план конспект урока
план-конспект урока по истории (10 класс)

Варыпаева Ирина Алексеевна

План - конспект урока истории "Экономическое развитие России в 18 веке"-10 класс профиль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_razvitie_rossii_v_1_chetv._18_v.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока на тему:

«Экономическое развитие России в первой четверти 18 века».

Ф.И.О

Варыпаева Ирина Алексеевна

Место работы

Саратовская обл., г. Петровск, МБОУ СОШ №2

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

 История

Класс

10

Базовый учебник

А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России 17-19 в»

Цель урока: Охарактеризовать экономические мероприятия Петра 1 и дать им оценку.

Задачи урока:

  1. выявление причин народного недовольства в период экономического подъема;
  2. совершенствование навыков самостоятельной работы с картой, историческими документами
  3. усвоение следующих понятий: протекционизм, таможенный тариф, налоговая система, подушная подать.
  4. оценка с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты при Петре 1.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: работа с учебником, работа с источниками, групповая работа, дискуссионная работа.

Необходимое оборудование:

  1. Карта « Россия с конца 17 в по 60 годы 18 в».
  2. Учебник А.Н Сахаров, А.Н Боханов»История России 17-19в» 10 кл.
  3. Учебник О.В. Волобуев « Россия и мир». 10 класс.
  4. Хрестоматия «История России с древнейших времен до 19 в».
  5. Раздаточный материал – таблицы « Экономическое развитие России к началу 18 в. и к 1726г.», « Народные восстания в эпоху Петра 1».

План урока:

I Вводно - мотивационная часть. Постановка учебной задачи.

II.Организация учебной деятельности.

                   1. Развитие мануфактурной промышленности.

                   2. Сельское хозяйство.

                   3.Торговля и финансы.

III.  Решение проблемной задачи

                   1. Хозяйственный механизм при Петре 1.

  IY. Рефлексия

1. Хозяйственный механизм при Петре 1 ( заполнение недостающих звеньев схемы)

2. Оценка с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты  при Петре 1

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организационный

Приветствие учеников, проверка наличия учебников, тетрадей, раздаточного материала. Распределение по группам

Настраиваются на работу, проверяют наличие рабочего материала к уроку

Ориентированность учащихся на умение организовать свою деятельность, на понимание причин успеха в учебе

Актуализации

( См. Приложения)

Задает вопросы, просит сделать выводы

Отвечают на вопросы , делают необходимые выводы

Готовность и способность к образованию  

Владение понятийным аппаратом социальных наук, умение выявлять причинно- следственные связи.

Умение применять полученные обществоведческие знания на уроках истории  

Мотивации (См. Приложения) 

Предлагает проанализировать данные таблиц, найти противоречие и сформулировать учебную задачу урока

Работа с таблицами, анализ их данных, формулировка основного вопроса урока « Почему экономический подъем при Петре 1 сопровождался народными волнениями»

Сформированность   мотивации к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности  

Умение самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике

Владение навыками познавательной и учебно –исследовательской деятельностью, навыками решения проблем

Этап открытия нового знания (См. Приложения)

 Организует  работу в группах с различными источниками информации, выделяет главные вопросы

Самостоятельная работа с учебниками, картой, документами из хрестоматии,

Устные ответы по полученной информации, объяснение новых понятий, ответы на поставленные вопросы.

Способность ставить цели, вырабатывать пути их достижения Готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности

 Владение приемами работы с историческими источниками, умение самостоятельно анализировать документальную базу, оценивать различные исторические версии.

Владение терминологией, ключевыми понятиями

Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически её оценивать

Решение проблемной задачи

Задает общий для всех вопрос « Почему народ не слагал песен, прославлявших победы и деяния Петра 1», который выводит учащихся на решение учебной задачи.

Ответы учащихся по изученной информации,   обобщение всех ранее сделанных выводов, высказывание различных мнений, ответ на главный вопрос.

Готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

 Владение системными историческими знаниями, сформированность умений оценивать разные исторические версии.

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

Рефлексия (См. Приложения)

1.Организует работу со схемой   «Хозяйственный механизм России при Петре 1»

2. Предлагает оценить с точки зрения государственности и нравственности экономические преобразования Петра 1.

Заполняют схему, объясняют принятые решения, в режиме свободной дискуссии обсуждают поставленную проблему.

Готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности. Толерантное сознание, навыки сотрудничества со сверстниками

Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Сформированность навыка поиска информации для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений общественного развития.

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применение различных методов познания.

Умение продуктивно общаться в процессе совместной деятельности. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, их результатов и оснований.

Подведение итогов урока

Выставление оценок и их комментарий

Оценивают свою работу и работу товарищей.

Расширение опыта оценочной деятельности

Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания

Выбирают для себя задание и записывают его в дневник

Способность к самооценке

Приложения:

Этап актуализации знаний.

Вопросы:

  1. Что такое экономика?
  2. Какую функцию выполняет экономика в государстве?
  3. Какие факторы способствуют росту экономики?
  4. Каким образом взаимосвязаны экономика и уровень благосостояния населения?

 Этап мотивации.

Сравнительный анализ таблиц.

Таблица 1.

Экономическое развитие России к началу 18в и к 1726 г.

К началу 18 в

К 1726г.

Мануфактуры (шт.)

Около30

Около200

Выплавка чугуна (тыс. пудов)

150

800

Торговый оборот (млн. руб.)

Ввоз преобладал над вывозом

Ввоз-2,1

Вывоз-4,2

Таблица 2

Народные восстания в эпоху Петра 1

Когда

Где

Кто участвовал

1705-1706г.г.

Астрахань и окрестности

Стрельцы, зажиточные, горожане, беднота

1707-1708г.г.

Донской край

Казаки, крестьяне

1705-1711г.г

Башкирия

Башкиры и др. нерусские народы Урала и Поволжья.

Работа с таблицами, анализ их данных, формулировка

учебной задачи: «Почему экономический подъем при Петре 1 сопровождался народными восстаниями?»

Этап открытия нового знания.

Работа в группах.

1 группа.     Развитие мануфактурной промышленности. ( Уч. Волобуева О.В. .&31,  уч. Сахаров, А.Н., Боханов А.Н «История России»&13, уч. Буганов В.И.,Зырянов А.Н. « История России»&44/.)

Вопрос. За счет чего в первой четверти 18 века достигался быстрый рост крупной промышленности?

2 группа  Развитие мануфактурной промышленности.  ( Уч. Волобуева О.В. .&31,  уч. Сахаров, А.Н., Боханов А.Н «История России»&13, уч. Буганов В.И.,Зырянов А.Н. « История России»&44/.)

  Вопрос: Какие мануфактуры создавались при Петре 1?

3 группа    Сельское хозяйство. Торговля и финансы. ( Уч. Волобуева О.В. .&31,  уч. Сахаров, А.Н., Боханов А.Н «История России»&13,

уч. Буганов В.И., Зырянов А.Н. « История России»&44 , документы из Хрестоматии по истории России с древнейших времен до 19 в)

Вопрос. Почему и как изменилась налоговая система?

Общий вопрос: Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра 1? ( Вопрос имеет итоговый характер и непосредственно выводит на учебную задачу урока).

Этап рефлексии.

Заполнить схему « Хозяйственный механизм  России при Петре1» и объяснить свое решение.

                       Хозяйственный механизм  России при Петре1

  Цифрами на схеме обозначены:

  1. Государственный аппарат во главе с царем
  2. Податное население ( в первую очередь крестьянство)
  3.   Мануфактурная промышленность ( в первую очередь связанная с удовлетворением военных нужд государства)
  4. Налоги
  5. Капиталовложения.

 Учащимся важно усвоить сущность своеобразного механизма перекачки средств из одного сектора хозяйства в другой, запущенного Петром 1.

Домашнее задание:

&12, вопросы к параграфу.

Подготовить сообщение « Налоговая система при Петре1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...