Билет №8
консультация по истории (8 класс)

1. Церковная реформа Петра I, Феофан Прокопович и его деятельность.
2. Музыка и театр в России XVIII века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilet_no8.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Церковная реформа Петра I, Феофан Прокопович и его деятельность

Пётр I, став во главе государственного правления, видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России. Пётр не допускал самостоятельности церкви в государстве, не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего ближе. Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви.

В октябре 1700 Патриарх Адриан умер. Вскоре была создана должность блюстителя и управителя Патриаршего Престола, на которую был назначен митрополит Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры, все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был уничтожен.

                                                Феофан Прокопович

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)

Архиепископ Новгородский (с 1725), первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода  (с 1721), первенствующий член Синода Русской Православной Церкви (с 1726); проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I.

    В 1711 году Феофан Прокопович был вызван Петром в царский лагерь во время Прутского похода, после чего Петр назначил Феофана ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря в Киеве. Уже на новой должности Прокопович продолжил свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей, затрагивающих различные богословские вопросы. 

Петровская реформа церкви

В 1716 году Петр вызвал Прокоповича в Петербург для осуществления реформы церкви.

Дело в том, что Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм и считал, что император является понтификом, то есть епископом над всеми епископами и главой не только над мирским чином, но и над духовенством.

Он стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им были составлены «Духовный регламент» (1721), «Слово похвальное о флоте российском», «Слово о власти и чести царской» (1718), подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» (1722) под заглавием: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» и многие другие сочинения, где Феофан изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма.

В 1720 году Феофан Прокопович был возведен в сан архиепископа.

После Петра I

При Петре Феофан имел колоссальный авторитет, позволявший ему действовать совершенно без опаски, не обращая внимания на своих политических оппонентов. После смерти Петра ситуация изменилась, но ненадолго. Прокопович сумел завоевать доверие императрицы Анны Иоанновны и вновь получив прочное положение при Дворе и в Синоде.

2.Музыка и театр в России XVIII века.

                                                                       Музыка

Новые формы великосветского быта  –  гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы  и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы  – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра  в каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая  заводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.

Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И.А. Марешом по поручению С.К. Нарышкина. Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,  поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта.

В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики.                         В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

                                                                         Театр

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года, театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. A.С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают B.А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

билеты по физике -2011

Предлагаемый комплект билетов универсален по содержанию, поскольку опирается на требования федерального компонента стандарта основного (общего) образования и не зависит от особенностей методики препод...

билеты по физике

http://nsportal.ru/node/24372/edit...

Билеты по экономики за курс 9 класса

Все билеты по экономи за курс 9 класса, содержат полные ответы по вопросам, схемы, таблицы, простое и понятное объяснение, что поможет как учителям, так и учиникам, при подготовки к экзамену по эконом...

Билеты по геометрии за 9 класс.

Билеты по геометрии за курс 9 класса содержат 3 вопроса: два теоретических и один практический(решение задачи)....

Билеты для устного экзамена по геометрии.

Материалы для промежуточного экзамена по геометрии....

Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"

Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....

Билеты к итоговому зачёту по обществознанию 9 класс

Зачёт на основе последнего комплекта билетов к экзамену (3 вопроса)...