Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Данилина Галина Олеговна

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_urok_pisma.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма для учащихся 9 класса.

Тема: «Письма с фронта»

Цель:  углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. продолжить знакомство с эпистолярным жанром;
  2. актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи;
  3. совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;
  4. воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
  5. познакомить учащихся с письмами военных лет уроженцев Краснослободского района Республики Мордовия

Оборудование: письма и фотографии военных лет, презентация к уроку.

Форма проведения: урок-исследование с использованием компьютерной презентации.  

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя. Слайд 1.

Наш урок посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, ведь в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта Андрея Дементьева. Слайд 2.

II. Лексико-орфографическая работа. Слайд 3.  

Прежде чем перейти к теме нашего занятия давайте проведем лексико-орфографическую работу. Объясните лексические значения следующих слов: Эпистолярный жанр, эпистола, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение.

Запись в тетрадь слов –синонимов.

Эпистола (греч.) – письмо, послание

Письмо  

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения       чего-либо.

4. Стиль, манера художественного изображения

III. Постановка целей и задач урока. Слайд 4.

На доску проецируется треугольник солдатского письма с фронта Великой Отечественной войны.

-Что вы видите на экране?

- Почему письмо сложено треугольником?

(Слушаются ответы учащихся.)

-Сегодня на нашем уроке мы проведем исследование фронтового письма.

Выясним  его значение для того, кто его писал и кто его получал.

IV. Осмысление (изучение нового материала).

Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа.

Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала  силы  воевать и верить в победу

Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и  одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.

Сегодня мы поговорим только о двух семьях, через историю которых черной нитью прошла Великая Отечественная. Обе эти семьи жили в Краснослободске. Возможно, они и не были знакомы, но сколько общего трагичного пережили родители и дети этих семей. Сегодня мы будем говорить о семьях Крючковых и Рунковых. Благодаря их внукам и правнукам до наших дней дошли и сохранились  фронтовые письма, фотографии.

Давайте обратимся к архиву семьи Крючковых.

Синий домик на одной из улочек  Краснослободска. В нем жила большая семья Крючковых. Три сына и три дочери с начала войны ушли  на фронт. И было это делом обычным, ясным. Как и во множестве других семей. Потому что шла война. Слайд 4.

Война для Крючковой Ольги Петровны, пятой из детей, закончилась в июне 1946 года на Дальнем Востоке. Именно оттуда, когда конфликт с Японией был улажен,  и вернулась она домой в Краснослободск. Красивая  молодая женщина, грудь которой украшали ордена и медали, привлекала к себе внимание. Но была скромна, немногословна. И лишь спустя десятки лет рассказывала она своей дочери о войне, делилась страшными воспоминаниями. Тем , что нельзя было написать в письме. Просто не было таких слов.

Ольга Петровна в 1941 году училась в медицинском училище. Когда был объявлен набор добровольцев на фронт, Ольга Петровна и ее подруги из медучилища смело отправились в военкомат.  Там проверили документы: специальность была освоена, всем было по 19 лет. Так что военный комиссариат призвал их на фронт. В течение нескольких месяцев готовили их к ведению боя, обращению с оружием. И вот уже дорога на войну. Думали девчонки из Краснослободска, что служить будут санитарками. А попали в 565 истребительный авиационный полк, который располагался в городе Кубинка под Москвой. Поначалу растерялись. Не знали, что делать. Да и возможно ли 19-летним девчушкам управляться с самолетами? Вот уколы и перевязки они умеют делать. А с самолетами что? Но долго размышлять не было времени. Хрупкие молоденькие девчонки  были  определены на обслуживание самолетов. Их военная должность называлась оружейники. 5 мая 1942 года Ольга Петровна приняла присягу. В ее обязанности входило обслуживание и подготовка самолетов МИГ к боевым вылетам. Мыла самолеты, начищали до блеска их плоскости, чистили пулеметы, заправляли керосин. А еще снабжала самолеты  снарядами. Ящики со снарядами весили до 20 килограмм, авиационная пушка все 40 килограмм. Но девчонки справлялись. И даже латали дырки, если самолет попадал под обстрел. Помогали механикам. Слайд 5.

В авиаполку, так как он находился вблизи Москвы, часто бывали фотокорреспонденты. В одном из писем 1942 года и послала Ольга Петровна домой снимок. На снимке хорошо видно, что девушки авиаполка чистят пулемет.

А еще Ольга Петровна всегда вспоминала про жуткий холод. Когда руки и ноги стыли, буквально прилипая к самолету, а работать нужно было без перчаток и варежек. Иначе не почистить пулемета, да и другие детали требовали тщательной обработки.  И еще вспоминала бомбежки. Шум. Грохот. Дым. Хотелось бежать. Спрятаться от страха… Но выдержали, выстояли. И снова чистили, скребли, латали. Хотя полк имел боевые вылеты, то есть находился на особом положении, с питанием девушек-оружейников было плохо. А вот паек летчиков был получше. Жалели девчонок летчики, подкармливали их. Вот так в дружбе и выживали, хотя теряли друзей,  не все возвращались с боевых вылетов. До конца войны полк стоял в Кубинке. Но письма, адресованные маме, рассказывают лишь о хорошем: и с питанием хорошо, хлеба вдоволь, и что она не болеет, и белье у нее теплое. Лишь после войны узнала ее мама о всех трудностях и лишениях.

А этот снимок сделан 8 марта 1944 года. Крючкова Ольга Петровна во втором ряду вторая. Снимок пришел в Краснослободск лишь летом 1944 года. Но сколько было радости у родственников увидеть Олю в военной форме, да еще рядом с офицером.

В 1946 году вернулась домой старшая дочь Крючковых Евдокия. Она работала на сооружении оборонительной линии под Москвой. А попросту рыла окопы и противотанковые рвы.  И сколько она их вырыла, не помнит. Мужчины ломами, женщины лопатами долбили мерзлую землю. Земля, промерзшая на метр и более, лишь крошилась. И тогда ее отогревали. К окопам возили лес, жгли костры. И только потом рыли и долбили. Плохо было с питанием, жильем. Уставали смертельно, но стойко переносили трудности, выполняя норму выработки. Силы придавало то, что Родина нуждается в помощи, защите. Дни конца ноября – начала декабря 1941 года были особенно напряженные, ведь враг рвался вглубь страны, к Москве. А в письмах, которые приходили в Краснослободск суровые, сухие строчки: «Мама! Все хорошо. Копаем окопы под Москвой. Скоро война закончится. Всем привет… »

О службе младшей дочери Крючковых Анастасии рассказывают и письма, и фотографии, и  своего рода реликвия - потрепанная пожелтевшая от времени красноармейская книжка, чудом сохранившаяся. Слайд 6.

Читаю в книжке: « Призвана  9 июня 1944 года. Воинская присяга принята 10 июля 1944 года. Прохождение службы: 85 отдельный Псковский полк связи. Должность: старший санитар автомобильной роты. Демобилизована  28 августа 1945 года. А еще здесь же: «Награждена медалью « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45гг».

Анастасия Петровна будучи рядовой санитаркой прошла недолгий путь войны. Но ее рассказы о боях в письмах были самые горькие, ведь на ее глазах гибли и умирали. Писала она о том, что лекарств и перевязочного материала практически не было. Приходилось бинты использовать несколько раз.     Снимали бинты с повязок и  стирали их.

Тонкой ниточкой, связывающей семью Крючковых, в единое целое были еще немногочисленные  письма с фронта сыновей: Григория, Алексея, Ивана. Но они, к сожалению, не сохранились.

Ольга Петровна, Евдокия Петровна, Анастасия Петровна вместе с  их мамой и бабушкой, перечитывая их, даже спустя много лет плакали. Плакали по-настоящему, горько, поминая и называя братьев   по именам. Алексей погиб в первые месяцы войны на границе с Белоруссией. Сложили свои головы на полях сражений Григорий и Иван.

Вот такая история семьи Крючковых.

Вопросы учащимся. 

-Ребята, как вы думаете: почему те, кто были на фронтах войны, скрывали все трудности и лишения? Почему не писали о том, что было на самом деле? (Ответы детей).

А теперь обратимся к истории семьи Рунковых.

Род Рунковых издавна проживал в деревне Зарека, что в пригороде Краснослободска.

В их семье было девять детей. Четверо из них воевали в годы Великой Отечественной войны. Двое погибли.

Первым в Красную Армию в 1939 году был призван Василий. 22 июня 1941 года он встретил на Балтийском флоте, где служил на подводной лодке.

Вторым на войну, в ноябре 1941 года,  был мобилизован Алексей. Воевал на Украине. После тяжелого ранения умер в 1943 году.

Старший из братьев Павел имел бронь, так как занимал партийную должность, но рвался на фронт. В 1942 году на территории Мордовии он формирует 141-ю стрелковую дивизию. И летом же 1942 года дивизия вступает в первый бой под Воронежем. В 1943 году погибает в бою.

В 1942 году призвана на фронт Мария. Служила радисткой на границе с Китаем. Демобилизована в 1945 году.

Василием Рунковым с войны привезены 22 письма. Их писали ему разные люди: братья, сестры, школьные товарищи и боевые друзья. Эти пожелтевшие листочки плавали с ним вместе на подводной лодке! Они были той ниточкой, которая соединяла его с внешним миром во время боевых походов. Он их и берег.

Давайте еще раз перечитаем эти строчки, вдумаемся в их смысл, попытаемся хотя бы представить людей, которые их писали.

Вопросы учащимся. 

- Ребята, вы прослушали лишь несколько писем. Это письмо из деревни и письма от сестры и брата с фронта. Какими чувствами проникнуты эти письма?

Что их объединяет? Кого вы хорошо представляете, когда слушали ? Как они , по-вашему, выглядели? Как вы думаете, каково значение этих писем для получателя? отправителя?

V. Заключительное слово учителя.

Размышляя о тяжелом военном времени, о нелегкой невеселой молодости, понимаю, что любовь к Родине, ее свободе была сильнее, чем личное благополучие. Потому-то и провожали матери и отцы, благословив, своих сыновей и дочерей на войну. Плакали, молились и ждали. Верили, что вернутся, придут. И непременно с победой. А их дети: обычные  девчонки и парни, приняв благословение, смело шли на войну. Шли на борьбу с врагом за правое дело. Шли в бой, ради свободы своих матерей и отцов, родных. Шли в бой с твердой верой в победу. Сражались с врагом. И побеждали.

И закончить наш урок я хотела словами  поэта Иосифа Уткина.  Слайд 11.

Домашнее задание

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.

В год 65-летия Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть:

- письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны;

- письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире»;

-письмо-рассуждение «Что я делаю для того, чтобы всегда был мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма по теме "Напиши мне письмо..."

Урок письма проводился с учащимися 4-го класса. В подготовке и проведении урока самое активное участие принимали учащиеся 6-го класса. Основная цель урока - популяризировать эпистолярный жанр. На урок...

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Конспект урока письма и развития речи «Деловое письмо. Заявление».

Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. Поэтому подготовка обучающихся к практической жизни и общественно-полезному труду направлена на формирование навыка владения делово...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Урок письма в 6 классе. «Секреты письма

Тема. Урок письма в 6 классе.   «Секреты письма».              Цели урока....