Открытый урок письма в 9 классе «Деловое письмо. Объяснительная записка»
план-конспект урока (9 класс)
Тема: Деловое письмо. Объяснительная записка
Цель: Обучение написанию объяснительной записки
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с деловой бумагой - объяснительной запиской, познакомить с правилами оформления, формировать умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки, учить составлять ее по образцу.
Коррекционно-развивающие: корригировать мыслительные процессы, на основе упражнений в анализе, синтезе, сопоставлении, установлении причинно- следственных связей, через работу с алгоритмом написания деловой бумаги.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, социализация учащихся в обществе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, части объяснительной записки, дидактический материал (индивидуальные карточки с заданиями).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
Открытый урок письма в 9 классе
«Деловое письмо. Объяснительная записка»
Подготовила:
учитель русского языка и чтения
Кочетова Елена Геннадьевна
р.п. Благовещенка
март 2025 год
Урок №
Тема: Деловое письмо. Объяснительная записка
Цель: Обучение написанию объяснительной записки
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с деловой бумагой - объяснительной запиской, познакомить с правилами оформления, формировать умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки, учить составлять ее по образцу.
Коррекционно-развивающие: корригировать мыслительные процессы, на основе упражнений в анализе, синтезе, сопоставлении, установлении причинно- следственных связей, через работу с алгоритмом написания деловой бумаги.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, социализация учащихся в обществе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, части объяснительной записки, дидактический материал (индивидуальные карточки с заданиями).
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: проблемно-поисковая, дифференцированная, здоровьесберегающая, ИКТ
Ход урока
- Организационный момент
Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация внимания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют задание | Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи! Желаю вам хорошей работы на уроке. | Слайд |
- Актуализация знаний.
Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Повторить изученное. Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют задание Выполняют самостоятельно Ответы учащихся |
Прежде чем начнем писать, давайте, разомнем пальцы. Взяли ручку и потерли между ладошками, сжали руки в кулаки, потерли ладони. Запишем в тетради сегодняшнее число.
Цель: закрепить написание словарных слов
Подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить. Руководитель учебного заведения – директор. Деловая бумага, подтверждающая право человека на что-то – документ. Человек, занимающийся деловыми бумагами – секретарь. Обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам поведения – дисциплина. Описание своей жизни – автобиография. Проверьте написание слов с экрана. Поднимите руку, кто написал без ошибок. Где мы используем данные слова? Как вы можете объяснить выражение «деловое письмо», для чего оно нужно? Деловые бумаги занимают большое место в жизни современного человека. Важную роль играет правильно оформленные документы, которые вызывают уважение к человеку. Документ, составленный с ошибками недействителен. Вспомните, какие виды деловых бумаг мы с вами уже учились заполнять? (заявление, автобиография, расписка, объявление, поздравление, письмо и д.р.) | Слайд проверка со слайда фронтальный опрос |
- Определение темы и цели урока
Цель: определить тему, обозначить цели и задачи изучаемого материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся формулируют тему урока. Составим план написания объяснительной записки, ее части | Чтобы узнать тему урока, послушайте стихотворение, доскажите слова. Много видов деловых бумаг мы знаем. Правила правописания в них строго соблюдаем. Надо что-то продать, обменять – Пишем … объявление. Летом всем вам поступать – Необходимо … заявление. Взял в долг денег у подруги – Напиши … расписку. Надо другу новость сообщить – Напиши ему … записку. Если в поступке твоем причина неуважительная, Такая записка называется … объяснительная. Сформулируйте тему урока. Какие задачи нам придется решать на уроке? Что будем учиться делать? Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать объяснительную записку | Слайд Слайд |
- Изучение нового материала
Цель: продолжить знакомство с деловой бумагой - объяснительной запиской, формировать умение различать и выделять смысловые части в тексте объяснительной записки, учить составлять ее по образцу. Корригировать мыслительные процессы: анализ, синтез, сопоставление, установления причинно- следственных связей.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся Выполняют задание на доске Записывают схему с доски в тетрадь Устно отвечают Составляют записку на парте Ответы учащихся Работают в тетради | А как вы думаете, что такое объяснительная записка? Объяснительная записка – это деловое письмо, где автор объясняет причины свершившегося события, поступка, нарушения правил. По вашему мнению, в каких случаях пишется ОЗ?
Необходимые части объяснительной записки: кому адресуется объяснительная записка от кого; название деловой бумаги; текст объяснительной записки; дата объяснительной записки (слева); подпись (справа). Объяснительная записка – важная деловая бумага. Главное в объяснительной записке – правдивое и убедительное объяснение причины нарушения дисциплины, совершения неблаговидного поступка и др. Объяснительная записка – это не только деловая бумага. Это ещё и самовоспитание, умение понять и признать свою вину.
Что пишется в правом верхнем углу листа? Где пишется название деловой бумаги? С какой буквы? (с маленькой). Что ставим в конце названия деловой бумаги? (точку). Что нужно указать в объяснительной записке? (поступок и причину нарушения дисциплины, поведения). С какой буквы пишется местоимение я? (с большой буквы). Как выделяется на письме ФИО? (запятыми) Где пишется дата? (в левом нижнем углу). Где ставится подпись? (в правом нижнем углу).
Библиотекарю школы - интерната ученика 9 класса Иванова О. Г. Я, Ф.И.О., не могу вернуть вовремя книгу в библиотеку, так как я ее потерял. Обещаю купить такую же книгу. 21.10.2015 г. объяснительная записка. Подпись.
| Слайд Записывают определение в тетрадь на доске части уточнить содержание записки Фронтальный опрос работа в парах слайд по карточкам |
- Физминутка
Цель: Снять утомляемость, эмоциональную скованность и тревожность.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют физминутку | Потерли ладони, горячими ладошками потерли ушки, зажмурились, поморгали, с закрытыми глазами сидим. Если услышали слова, которые употребляются в официальных документах – хлопнули. Чудесный случай, прошу принять меня, расписка, отличный денек, объявить благодарность, хорошая музыка, директор, поздоровался, родился в Благовещенке, поздравляю с днем рождения. | Слайд |
- Закрепление полученных знаний.
Цель: Учить применять знания по аналогии. Корригировать мыслительные процессы: анализ, сопоставление, действие по аналогии и образцу.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | ||||||||||
Выполняют тест Составляют записку и записывают |
Подчеркни, когда необходимо писать объяснительную записку. Опоздание домой с прогулки. Драка в школе. Поступление в лицей. Отсутствие школьной формы. Опоздание в кинотеатр. Отсутствие на уроке. Самовольный уход из школы. Нарушение дисциплины на празднике. Отсутствие домашнего задания. При поступлении на работу. При покупке продуктов питания. При нарушении правил дорожного движения. При опоздании на работу. При утере книги в библиотеке.
Написать объяснительную записку с указанием причины (причина у каждого индивидуальная).
Обдумайте содержание документа, построение предложений, выбор слов и оформление при письме. Ещё раз посмотрите расположение частей этого документа на странице. Обменяйтесь объяснительными записками, которые вы написали, проверьте. | Слайд Индивидуальная помощь Фронтальный опрос - проверка взаимопроверка |
- Домашнее задание
Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают в дневник задание | Напишите объяснительную записку от своего имени. В объяснении кратко, без подробностей укажите причину отсутствия на занятиях. 1-2 группа по заданию 3 группа списать с карточки | Слайд |
- Итог урока, оценивание.
Цель: Сделать вывод и подвести итог. Отметить работу учащихся.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Ответы учащихся |
Чему мы научились сегодня на уроке? Как в жизни пригодится то, чему мы с вами научились? Выставление отметок. Какую оценку вы бы себе поставили? Я согласна… я не согласна…. Если урок понравился, похлопайте. | Слайд |
Физминутка для глаз
В нашем классе любят шутки, посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза, отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали и опять работать стали.
Потерли ладони, горячими ладошками потерли ушки, зажмурились, поморгали, с закрытыми глазами сидим. Если услышали слова, которые употребляются в официальных документах – хлопнули.
Чудесный случай, прошу принять меня, расписка, отличный денек, объявить благодарность, хорошая музыка, директор, поздоровался, родился в Благовещенке, поздравляю с днем рождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы И.Н.К...

Урок по развитию речи. "Деловое письмо. Объявление"
Урок развития речи. Деловое письмо.Тема: «Объявление»...

Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс
Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 10- 11 класса «Деловое письмо»
Данный курс направлен на развитие навыков делового общения на английском языке и предназначен для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы. Курс соответствует основным положениям концепции с...

Обучение письму: личные и деловые письма
В статье представлен материал, раскрывающий разницу в написании писем делового и личного характера...

Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка»
Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Записка» (коррекционная школа)...
Конспект урока по русскому языку «Деловое письмо. Заявление»
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями «Деловое письмо. Заявление» направлен на формирование навыков правильного составл...