план- конспект урока по истории древнего мира
план-конспект урока по истории (5 класс)

Варыпаева Ирина Алексеевна

Урок развивающего контроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvivayushchego_kontrolya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развивающего контроля.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.  
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

 Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:

   1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

  2) этап актуализации и пробного учебного действия;

   3) этап локализации индивидуальных затруднений;

   4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

   5) этап реализации построенного проекта;

   6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

   7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

—  8) этап решения заданий творческого уровня;

—  9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Урок  развивающего контроля    «Общий взгляд на первобытную историю».  

Ф.И.О

Варыпаева Ирина Алексеевна

Место работы

Саратовская обл., г. Петровск, МБОУ СОШ №2

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

 История

Класс

5

Цели урока:

  1. Научить выявлять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.
  2. Научить ориентироваться в историческом времени, используя «ленту

      времени всемирной истории».

  1. Научить выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества (от простого к сложному) и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества.

План урока:

I. Проблема урока: заметен ли прогресс в истории человечества?

II. Поиск решения проблемы:

1.  Определение основных этапов развития человеческого общества.

Примерный вывод по проблеме: развитие обезьяноподобных животных в «человека разумного», появление первых земледельцев и скотоводов, образование городов-государств свидетельствуют о прогрессивности развития истории человечества.

2. Изменения знаний, умений и навыков на протяжении развития

первобытной истории.

Примерный вывод по проблеме: умение «человека разумного» изготавливать орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, появление новых изобретений, например колеса, указывают на прогресс в истории человечества.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Этап мотивации Диалог, подводящий диалог к теме урока.

Формулировка

проблемы.

 

– Сегодня у нас непростой урок – мы

должны повторить обязательные

факты и понятия, которые узнали,

изучая первобытную историю, и подготовиться к контрольной работе.

– Подумайте и объясните, как вы понимаете слово «прогресс».

– Знакомы ли вы с такими примерами в жизни?

– Посмотрите на предметы, изображённые на этих иллюстрациях.

Показывает иллюстрацию - гусиное перо – авторучка –

компьютер.

– Можем ли мы назвать это прогрессом?       

– Что проще устроено: авторучка

или компьютер?

Фиксирует на доске:

Прогресс – это развитие от простого к сложному.

– Как выдумаете, можем ли мы применить понятие «прогресс» к эпохе первобытной истории?

– Вот сегодня на уроке мы с вами и попытаемся доказать:

Заметен ли прогресс в истории человечества?         

Ответ на вопрос

– Прогресс – это развитие в лучшую

сторону. Новые знания, умения, усовершенствование чего-либо. Появление телефонов, компьютеров и т.д.

Когда мы пришли учиться в школу, многие из нас знали только буквы, а теперь мы умеем читать и писать.

Ответ на вопрос

– Да, мы можем назвать это прогрессом, так как здесь показано, как

усовершенствовалось средство для письма.

– Авторучкой пользоваться проще,

чем компьютером.

– В первобытной истории был определённый прогресс в знаниях и умениях первобытных людей, например

усовершенствование орудий труда.

Познавательные УУД

1. Работать с информацией,

самостоятельно находить, осмысливать, использовать её.

2. Обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в деятельности.

2. Планировать деятельность.

3. Оценивать степень и способы достижения цели, находить и исправлять ошибки.

II. Планирование деятельности.

(актуализация пробного учебного действия)

– Какие факты, понятия нам надо

проанализировать, чтобы ответить на

вопрос: «Заметен ли прогресс в истории человечества?»        

– Итак, нам надо проанализировать

этапы развития первобытного человека и проследить, как изменялись знания и умения первобытного общества

на протяжении первобытной истории.

Фиксирует на доске:

План действий:

1. Этапы развития первобытной истории.

2. Знания и умения первобытного

общества.

– Когда появился первобытный человек?

– Как он развивался?

– Какими знаниями и умениями он

овладел в первобытную эпоху?

 

III. Поиск решения проблемы.

Этап построения проекта ..

– Сейчас мы разделимся на группы . Каждая группа получит свое задание           

 1 группа

– Вспомните, чем отличался «человек разумный» от обезьяноподобных

животных. Сделайте вывод: заметен

ли прогресс в развитии первобытных людей? 1

 запись на доске

От обезьяно-подобных к «человеку

разумному» – это прогресс в истории

человечества.

2 группа

– Вспомните, какие занятия мы относим к присваивающим,

а какие – к производящим.     

– Я предлагаю вам немного поиграть.

– Я буду называть занятия, а вы будете хором отвечать – присваивающее или производящее:

собирание ягод, выращивание пшеницы, рыбная

ловля, охота на мамонта, разведение

диких коз, пахать землю, собирание

съедобных корешков

– По ленте времени определяют, когда появились первые земледельцы и скотоводы.        и

запись на доске:

10 тыс. лет назад – первые земледельцы и скотоводы.

 

 

 

Работают в группах заполняют таблицу.

 

 

   

Работают в группах, отвечают на вопросы, работают с линией времени

 

 

 

 

3 группа

Вспомните, что мы называем городом и что  такое государство?.             

Когда появились

первые города-государства?.              

– Отметьте на «ленте времени» эту дату.

запись на доске:

5 тыс. лет назад – первые города-государства.

 

 

Индивидуально, самостоятельно работают со словарём.  

Во фронтальном диалоге ученики дают определение понятию «город», перечисляют признаки государства.

Дети индивидуально, самостоятельно работают с учебником, отмечают на «ленте времени» дату

5 тыс. лет назад.

 

IV. Выражение решения проблемы.

V. Применение нового знания.

Этап решения заданий творческого уровня

– Сравните этапы развития первобытной истории: заметен ли прогресс в истории человечества?        

 Задания в рабочей тетради или тест с самопроверкой.

Подводят итоги

– Я считаю, что в истории человечества заметен прогресс, потому что, во-первых, обезьяноподобные животные

развились в «человека разумного».

Во-вторых, «человек разумный» научился сам производить продукты, а

не только присваивать их у природы.

В-третьих, со временем посёлки

первобытных людей превращаются в

города-государства, а значит, люди сделали шаг к цивилизации.  

VI. Домашнее задание.

 

 1 Повторить основные даты

и понятия, изученные в первой главе.

2 Нарисовать рисунок по теме

«создаем музей древности» Какие экспонаты мы в него поместим?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...

План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"

Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...