Конспект урока по теме "Русские путешественники и первопроходцы"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Селиванова Татьяна Николаевна

Методическая разработка урока для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkie_puteshestvenniki_otkrytyy.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русские путешественники и первопроходцы XVII века»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Цели: познакомить с политической географией русских земель в XVII в.; характеризовать значение освоения новых территорий.

Планируемые результаты: 

предметные: давать определения понятий: абориген, аманат, коч, ясак;  высказывать суждения о целях первопроходцев; сравнивать достижения русских путешественников и первопроходцев XVII в. по выбранным критериям; перечислять плюсы и минусы взаимодействия племен, проживающих на присоединенных к России территориях, с русским населением; изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников; показывать на исторической карте маршруты русских путешественников и первопроходцев; определять исторические процессы, события во времени; 

метапредметные:  1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участвовать в коллективном обсуждении проблем, 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии; 

личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, адаптированные карты для детей с ОВЗ (слабовидящих); рабочие карты ученика, «слепая карта» для практикума в формате задания ЕГЭ, презентация «Русские путешественники и первопроходцы» (совместное творчество учителя и учеников.

Основные термины:

Абориген – коренной житель местности.

Аманат – заложник, переданные в обеспечение выполнения какого-либо договора или каких-либо обязательств.

Коч – деревянное однопалубное одномачтовое парусно-гребное мореходное судно северных и сибирских промышленников.

Ясак – натуральный налог пушниной, который выплачивали северные народы

Ход урока

  1. Оргмомент – 2 мин.
  2. Изучение нового материала- 30 мин.

- Кто и как шёл в Сибирь (работа с текстом учебника, заполнение таблицы)

- Семён Дежнёв,

- Походы на Дальний Восток ( Поярков, Хабаров, Атласов)

- Освоение Сибири (значение, плюсы и минусы)

     3.  Закрепление изученного материала – 5 мин.

          - работа со «слепой картой»

     4.  Итоги урока. Рефлексия. – 3 мин.

1. Учитель: Говоря о внешней политике России, мы всегда упоминаем о её восточном направлении, т.е. о продвижении на Дальний Восток и в Сибирь. Напомните с именем какого правителя России связаны первые упоминания об освоении русскими сибирских просторов?

Ученики: Ивана Грозного.

Учитель: В каком веке это происходило?

Ученики: В XVI веке.

Учитель: С какими событиями это связано?

Ученики: С разгромом Сибирского ханства.

Учитель: Как называют людей, которые открывают и осваивают новые земли?

Ученики: Путешественники, исследователи, первопроходцы.

Учитель: О них мы сегодня и будем говорить. Тема урока: «Русские путешественники и первопроходцы XVII века». (1 сл.)Включить презентацию. Презентация – это совместное творчество учеников и учителя.

  1. Задача, которая сегодня стоит перед нами, выяснить какое значение имело освоение сибирских и дальневосточных земель для России. (2 сл.)

Демонстрируется карта Сибири (3 сл.)

Учитель:  В XV-XVII вв. русские землепроходцы отправлялись за Уральские горы на просторы Сибири. Что означает название «Сибирь»?

Существует три версии происхождения слова «Сибирь». По одной из версий, название «Сибирь» произошло от тюркского слова «сибэр», которое в переводе означает «красивый». Древние татары могли назвать так земли к востоку от своих владений, так как красота сибирской природы и сейчас поражает воображение. Многие названия рек, озер и населенных пунктов в Сибири имеют тюркское происхождение.

Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображениями природных ландшафтов Сибири. (4-5 сл.)

А в переводе с монгольского слово «шибер» означает болотистую местность, поросшую лесом. В южных районах Сибири березовые рощи перемежаются с болотами, подчас непроходимыми. Монголы пришли в Сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они никак не могли. (6 сл.)

Третья версия связана с одним из тюркоязычных народов, проживавшим за Уралом и называвшим себя «сабырами». Эту территорию на картах стали обозначать как земли сабыров или Сибирь.

Как бы то ни было, но распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с продвижением русских первопроходцев за Урал. А кто и как шел в Сибирь?  Из далеких Холмогор, из Архангельска, из Устюга Великого, с Печоры и ее притоков приходили русские землепроходцы в Сибирь. В низовьях Оби в 1601 г. была основана знаменитая Мангазея — укрепленный город-острог. Отсюда и брал свое начало северный путь освоения Сибири. (7 сл.)

А теперь поработаем с учебником и таблицей в рабочей карте: открываем учебник на стр. 88, таблицу «Кто и как шёл в Сибирь». Читаем п.1 учебника, на основании его заполняем пустые графы таблицы.

Кто и как шёл в Сибирь

Категории населения

Цель

Казаки

В качестве военной силы, а также для охраны строившихся крепостей.

Охотники – «промышленники»

Добыча пушнины и моржовых клыков.

Купцы

Торговля со служилыми людьми и аборигенами. На каждый вложенный рубль – прибыль 30 рублей.

Черносошные крестьяне

Освоение новых пахотных земель.

Ремесленники

Строительство крепостей, изготовление товаров на местах.

Преступники, иноземцы-военнопленные

Ссылка.

Вольные переселенцы

Освоение новых земель. Уход от налогов и податей.

Учитель: Чем же была так привлекательна Сибирь для путешественников?

Демонстрация слайдов с изображениями бояр в собольих шубах, сабель и кинжалов с рукоятками из моржового клыка. (8 сл.)

Говорили, что за «Камнем» (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край — иди хоть два года и не дойдешь до конца. В этом краю несметные богатства: много пушного зверя, рыбы, а в Ледовитом океане — невиданные морские животные. Особенно дорого ценились соболиные и песцовые шкурки и моржовые клыки — «рыбий зуб». В то время только самые богатые и знатные люди могли позволить себе иметь собольи шубы, а из моржового клыка делали рукоятки кинжалов и сабель, украшения для царских дворцов.

Велики богатства Сибири, но сурова природа этого края. Освоение Сибири было трудным делом, которое было по силам лишь сильным, смелым и трудолюбивым людям. О них рассказ впереди. У вас в рабочей карте таблица «Первопроходцы XVII века» - её нужно будет заполнить по ходу рассказа.

Ученик 1: - Семён Дежнев

В июне 1648 г. 90 человек (по другим данным 105 человек) на семи кочах вышли из устья Колымы и двинулись на восток вдоль морского побережья.

(Демонстрация 9 слайда с изображением коча.)

На западном берегу Белого моря от города Онега до города Кемь жили русские люди, которые называли себя поморами. Поморы были хорошими рыбаками, охотниками, а также путешественниками и торговцами. Их суда - кочи использовали для освоения Сибири. Обычные суда не предназначены для хождения в суровых северных морях и реках, которые каждую зиму сковывает лед. Если обычное судно попадает в ледяной плен, то лед ломает его корпус. Но низ корпуса коча имеет форму, напоминающую скорлупу грецкого ореха. Надавит лед — а коч выскочит наверх на льдину целый и невредимый.

Учитель: Давайте обратим внимание на новый термин в рабочей карте, прочитайте его - Коч-деревянное однопалубное одномачтовое парусно-гребное мореходное судно северных и сибирских промышленников.

Ученик 1: Возглавлял эту экспедицию Семен Иванович Дежнев.

(Демонстрация портрета С.И. Дежнёва 10 слайд.)

Семен Дежнев служил в Тобольске, Енисейске, Якутске. Он совершил походы из Якутска в район Средней Яны и по реке Индигирке до Северного Ледовитого океана (моря Студеного).

Во время экспедиции 1648 г. до Большого каменного носа (так называл позднее Дежнев северо-восточный выступ Азии) добрались лишь три коча — Алексеева, Дежнева и Анкуадинова, причем последний там же разбило о камни. Людей с него подобрали Алексеев и Дежнёв. Затем первопроходцы прошли проливом, носящим ныне имя Беринга. Разбушевавшееся море долго носило коч Дежнёва и бросило его на пустынный берег далеко к югу от реки Анадырь. В течение 10 недель Дежнёв и его 24 спутника, претерпевая в условиях начавшейся зимы невероятные лишения, добрались на лыжах и нартах, «сами пути себе не зная», до Анадыря и провели там страшную голодную зиму.

Этим походом было доказано существование прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий (пролива, отделяющего Евразию от Северной Америки). Тем самым было совершено одно из крупнейших географических открытий XVII в. (слайд 11- карта).

К весне 1649 г. у Дежнёва осталось всего 12 человек. Изготовив лодки, люди поднялись на них вверх по Анадырю, взяли ясак с местного населения и основали зимовье — будущий Анадырский острог.

Дежнёвым были исследованы и нанесены на карту берега реки Анадырь. Им были совершены походы по реке Анюй (1659 г.), по низовьям Лены (1662 г.), по низовьям реки Оленек (1667-1668), по Вилюю (1669 г.).

Учитель: у вас в рабочих картах есть  Приложение - цветная карта. На ней проложены маршруты первопроходцев XVII века. Обратитесь к легенде карты – каким цветом проложен маршрут С. Дежнёва? Внимательно проследите его.

Ученик 1: Деятельность Дежнёва по исследованию Сибири получила высокую оценку правительства. Дежнёву был присвоен чин казачьего атамана.

После этой экспедиции Дежнёв ещё 10 лет прослужил в Анадырском остроге. В 1664 г. он доставил из Якутска моржовую кость и меха в Москву, где впервые за 19 лет получил жалованье и чин казачьего атамана. Вернувшись, он опять служил приказчиком в зимовьях и умер в 1673 г. в Москве, сдав очередную «государеву казну». Пройденный им пролив между Азией и Америкой был указан на русской карте Сибири— «Чертеже Сибирской земли» 1667 г., но к концу XVII в. открытие забылось: слишком редко пропускало неспокойное море корабли.

Впоследствии его именем были названы самый восточный мыс Чукотского полуострова, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на реке Амур. В память об отважных мореходах на крайней точке земли, на ветрах двух океанов стоит памятник Семену Ивановичу Дежневу. (слайд 12)

- Походы на Дальний Восток

Учитель:  Неужели первопроходцев не страшили сибирские просторы и морозы ?

Обратимся к понятию «первопроходец» в рабочей карте. Первопроходец- человек, проложивший новые пути, открывший новые земли

Учитель:  За короткую северную навигацию можно было сделать лишь один рейс. Иногда коч задерживали встречные ветры или ранние холода преграждали ему путь. Тогда приходилось останавливаться на девятимесячную зимовку, а плавание продолжать только следующей весной. Но дело того стоило - охотник, собравший за зиму несколько соболиных шкурок, мог разбогатеть. А что говорить о торговцах, которые выменивали железный котел на такое количество соболиных шкурок, которое этот котел мог вместить!

Учитель: Сейчас мы послушаем рассказ о Ерофее Павловиче Хабарове.

Ученик 2:  В 1649 г. отправился на Амур отряд торговца из устюжских крестьян Ерофея Павловича Хабарова.

(Демонстрация портрета Е.П. Хабарова  слайд 13.)

Получив поддержку якутского воеводы, Хабаров снарядил на собственные и заемные средства отряд. Тяжело пришлось первооткрывателям. Они тянули против течения тяжело нагруженные суда, а когда наступила зима, на лыжах двинулись через горы.

Учитель: Обращаемся вновь к нашей карте и смотрим путь Ерофея Хабарова

Шли на лыжах без пути и дороги, волокли на санях продовольствие, порох, пушки. Весной вышли к Амуру. «А по главной, по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотские, в той реке всякой рыбы много, луги великие и пашни есть, а леса темные, большие, соболя и всякого зверя много, в земле злато и серебро виднеется», — писал в донесении Ерофей Хабаров.

Ученик 2: В 1649-1653 гг. Хабаров дважды побывал на Амуре: с боем брал укреплённые «городки» дауров и нанайцев, облагал их данью, жестоко подавлял попытки сопротивления. В 1652 г. Разгромил тысячный отряд напавших на него манчжур.(слайд 14 карта)

Хабаров составил «Чертёж  реки Амур» детальный план территории Даурии, который был отправлен путешественником в Москву. Позже он стал первой картой Приамурья образца 17 века. Хабаров положил начало заселению этой территории русскими людьми – вслед за казаками на Амур двинулись промышленники и крестьяне. Царь Алексей Михайлович, пораженный открытиями и многочисленными заслугами Хабарова, пожаловал ему чин «сына боярского» и направил его в Сибирь в качестве управляющего несколькими поселениями. Спустя время на территории Дальнего Востока был создан крупный краевой город, который получил название в честь знаменитого исследователя – Хабаровск. Кроме этого, имя первопроходца носят улицы в Москве, Хабаровскe, Якутске, Харькове, Братске, Усть-Куте, Оренбургe, Чите и ряде других городов. В Хабаровске и Великом Устюге установлены памятники Хабарову.(слайд 15)

Учитель: На правом берегу реки Лены в 1632 г. был заложен Якутский острожек. За десятилетие он превратился в административный центр Якутского воеводства и исходный пункт большого количества торгово-промышленных экспедиций на север, юг и восток Азии. Первым воеводой там стал стольник П.П. Головин, при котором письменным головой служил Василий Данилович Поярков. О нем сейчас небольшой рассказ.

(Демонстрация портрета В.Д. Пояркова-  слайд 16)

Ученик 3: Было известно, что Приамурье богато пахотными землями, на которых родится много хлеба, а в Якутск его завозили из-за Урала. Было принято решение отправить на разведку отряд казаков, а начальником над ними поставить Пояркова. Перед отправкой к казакам присоединились около 15 «охочих людей» (так назывались промышленники) и переводчик Семен Петров Чистой.

Основной задачей отряда Пояркова было исследование Приамурья. Русские, обосновавшиеся в Якутске, уже обладали разрозненными данными об окрестных реках и народах, живших по их берегам. Пояркову вменялось в обязанность обнаружение и подробное описание природных богатств, в частности, подтверждение слухов об огромных запасах различных руд. Нужны были подробные сведения о роде занятий местных жителей.(карта слайд 17)

 В июле 1643 г. отряд Пояркова, выйдя из Якутска, на шести дощаниках (речное несамоходное судно с плоским дном и палубой, грузоподъемностью от 7 до 200 т) спустились по Лене до места впадения в нее Алдана. Затем по Алдану и двум рекам его бассейна, Учуру и Гонаму, они поднялись до места первой стоянки.

Наступила осень, и Василий Поярков принимает решение часть отряда с грузом оставить зимовать у судов, а самому налегке, в сопровождении 90 человек, отправиться на нартах (длинные сани) дальше.

Учитель: Давайте обратимся к нашим картам и проследим маршрут В.Пояркова.

Ученик 3: Во время трехлетнего похода Поярков собирал сведения о живущих по Амуру народах - даурах, дючерах, нанайцах и нивхах.

Василий Поярков подарил России новый путь к Тихому океану и огромные площади новых богатых земель. Он создал точные географические карты с нанесением новых рек равнин; открыл Амурско-Зейское плато; собрал ценные сведения об Охотском море и Сахалине; стал первым русским, кто смог спуститься вниз по Амуру и вошел в историю страны как великий первопроходец.  (слайд 18)

Учитель: Предками Владимира Атласова были простые крестьяне, которые из-за крайней бедности были вынуждены перебраться за Урал. Детские и юношеские годы будущего землепроходца прошли в нужде и постоянных скитаниях с казаками по сибирской тундре. Лишения и преодоление трудностей закалили характер Атласова: он рос жестким, целеустремленным и честолюбивым человеком, который решил во что бы то ни стало пробить себе путь в жизнь. Успешному осуществлению планов способствовал и тот факт, что Атласов был грамотным человеком, что по тем временам для сибирской глубинки было большой редкостью. (слайд 19 – портрет)

Ученик 4: Весной 1697 г. из Анадырского острога на оленях 120 человек (русские и юкагиры) во главе с казачьим пятидесятником Владимиром Атласовым отправились на Камчатку. ( слайд 20 – карта) . За три года Атласов прошёл сотни километров, основал в центре полуострова Верхнекамчатский острог и вернулся в Якутск с ясаком и первыми сведениями о Японии. Поход Атласова можно смело назвать завоевательным – ему удалось подчинить местные племена и обложить их ясаком – натуральным налогом. (вспоминаем, что такое «ясак» - определение в рабочей карте)
Во время экспедиции по Камчатке Атласов обнаружил у местных жителей пленника с необычными чертами лица. Им оказался японец по имени Дэмбэй. Свою «находку» землепроходец привез в Москву, на обозрение Петру I. Благодаря Атласову русские впервые увидели японца и узнали о существовании новой страны, находящейся по соседству.
В ходе исследования Камчатки Атласов сделал немало важных открытий:

- он доказал, что Камчатка – это полуостров, а не остров, как это считалось ранее;

- создал подробные карты и описания особенностей рельефа, фауны, флоры, климата, населения;

- предоставил ценные сведения о Японии, Аляске и Курильских островах.(слайд 21)

Учитель: рассматриваем путь В. Атласова на картах.

Освоение Сибири (слайд 22)

Учитель: Казаки Ермака проложили дорогу в Сибирь энергичным и предприимчивым русским людям. Большую часть территории Сибири  русские отряды прошли без сопротивления. В отличие от европейских колонистов в Америке русские казаки и поселенцы не вытесняли и не уничтожали аборигенов. Территории богатые лесом, пушным зверем, рудами становились частью Русского государства, а местные племена – его подданными. Они стали платить налог – ясак, а также обеспечивать остроги рыбой, дровами и ягодами. Гарантией уплаты налогов служили заложники-аманаты. Это говорит о том, что местное население не всегда подчинялось переселенцам.

Свободной земли в Сибири было много, русские основывали новые сёла на свободных территориях, пригодных для пашни. Отправляющимся в Сибирь крестьянам предоставлялись льготы – освобождение от налогов на несколько лет, ссуды деньгами, семенами, лошадьми. Крепостного права в этих местах не было.

Живущие рядом переселенцы и аборигены переняли друг у друга формы жилищ, способы земледелия, новые орудия труда, одежду.

Крестьяне обеспечили Сибирь хлебом, были составлены первые карты Сибири, начали находить первые месторождения руд и драгоценных металлов.
3. Закрепление изученного материала:

Учитель: А теперь давайте выполним задание в формате ЕГЭ, подобные задания у вас были в ВПР. У вас на партах есть «слепые» карты с заданиями. Внимательно рассмотрите их. Часть населённых пунктов и рек здесь обозначены цифрами. Закрепляем с помощью этого задания пройденный материал. Тем, кто ещё плохо ориентируется, можно обращаться к цветной карте.

Беседа

  1. Какую тему мы сегодня изучили?
  2. Какие новые термины мы теперь знаем?
  3. Какие первопроходцы занимались освоением Сибири в  XVII веке?
  4. Какое значение имело освоение сибирских и дальневосточных земель для России?

Рефлексия

Ответить на любые 2 вопроса в рабочих картах:

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- За что ты можешь поблагодарить учителя?

- Что думал?

- Что чувствовал?

- Что приобрел?

- Что удивило?

Домашнее задание:

  1. § 25
  2. Используя Интернет, найти информацию о городах Сибири, основанных первопроходцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Знаменитые путешественники"

Конспект урока по теме "Знаменитые путешественники"...

Конспект урока «По следам путешественников каменного века»

Тема урока: «По следам путешественников каменного века »Тип урока и его структура: Изучение нового материалаДанный урок в разделе «История географических открытий». Первый  по счет...

План – конспект урока английского языка в 8 классе. Как стать хорошим путешественником? Проект

Цели: социокультурный аспект — развитие умения представлять собственную культуру; развивающий аспект — развитие способности к логическому изложению содержания высказывания, способности к реш...

Открытый урок истории в 7 классе Кончакова С.П. МБОУ «Бондаревская СОШ» 31 января 2018 г. РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII века.

Основные вопросы изучения материала1.Заселение земель Сибири.2. Семён Дежнёв.3. Походы на Дальний Восток.4. Освоение Сибири. Территория Хакасско Минусинской котловины в XVII веке. Тип урокаИзучен...

Русские путешественники и первопроходцы XVIIв.

Русские путешественники и первопроходцыXVIIв....

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Презентация к уроку истории в 7 классе...