Дворцовые перевороты 1725-1762гг.
методическая разработка по истории (7 класс)

Менжинская Надежда Константиновна

Разработка урока рассматривает причины и сущность дворцовых переворотв. Эпоха дворцовых переворотов охватывает короткий период истории России (37 лет). Отсутствие законного порядка престолонаследия,после смерти ПетраI, привело к быстрой сменяемости власти прежде чем на престол взошла ЕкатеринаII, вошедшая в историю России  как Великая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvortsovye_perevoroty.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

История России: Конец XVI-XVIII века : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина -3 изд., М.: Просвещение, 2004г.,7 кл.

Тема: Дворцовые перевороты 1725-1762гг.

Цель: 1. Выявить причины и сущность дворцовых переворотов.

2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

3. Продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами.

Основные понятия: дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет,  "кондиции", престолонаследник.

Основные даты и события:

1725-1727гг. - правление Екатерины I

1727-1730гг. - правление Петра II

1730-1740гг. -царствование Анны Иоанновны

1740-1741гг. -царствование ИоаннаVI Антоновича

1741-1761гг.- правление Елизаветы Петровны

1761-1762гг. - правление Петра III

1762г. - начало царствования Екатерины II

Планируемые результаты:

учащиеся узнают о

-причинах и сущности дворцовых переворотов;

-особенностях правления Екатерины I;

-политической борьбе в царствование Петра II;

-попытке "верховников" ограничить царскую власть;

-"стабилизации" политического строя при Анне Иоанновне;

-характере и особенностях дворцовых переворотов 1740-1741 годов;

-личности и  политической программе Елизаветы Петровны;

-причинах краткости царствования Петра III.

 Ход урока

Организационный момент.

1.Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. ( Учащиеся должны понять, что эпоха дворцовых переворотов не влияла на абсолютистскую сущность власти, что опорой всех дворцовых переворотов были привилегированные гвардейские полки.)

План

1. Причины дворцовых переворотов.

2. Дворцовые перевороты 1725-1762гг.

За 37 лет - с 1725 г. по 1762 г. - на российском престоле сменились 6 правителей. Все они находились на престоле в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным.

Вводится понятие дворцовый переворот: Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

а) Учащимся предлагается схема  генеалогического древа Романовых. Ставится вопрос: Кто, по их мнению, является законным наследником Петра?

б) Учащимся предлагается схема расстановки политических сил. Наличие двух противоборствующих группировок.

Комментарии учителя  по вопросу расстановки политических сил и накала противоречий между самодержцем, правящей верхушкой и господствующим классом.

Уч-ся предлагается самостоятельно прочитать текст параграфа 20-21 "Причины и сущность дворцовых переворотов", с.146-147, ответить на вопрос:

-Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

1). Усиление роли гвардии в гос. делах (так как она была дворянской по своему составу)

2) Указ ПетраI 1722г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 года.

3) Появление дворянских группировок, "партий", борющихся за власть.

Обобщение: Петр создал разветвленный административный аппарат. Это значило, что даже самый слабый монарх мог правит империей. Возможность полит. группир. ставить на престол угодного императора -марионетку и даже младенца. Гвардейские полки были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.

2. Дворцовые перевороты.

Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала о дворцовых переворотах с 1725 по 1762гг.

Используется схема "Династия Романовых 17-18вв."

Отметить, что эпоха дворцовых переворотов сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. Люди не были уверены в завтрашнем дне.

Уч-ся могут тезисно записать рассказ учителя.

 Предлагается хронология события "эпохи дворцовых переворотов".

или предлагается ответить на вопросы задания (предварительно розданному уч-ся).

 Д/З Ответы на вопросы параграфа, изучение документов стр. 154-155.

Задание к уроку по теме: Дворцовые перевороты.

 

1.“Неспособность … к управлению была компенсирована созданием в феврале 1726 года высшего правительственного учреждения - Верховного тайного совета».

а) Елизавета Петровна б) Екатерина I в) Екатерина II г) Анна Петровна

 2.Кого имеет в виду Миних, говоря: «Кого хотите государем, тот и быть может».

 

 3.О какой политической фигуре ведет речь  С.М.Соловьев: «России была подарена безнравственному и бездарному иноземцу, как цена позорной связи! Этого переносить было нельзя».

 

4.Кому предназначалось высказывание В.О.Ключевского:

 «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I”.

5.Какой дворцовый переворот характеризуется как:

 «торжество русского духа» - окончание иноземного засилья, как единственно возможный и даже вполне законный акт».

6.О ком говорил Фридрих I:

 а) “Она была иностранкой, накануне развода и переворот был ее единым шансом»,

  б) «Он позволил себя свергнуть как ребенок, которого отсылают спать».

7.Кого характеризует В.О. Ключевский словами:

 «К возмущенному национальному чувству примешивалось в ней самодовольное сознание, что она создает и дает Отечеству свое правительство, хоть и незаконное, но которое лучше законного поймет и соблюдет его интересы».

8. Кто, по вашему мнению, имеет законные права на наследование престола после смерти Петра I?

Приложение №1  

Раскол внутри высших чинов накануне смерти Петра1, на 25-26 января 1725 года.

Политические группировки:

а) Реформаторы, сподвижники и единомышленники Петра1

б) Аппозиция представителей боярства

 

Апраксин Ф.М. - президент Юстиц-коллегии

Меншиков А.Д. -светлейший князь

Голицын Д.М. - президент Коммерц-коллегии

Ягужинский П.И. - генерал прокурор Сената

Репнин Н.И. - президент Военной коллегии

Бутурлин И.И. - генерал

Долгорукий В.Л. - сенатор

Толстой П.А. - руководитель Тайной канцелярии

Мусин-Пушкин И.А. - президент Штатс-Контор-коллегии

Прокопович Ф. - вице президент Синода

Головин Г.И. -канцлер

Вопрос к классу: Кого, по вашему мнению, выдвигала на престол каждая из политических группировок?

                 

                         

Приложение №2

                     РОМАНОВЫ

                                 

                           Михаил Романов

                           Алексей Михайлович

Иван Алексеевич          Петр Алексеевич     Софья Алексеевна

 

Екатерина Иоанновна     Алексей Петрович

Анна Иоанновна           Петр Алексеевич (Пётр II)

Анна Леопольдовна        Анна Петровна

Иоанн Антонович          Елизавета Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для подготовки к зачету по теме "Санкт–Петербург после Петра Первого (1725–1762гг)"

В данном материале содержатся вопросы для подготовки к зачету по теме Санкт–Петербург после Петра Первого (1725 – 1762) Использованы материалы учебника Л.К Ермолаевой «Санкт-Петербург, истор...

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Внешняя политика России в 1725-1762гг

технологическая карта урока Внешняя политика России в 1725-1762гг...