Евреи Венеции
статья по истории (7 класс)

Менжинская Надежда Константиновна

Работа посвящена истории заселения и проживания в Венеции евреев, гонимых из многих европейских стран с древнейших времён. В Венеции было образовано первое еврейское Гетто. Евреи Венеции занимались растовщичеством, способствовали развитию банковской сети, были известны как искусные врачеватели и прекрасные музыканты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evrei_venetsii.doc56.25 КБ

Предварительный просмотр:

         Толерантная Венеция: евреи в Венеции.

 Полиэтничный состав Венеции, где проживали итальянцы, греки, немцы, славяне, армяне, евреи, арабы, турки, хорваты, грузины показатель толерантного отношения населения друг к другу, который  способствовал миру,  культурному и общественному процветанию, благоденствию ее жителей.

 Венецианская республика просуществовала V веков. Венецианская республика уже имела многовековой исторический опыт римской  гражданственности. Культура Христианской религии заставила венецианцев пересмотреть взаимоотношения классов и сословий во внутренней и внешней политике поведения. Привнесенная из религиозной культуры толерантность, подразумевающая и терпимость, и сотрудничество, и гуманное отношение к человеку, выразилась в проявлении толерантности к культуре народов населяющих территорию республики,  несущая в себе наивысший заряд демократизации общества. Итогом стала Конституция, принятая в Венеции и просуществовавшая, с незначительными поправками, пять веков. Благоденствие республики осуществлялось благодаря мудрой, толерантной политике, которая оказалась единственно верным и необходимым средством.

 Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

 Исключительность населения республики заключалась в том, что объединенные общей целью и исторической судьбой, находясь в уникальных географических условиях, образовался субэтнос, в характеристике которого Лев Николаевич Гумилев, подчеркивал его исключительное назначение, которое заключается в поддержке этнического единства путем внутреннего неантагонистического соперничества (показатель толерантного поведения), являющегося органической деталью механизма этнической системы, возникающей в процессе этнического становления, или этногенеза. Сам по себе этнос (по Л.Н.Гумилеву) способен к саморегуляции, а, следовательно, посильному выбору  решений, чтобы поддержать свое существование, а, следовательно, он  толерантен.

  Значимость  толерантности характеризуется осознанным отношением к окружающей действительности и созданием условий для совместного проживания.

  Истоки толерантности венецианцев следует искать в истории итальянского народа. В Венеции же на генетическом уровне была заложена программа толерантности, так как давал знать о себе не только исторический опыт потрясений Римской империи, но и память о расселение на огромных европейских территориях и слиянии с многочисленными древними народностями. Так только в венецианской области, как Венетто, цыгане могут беспрепятственно останавливаться.    

 Политика толерантного поведения способствовала укреплению венецианской республики.  Программа поведения римлян  отражена у Вергилия в незавершенной эпической поэме «Энеида» (книга 6):

«Вы римляне, должны запомнить, что вам надлежит вести народы силой вашего авторитета. Используйте все свое умение, чтобы насадить эту традицию мирным путем, проявляйте милосердие к тем, его вы завоевали, а против надменных ведите войну до тех пор, пока они не будут посрамлены». В 89 году до н. э. «ради прекращения внутренних войн римляне идут на уступки в вопросе гражданства, предоставив полные права «италийским союзникам» - тем из них кто сложил оружие». Более того, в 997 году был принят закон, осуждающий подстрекательство к мятежу, отражающий общее стремление населения к миру.

 Начиная со времени поселения на островах лагуны, прослеживается последовательность действий жителей, направленная на взаимодействие и сотрудничество различных этносов.

 Венецианская толерантность рассматривается как добрососедство. В Венеции проживающие народы не преследовались по конфессиональной принадлежности. На островах лагуны строились храмы и монастыри иных религий. После того, как Папа Римский Лев X (однако ещё первый христианский император Константин Великий призвал христиан отделиться от «постыдного сообщества», «совершившего богоубийство и отцеубийство». Официальный же запрет на общение с «лицами еврейского вероисповедания» наложен постановлениями Вселенских соборов: VI-м - это 11-е правило и VII-м - это 8-е правило.),  повелел изгнать из всех итальянских городов евреев, Венеция не только предоставила возможность заселения изгнанными евреями  своей территории, но и наряду с другими народами,  сохранения своего вероисповедания. Это было то место, где евреи чувствовали себя защищенными от религиозного фанатизма и произвола властей.

 Однако перемещение  по свету было делом не столь безопасным. На пути следования караваны грабили сухопутные разбойники, а на морях – морские, т.е. пираты. Достигших же берегов Венеции путешественников не всегда принимали с раскрытыми объятиями. Достаточно было поступить в Совет десяти анонимному доносу, чтобы оказаться в венецианской тюрьме, а в случаи освобождения из нее опять же приходилось спасаться бегством.

 Заселение евреями осуществлялось с XIII века, они приехали из разных уголков Европы - Германии, Испании, Франции и с Ближнего Востока. (Хотя впервые евреи упоминаются в документах сената Венеции 945 и 992 годов, в которых запрещалось судам, приходившим с Востока и направлявшимся на Восток, брать на борт евреев. Однако, еврейский квартал Венеции, упомянут уже в документах 1090 и 1152 годах, и в нем было 1,3 тысяч жителей.) После XIII века острова заселяются переселенцами из Леванта и Германии (1492), евреи и марраны, были изгнаны из Испании и Португалии в 1497 году.  Было много  купцов из немецких ганзейских городов.

 Евреи были приглашенным народом. Когда приток евреев усилился, Венецианский сенат заключил договор с еврейской общиной о трехлетнем сроке проживания евреев, но затем он был продлен до десяти лет. По окончании этого срока евреи изгонялись. (Исключение составляли врачи.)

  Указом правительства Светлейшей республики от 29 марта 1516 года «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в гетто возле Сан-Джироламо, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».

 В 1516 году для поселения евреев был открыт специальный квартал «джетто нуово» («новая литейная»), находящийся рядом с литейным  заводом (от названия этого района и произошел термин гетто), куда поселялись в основном евреи итальянского и германского происхождения. В 1541 году евреи из Леванта были выселены в соседний район «джетто веккио» (старая литейная). В 1633 году было основано «джетто веккисимо» («новейшее гетто»), населенное главным образом западно-европейскими евреями. К этому времени еврейская община насчитывала около 5000 человек.

 Специальные знаки, которые носили евреи, являлись своеобразным пропуском, посредством которых они беспрепятственно входили и выходили из Гетто. В стенах домов, обращенных к городу, не было окон.  Улицы были такими узкими, что два человека едва могли на них разминуться. Территория была не очень большая, а еврейское население быстро увеличивалось, в связи с этим, из-за тесной застроенности, стали подниматься высокие дома, доходившие до 8-ми этажей. Новейшее Гетто предназначалось для самых обеспеченных семей, где дома были гораздо просторнее и даже встречались настоящие дворцы-палаццо.

 В Венеции евреям разрешалось торговать тканями, заниматься медициной, быть менялами, т.е. заниматься тем, в чём остро нуждалась Светлейшая республика.

 В Венеции проживали врачи, нотариусы, банкиры, искусные музыканты и великие мудрецы, советами, которых не пренебрегали итальянские епископы.

 Терпимое отношение к евреям объяснялось экономическими причинами. Так как среди евреев много было купцов и ростовщиков, то они своей деятельностью помогали Венеции выходит из экономических кризисов. Денежно-банковские операции для христиан были под запретом, т.к. ростовщик торгует тем, что принадлежит  Богу, т.е. временем. Евреи же занимались ростовщичеством, по договору с Сенатом  они открывали ссудные кассы и под небольшой процент давали  займы беднякам.

 Евреи богатели, но богатство не давало им право, к примеру, переселиться в другой район или купить ремесленную мастерскую.

 И совсем не оптимистично выглядит традиционное развлечение венецианцев – «еврейские бега», которому они предавались, во время знаменитых венецианских карнавалов, заключавшееся в том, что в полуголых и толстых иудеев, бежавших наперегонки, бросали гнилые помидоры, а то и камни…  

 На протяжении всего XV века евреи то приглашались, то изгонялись. В зависимости от состояния экономики Венеции.

  Именем Ицхака Абраванеля, поселившегося в Венеции в 1503 года, начинается список выдающихся евреев проживавших в разные времена на территории венецианской республики. Государственный деятель, философ и комментатор библии, один из первых ученых, в трудах которых отразилось влияние концепций гуманизма и Ренессанса. Он происходил из рода царя Давида;

 С 1510 года в Венеции живет и работает до 1539 года Даниэль Бомберг, один из первых христианских издателей еврейских книг, основатель Венецианской типографии для печатанья книг на иврите, просуществовавшей до 1548 года. Среди первоизданий Бомберга наиболее крупные  - четырехтомное издание «Микраот гдолот», т.е. Библии с общепринятыми в еврейской религиозной традиции переводами на арамейский язык и комментариями выдающихся еврейских религиозных авторитетов (1517-18), и издания обоих Талмудов (1520-23). Издания Бомберга считались образцовыми на протяжении столетий и не потеряли значения до настоящего времени. Издательству Бромберга принадлежит честь за три года напечатать в Венеции полный текст нецензурованного Вавилонского Талмуда (1520-1524гг.) и в течение 30 лет Бомберг напечатал четыре издания Талмуда.  Деятельность Бомберга оказала большое влияние на последующее развитие еврейского книгопечатанья;

 Ашкенази Шломо бен Натан (1520- 1602гг.), турецкий врач и дипломат, член делегации Османской империи на предварительных переговорах, которые привели к заключению турецко-испанско-венецианского мирового договора в 1573 году. В 1574 году он был направлен в Венецию как личный представитель великого визиря (первого министра) Османского императора Мехмета Соколлу. Не без влияния Ашкенази был отменен декрет об изгнании евреев из Венеции;

 Леоне Модена (1571-1648) ученый, поэт и критик эпохи позднего Возрождения, в 1593 году получил должность учителя и проповедника в Венеции. Его произведение «Щит и латы» опубликовано в 1617 году в Венеции. Сборник проповедей «Мидбар Иегуда» («Пустыня иудейская»,1602год) содержит выдающиеся образцы ораторского и гомилетического искусства средневековой Италии. С юности он принимает участие в диспутах с христианами, защищая еврейскую религию, его перу принадлежит антихристианский труд полемического характера «Маген вахерев» («Щит и меч», изданный в Иерусалиме в 1960 году). Последние годы Леоне Модена провел в Венеции. Здесь же создал комментарии на книгу пророка Иирмии и на 12-ти «малых пророков». Здесь же и завершил свою работу по толкованию Пятикнижия, написав комментарии к книгам Берешит Шмот, Ваикра  и Бемидбор. Его комментарии отличаются особой аналитичностью и глубиной: в начале каждого раздела он формулирует вопросы, возникающие при его изучении, в том числе и самые основные, а затем последовательно на них отвечает. Первым из комментаторов он приводит широкие исторические и культурные параллели, а так же часто ссылается на мнения христианских экзегетов - истолкователей;

 Моше Закуто (1620-1697) философ-каббалист и поэт, в 1645 году поселился в Венеции и основал каббалистическую школу (иошиву), считался главой каббалистов, учение, которое оказало глубокое влияние на религиозную жизнь итальянского еврейства. Его поэма «Тофте арух»  («Преисподняя уготована») пользовалась большой известностью, драма на иврите «Иесод олам» («Основа мира») состоит из сонетов и построена в соответствии с классическими правилами европейской драматургии XVI- начало XVII веков. Рациональные философские идеи, высказанные в драме Авраамом, близки взглядам Маймо;

 Симоне Луццатто (1800-1865) филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик один из основателей современной науки о еврействе, теологическая концепсия Луццатто основана на вере в сверхразумное  откровение и избранности еврейского народа, который является носителем универсального гуманизма.

 На  примере еврейского народа прослеживается гибкость венецианских политиков, способность к компромиссу и диалогу с учетом получения большой материальной и культурной выгоды. Сенат Венецианской республики пристально следил за жизнью Геттто. Сенат умело использовал евреев в периоды экономического и социального кризисов. Сама жизнь учила венецианцев толерантности, плюрализму и компромиссу.

 Венеция для евреев становится местом притяжения, где они имели возможность не только жить, но и продолжать творческую деятельность, и  исповедовать свою веру – иудаизм.

 XV век – век наивысшего расцвета Республики, которому не в малой степени содействовали евреи.

 А в XVI веке Венеция становится центром еврейской культуры в Западной Европе. На территории Гетто, кроме пяти синагог, располагались консерватория, театр, музыкальные школы, школы танцев, которые с удовольствием посещали и христиане.

 В XVII веке еврейская община стала одной из богатейших в Италии.

 В XVIII веке евреев снова стали притеснять. Многие стали переезжать во Францию и Америку.

 После падения Венецианской республики в 1797 году генерал Наполеон снял ограничение на перемещение евреев и отменил статус венецианского Гетто как резервации, а евреи получили все гражданские права наряду с христианами.

 В XX веке Венеция - процветающий морской порт, а для Бенито Муссолини к 1925 году, сформировавшему фашистское правительство, это еще наряду с Местре, пригородом Венеции, крупный военно-промышленный центр.

  В 1936 году Муссолини подписывает с Гитлером соглашение о политическом сотрудничестве «Ось Берлин-Рим». В 1937 году был заключён Антикоминтерновский пакт между Италией, Германией и Японией, а в следующем году Италия переняла нацистскую политику преследования евреев. Выступая, в Венеции со своего балкона и призывая к войне, Муссолини забыл об истории терпимости и открытости венецианского народа, тем самым ввергнув Италию в пораженческую войну.

Во время второй мировой войне Италия выступает как союзник Германии и венецианцы, как верные солдаты режима,  задействованы в сражениях в других частях Северной Италии, либо в составе сил Сопротивления.

 В сентябре 1943 года было объявлено о перемирии подписанного маршалом Бадольо и королем Виктором-Эмануилом III. В 1943 году Венеция в составе Центральной и Северной Италии попала в зону немецкого контроля. В 1945 году целью итальянского Сопротивления стало спасение венецианского порта, которому немцы грозили разрушением.

 Во время второй мировой войны немцы депортировали из Гетто около 200 человек в лагеря смерти.

 Город был освобожден 28 апреля 1945 года, хотя бои под Падуей продолжались и в мае.

 Немногие после войны вернулись в места, где некогда проживали их предки.

 Сегодня еврейская община насчитывает несколько сот человек, а в Гетто проживает пять семей. Сегодня район, где некогда проживали евреи, самый бедный в Венеции. На территории современного Гетто действует «Музей еврейской общины» с библиотекой и архивами, являющийся центром изучения истории еврейского народа, где занимаются студенты ешив.  Рядом с музеем установлен памятник жертвам Холокоста.

         Успехи в культурной, экономической, научной и социальной жизни  свидетельствуют о вкладе еврейского народа в дело процветания Венеции.

        Но какое разрушение принесла народам фашистская идеология (идея расового превосходства) сеявшая смерть и разрушение!Тому свидетель опустошенное и разоренное еврейское гетто.

 

 

 

 

 

 

 

                                  Литература

  1. Василенко М. Другая Венеция URL: http : www.Iecxaim.ru/ARHIV/170/venezia.htm.

2.  Гумилев Лев. «Конец и вновь начало».М.: «АСТ Москва».2008.С.384.

3. Деревенский Б.Г. Представление о христианах в античном обществе. http://rodon./dbg/pohvao.htm

     4.  Еврейская электронная энциклопедия http://www.eleven.co.il/

       5.  Ионина Н.А.Венеция.История.Легенды.Предания. М.«Вече».2008.С.352.

     6.   Китс Дж. История Италии. М.: Астрель. 2007.С.244.

      7.   Красильникова Е.Н. Венеция.М.:Вече.2008.С.240.

      8.   URL:http://bank.orenipk.ru/Text/t43_26.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волжская Венеция

Балаково – очень компактный город и это одно из главных его преимуществ. На сравнительно небольшую площадь города приходится сразу пять водоемов, два из которых очень крупные: Волга и Судоходный канал...

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ? (Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК: ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ ИЛИ БРАК ПРИРОДЫ?(Урок - конкурс по биологии для учащихся 10-11 классов)   Цель: формировать у учащихся умение выделять наиболее важные качества в чело...

Урок ЕВРЕИ в Египте ОРК и ЭС

Технологическая карта урока по ОРК и ЭС...

Башмачки для золушки за 1000000 евро

доклад на методическое объединение...

Презентация "Евреи"

Презентация в помощь классному руководителю, может быть использована при проведении общешкольного мероприятия по типу "Фестиваль Дружбы народов" или подобного. Желаю успехов!!!...

Кроссворд по теме "Древние евреи" (Древняя Палестина)

Кроссворд по теме Древняя Палестина...

Древние евреи

Проверочная работа  по истории древнего мира для обучающихся 5 класса....