития речи.

Форма урока: творческая мастерская.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Звучит песня в исполнении Татьяны Снежиной «Письма твои»).

Ребята, наш сегодняшний урок посвящен самому таинственному, самому интимному жанру литературы – эпистолярному жанру.

II. Работа с эпиграфом.

Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века.

Торнтон Уайлдер

- Как вы понимаете эти слова?

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Почему люди перестали писать письма от руки?

III. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, а может быть узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в художественной литературе играет эпистолярный жанр. А самое главное – научимся писать письма.

IV. Работа с терминами.

- Что такое письмо?

(Письмо́ (сообщéние). Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами. Исключения составляют лишь телеграммы.

Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты).

В настоящее время под письмом понимают также сообщение, созданное и/или переданное электронным способом (например, при помощи электронной почты), или по средствам SMS мобильного телефона. А также содержащее не только текст, но и различные мультимедийные элементы (например, изображения, видео- и аудиозаписи).

- Какие выводы вы можете сделать, сколько лет письму?

- Способы доставки писем, как вы знаете, были самыми различными. А как в наше время передаются письма?

(С помощью почты).

- Письмо относится к эпистолярному жанру. Что вы понимаете под этим словосочетанием?

(Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки).

V. Виды писем.

- Как вы думаете, на какие виды можно разделить переписку?

(Личная и деловая).

- Что вы понимаете под личным письмом? К кому могут быть обращены личные письма?

- Давайте послушаем несколько личных писем.

(Видеозаписи «Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину», «Письмо к матери», «Письмо к женщине», «Письмо с фронта»).

- Ребята, а вы когда-нибудь писали личные письма?

- Какую форму в наше время приняла личная переписка?

(Общение через SMS, в социальных сетях, по электронной почте).

- Вы в этом видите плюсы или минусы переписки? Почему?

- Что утратилось, ушло из письма?

(Письма стали короче, от этого стали менее душевными, таинственными).

- С личными письмами все более-менее ясно. А что вы можете сказать о деловых письмах? Какими они бывают?

(конфиденциальные и открытые)

- А на какие жанры можно их разделить?

(Письмо-контракт, информационное письмо, рекомендательное письмо, рекламное письмо, письмо-просьба, письмо-предложение, мотивационное письмо, сопроводительное письмо, письмо о сотрудничестве, письмо-запрос и другие).

- Давайте посмотрим пример делового письма и попробуем определить, какого оно жанра.

(Видеоролик «Письмо турецкому султану»).

- Итак, какого жанра это письмо?

VI. Закрепление.

(Работа с карточками).

- У вас на столах карточки, в которых приведены примеры различных писем. Ваша задача определить жанр, и узнать адресата.

1. Уважаемая Анна Михайловна, вчера на сайте www.ТТТ я прочитал объявление о программе набора молодых специалистов в Вашу компанию. Один из моих друзей по институту стажировался и теперь работает у вас. Он высоко отзывается о компании и ее отношении к молодым специалистам.

   Я соответствую требованиям для участия в данной программе. Обучение на кафедре маркетинга «ГУ–Высшей школы экономики» дало мне необходимые знания в области маркетинга и финансов, которые я могу успешно применить в Вашей компании. В 2007 г. я прошел летнюю стажировку в отделе маркетинга фирмы JSC, где освоил базовые навыки маркетолога-практика и ознакомился со спецификой Вашей отрасли. В 2008 г. я в течение месяца стажировался Лондоне в компании RNB, где получил первый профессиональный опыт и был отмечен руководством.

   Заранее   благодарю   Вас   за   рассмотрение   моей   кандидатуры   для   участия   в   программе   набора молодых специалистов.

2. Г-н Иванов Иван Иванович работал в компании «Х» с 15 июня 2006 г. по 27 мая 2009 г., в т.ч. с 15 июня 2006 г. по 10 июня 2007 г. – в должности мерчандайзера, с 11 июня 2007 г. по 27 мая 2009 г. – в должности торгового представителя.

   Его обязанности в должности мерчандайзера состояли в контроле над соблюдением концепции выкладки товара на полках, размещении рекламных материалов в торговых точках на вверенной территории   и   контроле   над   их   целевым   использованием   и   состоянием,   расчете   и   обеспечении наличия необходимого количества товара и POSM, подготовке отчетов о проделанной работе, в должности торгового представителя – в работе с существующей клиентской базой, поиске и привлечении новых клиентов, проведении переговоров с владельцами заведений, заключении договоров о сотрудничестве, контроле дебиторской задолженности, обеспечении выполнения плановых показателей, подготовке маршрутных листов и ежемесячных отчетов по дистрибуции.    За   время   работы   в   компании   Иван   зарекомендовал   себя   пунктуальным,   добросовестным   работником, пользующимся уважением и авторитетом в коллективе. Он самостоятельно и успешно проводил деловые переговоры с владельцами торговых точек, делал качественную презентацию товара. Показав себя трудолюбивым, исполнительным, инициативным и успешным сотрудником в должности мерчандайзера, через год он был переведен на должность торгового представителя.

3. Уважаемый Михаил Иванович, благодарю вас за интересную и содержательную беседу по поводу вакансии финансового директора, произошедшую 12.05.2009 в компании FGT. Хочу сообщить о том, что наш разговор усилил мой интерес к вакансии и мое желание решит поставленные перед ней вдохновляющие задачи. Я также хочу добавить, что полученная мною в прошлом году степень МВА в области международных   финансов   позволяет   мне   компетентно   находить   решения   интересующих   вас   проблем как на российском, так и на иностранных рынках. Кроме того, я обобщила свой последний опыт по работе с налоговыми службами и уже вполне представляю себе эффективные подходы к оптимальному финансовому управлению вашей компанией в период нарастающего кризиса.    Жду вашего решения по результатам нашей встречи и буду рада сотрудничеству, Анна Калатозова.

4. Привет мой самый любимый человечек - это мое второе письмо для тебя. Я очень долго думала и вот снова решила написать тебе. Я очень сильно тебя люблю. Эти слова я уже тебе говорила и не один раз. Пусть я снова повторяюсь, пусть говорю тебе то, что ты и так прекрасно знаешь, просто я говорю тебе все, что у меня на душе, на сердце... Так много всего охота тебе сказать, но боюсь, одного листа не хватит, чтобы выразить, как я сильно тебя люблю. Ты уехал, и мне стало очень грустно! Мне хочется бежать к тебе, но опять эти правила!!! Знаешь, я ненавижу эти километры между нами - будь они прокляты! Ты приходишь каждую ночь в мои сны… хм, смешно, правда? но я благодарна тебе за это. Спасибо что не оставил меня… что ты рядом! Возможно тебе трудней… я хочу поддержать тебя во всем!!! Не грусти, милый, за расставаньем будет встреча… наша встреча!!! Твой смех поднимает мне настроение, твои глаза заставят забыть все печальные моменты в жизни.

(Карточки выполняются самостоятельно, затем проверяются всем классом, обсуждаются, кто все выполнил правильно, можно сразу поставить оценки).

VII. Роль письма в литературе. Сообщение учащегося.

- Как вы думаете, какую роль играет письмо в художественной литературе?

- Давайте послушаем сообщение.

   Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.
    
     Самыми известными письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.
    
     Любовь Татьяны к Онегину – это ее первое чувство. А письмо, которая она решилась написать, - первый поступок любви. Татьяна пишет его ночью, в состоянии сильного волнения после разговора с няней. Почему же Татьяна все же решилась написать письмо? Ведь в XIX веке не принято было девушке первой признаваться в любви, это считалось большой дерзостью. Именно в этом кроется причина волнения героини. Она не знает, как отнесется Онегин к ее признанию. Фактически Татьяна вверяет Онегину свою судьбу, честь, репутацию.
    
     Перед тем, как привести в романе текст самого письма, автор утверждает его подлинность, жизненную правдивость, говорит, что оно лежит перед ним. Письмо героини предельно искренно, это письмо, где «сердце говорит, где все наружи, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой. Но Татьяна робеет, ей страшно назвать адресата «Письмо готово, сложено…для кого ж оно?». Вначале письма Татьяна называет Онегина на «Вы», в центральной и заключительной части переходит на «Ты». Однако в последних строках, когда ее чувство умолкло, и заговорили благоразумие и страх, Татьяна снова перешла на «Вы».
    
     В этом письме настоящая исповедь неопытного сердца, тревожные ожидания, сомнения («Кто ты, мой ангел ли хранитель или холодный искуситель?»), верность чувству («Нет, никому на свете не отдала бы сердца я»). Здесь в полной мере перед читателем предстает духовный облик Татьяны, ее отношение к любви.
    
     Письмо Онегина по интонации, силе чувства, искренности напоминает послание Татьяны. Наконец-то Онегин раскрывает свою душу навстречу любви. Страстное признание он вынашивал очень долго. Его письмо также читается на одном дыхании. Здесь герой обнаруживает глубину чувства, абсолютную открытость, надежду на взаимность.
    
     Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.
    
     Письма как основа композиции представлены в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Переписка ведется двумя героями, оказавшимися на дне жизни: Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Обозначение жанра произведения – роман - употреблено Достоевским в его старинном значении, которое предполагает любовную тематику, описание перипетий судьбы героев. В первом же письме Макара Алексеевича Девушкина говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях.
    
     Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму для выражения нового содержания. Писатель взял характеры из самой бедной среды, что не было свойственно никаким предшествующим перепискам. Писатель доказал публике, что бедные, брошенные на обочину жизни люди заслуживают внимания, сострадания. Но самое главное, что давала Достоевскому форма писем, было впечатление полной объективности автора и одновременно полной достоверности фактов, чувств, переживаний людей.
    
     Первые же строки писем называют читателю героев: «Бесценная моя, Варвара Алексеевна!», «Милостивый государь, Макар Алексеевич!». Письма Девушкина подчеркивают его незлобивость, скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты. Особенно трагично звучит эта тема в эпизоде с генералом, когда у Макара оторвалась пуговица и нечем было ее пришить.
    
     Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.
    
     Наконец, судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.
    
     Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.
    
     Письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.

VIII. Особенности написания личных писем.

- Для того, чтобы вам было легче написать письмо, я подготовила небольшую памятку. Давайте ознакомимся с ней.

Памятка для написания писем.

1. Приветствие. Любое письмо обязательно должно начинаться с приветствия. «Здравствуйте», «Привет», «Добрый день» - написать эти слова не составляет никакого труда и занимает секунды. Мне лично не нравятся письма, в которых нет приветствия. Ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость.

2. Сформулируй цель своего письма, кратко, четко и логично изложи ее, после чего прочитай, как будто бы это читает тот, кому адресовано письмо. При необходимости проведи коррекцию написанного письмо.

3. Используй приемлемую для собеседника форму обращения. Фамильярность и надменность никогда не приносили успеха, зато уважение и признание – всегда приносят положительный результат.

4. Старайся в одном письме обсуждать не более трех вопросов. Не перегружай своего собеседника лишней информацией или подробностями, не относящимися к делу.

5. Не допускай иносказаний, намеков или того, что можно понять двояко. Если же ты сообщаешь свое мнение, напиши: «Мое мнение», если же сообщаешь факт, указывай время, место, событие, участников и другую точную информацию.

6. В конце письма обязательно попрощайся, пожелай что-нибудь хорошее.

(Памятку стоит раздать учащимся, вдруг у кого-то из них появится желание написать личное письмо).

- Это памятка для написания личных писем. Как писать деловое письмо мы узнаем в другой раз.

IX. Итоги урока.

- Ребята, что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?

- У кого-нибудь из вас появилось желание написать личное письмо?

- Замените вы электронную переписку перепиской от руки?

- Спасибо за урок!

X. Домашнее задание.

Написать личное письмо на любую тему.

(Письмо можно написать на следующем уроке, но мне кажется, что письмо – слишком личная вещь, над которой стоит подумать в тишине и уюте дома).

Список использованной литературы (интернет-ресурсы):

http://www.youtube.com/watch?v=6_kyjggnwLU

http://www.youtube.com/watch?v=hEZ4mHlYSNw

http://www.youtube.com/watch?v=bqxnYj9c-Zo

http://www.youtube.com/watch?v=fjeMBhnciOM&feature=fvst

http://www.textprom.ru/pages-vidy-delovyh-pisem.html

http://koptelov.org/how-to-write-emails/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8194/

http://shakin.ru/other/how-to-write-letters.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

http://www.examens.ru/otvet/1/11/1308.html

http://mp3ostrov.com/mp3/info/tat_ana-snejina-pis_ma-tvoi-1195493/

http://www.youtube.com/watch?v=JhA0MUJ5Avo

http://www.youtube.com/watch?v=8igAI3QQI5Q

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

http://www.ymniki.ru/epistolyarni-zhanr.html

http://www.znanie.info/portal/ec-letters.html

http://www.celuu.ru/army/16878.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова

Слайд 2

Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы МКОУ Киргинцевской СОШ Купинского района Новосибирской области Маер Ирина Александровна. Адрес образовательного учреждения: 632758 Новосибирская область, Купинский район, д. Киргинцево, ул. Центральная, 49. тел: (38358) 30-222. Домашний адрес: 632758 Новосибирская область, Купинский район, д. Киргинцево, ул. Центральная, 37. тел: (913) 451-90-33 эл. почта: maer.i.a@yandex.ru

Слайд 3

Цели: - Познакомить учащихся с понятиями «письмо», «эпистолярный жанр»; - Рассмотреть виды писем; - Познакомить с особенностями написания писем; - Выявить значение эпистолярного жанра в художественной литературе; - Учить писать письма; - Пробудить в учащихся желание писать письмо от руки; - Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Слайд 4

Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века. Торнтон Уайлдер

Слайд 5

Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст .

Слайд 6

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки

Слайд 7

Виды писем: Личные и деловые

Слайд 8

Деловые письма: Конфиденциальные и открытые

Слайд 9

Жанры деловых писем: Письмо-контракт, информационное письмо, рекомендательное письмо, рекламное письмо, письмо-просьба, письмо-предложение, мотивационное письмо, сопроводительное письмо, письмо о сотрудничестве, письмо-запрос и другие

Слайд 10

Домашнее задание: Написать личное письмо на любую тему.

Слайд 11

Спасибо за интересную работу!!! Пишите письма!!!

Слайд 12

Список использованной литературы (интернет-ресурсы): http://www.youtube.com/watch?v=6_kyjggnwLU http://www.youtube.com/watch?v=hEZ4mHlYSNw http://www.youtube.com/watch?v=bqxnYj9c-Zo http://www.youtube.com/watch?v=fjeMBhnciOM&feature=fvst http://www.textprom.ru/pages-vidy-delovyh-pisem.html http://koptelov.org/how-to-write-emails/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8194/ http://shakin.ru/other/how-to-write-letters.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 http://www.examens.ru/otvet/1/11/1308.html http://mp3ostrov.com/mp3/info/tat_ana-snejina-pis_ma-tvoi-1195493/ http://www.youtube.com/watch?v=JhA0MUJ5Avo http://www.youtube.com/watch?v=8igAI3QQI5Q http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE http://www.ymniki.ru/epistolyarni-zhanr.html http://www.znanie.info/portal/ec-letters.html http://www.celuu.ru/army/16878.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

по письму для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

по письму для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составленна для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Урок социально-бытовой ориентировки в 8 классе по теме «Телефон. Правила пользования телефоном и телефонным справочником. Культура разговора по телефону»

Данный урок  способствует формированию формирование у обучающихся необходимого запаса знаний, умений и навыков при пользовании телефоном и телефонным справочником,  знакомит их с прави...

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов)

Такие разные письма (урок-представление для учащихся 5-7 классов). Возможно использование данного материала как на уроках по предмету, так и на классных часах....