урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

 

Цели урока:

обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;

развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма,

воспитания: воспитывать бережное  отношение к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_na_konkurs.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище №57 Краснодарского края

Методическая разработка урока-письма

« Этот интересный  эпистолярный жанр письма».

                                                           Преподаватель русского языка и

                      литературы

                                                              Толстякова Валентина Степановна

                                                   2012

Тема: « Этот интересный  эпистолярный жанр письма»

Цели урока:

обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;

развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма,

воспитания: воспитывать бережное  отношение к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.

Оборудование:

1) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

2)Выставка книг: «Письма А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой»,

Письма   И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.

Ф.М. Достоевский «Бедные люди».

3)Аудиозапись любой из  песен: «В землянке» А.Суркова, «Жди меня» К.Симонова, «Темная ночь» В.Агатова;

4)конверты

5)компьютерное оборудование

  Ход урока

I.Оргмомент.

II. Изучение новой темы.

 1.Вступительное слово учителя:

 а) беседа с учащимися о том, хранятся  ли письма в их семье, давно ли они получали письма, писали ли сами, интересно ли им читать письма, сложно или нет написать письмо. Нужны ли какие-то особенные знания для написания письма?

б) сегодня, в век информатизации и компьютеризации  стало привычным звонить по телефону или обмениваться SMS-сообщениями — просто и быстро. Задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо - это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Эту особенность письма подчёркивает и педагог Шалва Амонашвили: «Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой».

Сегодня на уроке мы постараемся показать, насколько интересен жанр письма, откуда он берет начало, каково искусство письма.

Помощниками на уроке будут учащиеся – историки, учащиеся – литераторы, учащиеся – лингвисты, учащиеся –писари.

2. Выступление группы историков:

«Письмо. Что это значит?». 

Вначале появилось картинное письмо (пиктография) (показывают иллюстрации): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

 Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий (представлены фотоматериалы и вырезки из газет и журналов). Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском.

 Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

3.Учитель:  Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.

 Найдите в словаре  значение слова эпистолярный.

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.

4.Выступление группы историков:

«Эпистолярный стиль».

Эпистолярный стиль развился из бытовой переписки. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708). В XIX в. также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» (1881). В эпистолярном стиле выделяются письма, с одной стороны, как особый жанр публицистической и художественной прозы («Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Письма к другу» Ф.Н. Глинки, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского) и, с другой стороны, как средство делового, профессионального и личностного, дружеского общения. Издается переписка известных людей, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни (письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.). В первом случае в письмах преобладает образность, художественность изложения, во втором – разговорность стиля, эмоциональность или официальность.

Особенности эпистолярного стиля.

К особому типу относится официальная переписка, содержащая определенные каноны, черты официально-делового стиля, набор клише.

Частные письма несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения. В письме пишущая личность выдвигается на первый план.

Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны как непринужденная, так и официальная форма обращения. Используются этикетные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются авторское «я», многообразие и единство авторского образа, диалогизация речи.

5.Учитель: Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, попробуем их объяснить: адрес, адресат, адресант, конверт, эпистола, почтальон, почта и т.д.

6. Выступление группы лингвистов с использованием слайдов (толкование вышеуказанных слов с использованием справочной литературы)

7. Учитель: Однажды К. Рылеев сказал: Сколько понятий включает в себя это поистине богатое, волшебное слово! Что может быть более интригующим, загадочным, чем письмо, еще не раскрытое, которое держишь в руке, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь — «бросить в бездну без стыда». Не зря художники слова нередко избирают письма как форму романного повествования. Часто ли вы встречаете в художественных произведениях переписку героев?

8. Выступление группы литераторов:

Представляют выставку  произведений, написанных в жанре письма,

читают «Во глубине сибирских руд» А.Пушкина, «Письмо матери С. Есенина.

9. Учитель: Жанр «письма» был особенно популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы: «В землянке» А.Суркова, «Жди меня» К.Симонова, «Темная ночь» В.Агатова и т.д. Шестнадцать «домашних» строк из письма А.Суркова жене стали песней благодаря композитору К.Листову.

 (прослушивание аудиозаписи одной из песен)

10.Учитель: Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.

Сравните два письма (письма на экране):  одно – написано аккуратным почерком с соблюдением формул вежливости, другое – с большим количеством помарок, без полей и абзацев на мятом листе бумаги)

Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд всё равно остановится на листе. Что вы можете сказать об авторах этих писем?

11.Ответы учащихся

 12. Учитель: Вы видите красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги и многие другие “мелочи” внешнего оформления письма. Значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза бросилось обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д. И вот перед глазами читающего встает образ пишущего. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда ещё не прочитано ни строки, когда не осмыслено содержание письма.

Вывод напрашивается сам собой:  аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Ведь “встретив по одежке”, читающий уже формирует своё отношение к корреспонденту своего рода предвзятость, на основе которой и будет формироваться отношение к содержанию письма. В ваших интересах, чтобы форма письма помогла, или, по крайней мере, не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления писем доведено почти до совершенства.

13. Работа группы писарей:

а)знакомство с правилами оформления письма (Правила оформления раздаются каждому ученику):

1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).

2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”). Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.

3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).

4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.

5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.

б) Практическая работа:

 «Как оформить конверт»

(учащиеся  получают по конверту,  специально подготовленный учащийся  диктует правила оформления конверта, все остальные  подписывают конверт):

Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.

Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.

Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.

15.Составление плана письма.

Учитель: С чего начинается письмо? (С приветствия). Какие слова приветствия вы  знаете? (Выслушиваются ответы) Как ты обратишься в письме, если оно адресовано: а) учителю; б) другу; в) родителям? Как еще можно обратиться в письме?

Вывод: Учитывайте с кем? Почему? Для чего?...вы общаетесь.

Чтобы было понятно твое  письмо, обязательно нужно соблюдать  последовательность абзацев. Следующий абзац вашего письма  вступительное слово.

 Начинают письмо со слов: Благодарю за сообщение, которое я получил. Спасибо, что нашёл время написать мне письмо. Спешу сообщить тебе о том, что и т. д. (ученики дополняют) Какие вопросы ты бы задал другу, если бы с ним встретился?  (Выслушиваются ответы детей)

В  следующем абзаце (основная мысль) вы высказываете свои мысли о том, что побудило вас написать письмо, что тревожит вас.  (Выслушиваются ответы детей)

Вывод: В письме нужно писать только то, что происходит в действительности или какие планы строятся на будущее.

В следующей части можно что-то пожелать другу? (Хорошего здоровья, учёбы, отдыха, поездки, встречи с кем-то, достижений в спорте и т. д.)

Какие слова говорят на прощание? (Крепко жму руку, низко кланяюсь, целую, с  нетерпением жду ответа.)

 (Учитель раскрывает боковую часть классной доски, на которой написан текст письма с пропущенными словами)

Перед вами письмо вашему другу о сегодняшнем уроке. Вставьте пропущенные слова.

 ( имя )! Сегодня у нас был урок по теме «Письмо». Он был … Я узнал, что … и научился … Оказывается, важно даже то, …! На уроке мне было … когда мы встретимся, я  познакомлю тебя с …, которые я записал в тетрадь.

 ( подпись ).

Ребята, теперь мне хотелось бы, чтобы вы озвучили это письмо, если вам было что написать другу.

III. Итог урока.

Учитель: Письмо - это личные мысли, которые предназначены для конкретного человека. Чужие письма можно читать только с разрешения человека, который написал это письмо.  Кому из вас нравится получать письма? Очень приятно получать весточки от родных и знакомых. Письмом вы оказываете внимание, любовь. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!

IY. Домашнее задание: написать письмо ветерану, другу, семье.

Y. Выставление оценок за работу на уроке.

Дополнительный занимательный материал к уроку(загадки):

Почтальон принес вам загадки. Подойдите к столу и возьмите себе одну загадку, отгадать которую вы должны за 1 минуту, например,

  Без крыльев, а летает.

Без языка, а говорит. (Письмо)

У нас рубят,

А в Москву щепки летят. (Письмо)

Дом из жести,

А жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик)

Голубочка бела  в избу влетела,

Что на свете видала,  про всё рассказала.

Языка не имеет,   а у кого побывает,

Тот многое знает. ( Газета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Публицистический стиль. Интервью - жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Данный урок построен на краеведческом материале. Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью;научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение  к людям...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)

В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

Как написать письмо (урок русского языка в 6-ом классе)

Урок развития речи в 6-ом классе. Тема: "Как написать письмо"....

конспект урока "Напиши мне письмо" по русскому языку в 5 классе

конспект урока - игры в 5 классе "Напиши мне письмо" построен в виде путешествия по городу. Остановки "Лексическая", "Орфографическая" и т.д. Данный урок позволяет повторить изученное в первом полугод...

Урок письма на тему "Письмо как эпистолярный жанр"

Учебно-методический материал предназначен для уроков развития речи по русскому языку. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для учащихся виде. Знакомит учащихся с  письм...

"Как прекрасен этот мир!" (интегрированный урок литературы, русского языка, биологии)

Интеграция уроков разных учебных дисциплин способствует повышению учебной мотивации и развитию коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Они получают возможность не только рассмотреть ...