Управление учебной деятельностью учащихся (из опыта работы)
статья по истории

Витязева Вера Алексеевна

Описан опыт применения методического приема "Зигзаг" на уроаках в 10 классе. Опытом работы делилась с коллегами на заседании районного методического объединения 13 марта 2018 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление учебной деятельностью учащихся

(из опыта работы учителя истории и обществознания Витязевой В. А.)

        В организации работы по управлению учебной деятельностью учащихся опираюсь на требования ФГОС и методические рекомендации серии вебинаров издательства «Просвещение» (например, вебинар «Современный урок – каким ему быть?», автор -  Шевченко Наталья Ивановна, кпн, доцент ГАОУ ВО МГПУ)  и вебинары  на videouroki.net (например, «Управление учебной деятельностью учащихся», автор -Авраменко Валентина Васильевна, кандидат психологических наук).

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Деятельностный характер ФГОС обозначил главной задачей обеспечение для учащихся возможности самостоятельно определять и реализовывать учебные цели.

Содержание вебинаров и презентаций к ним дают возможность учителю ориентироваться во многих понятиях современного образования: УУД, компетенции, приоритеты и признаки современного урока, типология уроков и т. д. Также предлагается множество технологий (приемов и способов) организации процесса обучения на различных этапах урока (организационно-мотивационном, операционально-обучающем и рефлексивном).

На операционально-обучающем этапе урока в  10 классе систематически применяю технологию «Зигзаг» – способ организации взаимообучения. Апробирование  этой технологии началось  на уроках истории. В классе обучается 25 учащихся с разным уровнем подготовки. Есть учащиеся, которые серьезно относятся к занятиям, но большинство с небольшим запасом знаний. Есть группа, которая «отсиживает» 10 класс, чтобы после его окончания поступать в колледж для получения среднего профессионального образования.  Одним из постулатов современного урока, по мнению Н. Н. Шевченко является то, что урок есть часть жизни учащегося, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Нельзя допустить, чтобы 40 минут жизни на уроке прошли бесполезно. Работа на уроке строится по следующему плану. Предлагаю общий для усвоения материал, который разделен на несколько частей (3-5) и определяем цели деятельности: к концу работы каждый должен овладеть всем материалом по теме. Класс  делится на рабочие микрогруппы по 3-5 человек. В течение определенного времени (5-7 минут)  учащиеся должны ознакомиться с содержанием своего вопроса. Внутри каждой рабочей группы происходит распределение вопросов  и учащиеся знакомятся с содержанием материала.  По истечении отведенного времени рабочие группы перераспределяются в экспертные  группы по номерам:  (1+1+1, 2+2+…). В экспертных группах совместно  прорабатывается соответствующая часть общей информации. При наличии времени учащиеся могут сделать краткие записи, схемы, таблицу. После обсуждения все  возвращаются в  свои рабочие группы и происходит взаимообучение.  

Так как урок с применением такого способа взаимообучения проводился уже несколько раз, то заметила, что сформировались постоянные группы. Есть группа, которая справляется с задачами на высоком уровне: четко организуют распределение вопросов и объяснение материала, успевают сделать пометки в тетрадях. Вижу, что для  этой группы на этапе проверки можно предлагать творческие задания повышенного уровня. Остальные группы тоже научились организовывать деятельность, большинство с удовольствием в своих группах рассказывают. В экспертных группах у слабых учащихся есть возможность опираться на сильных.

На этапе рефлексии учащиеся высказали мнение, что такой способ организации позволяет лучше понять материал, им интереснее работать на уроке.

В настоящее время пытаюсь внедрить способ «Зигзаг» в обучение учащихся 7-х классов. Пока это осуществляю на уроках обществознания, например, при изучении темы «Обмен, торговля, реклама». Работаю в 3-х седьмых классах, во всех увидела положительный эффект.

Выступление на РМО 13 марта 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ТЕХНИКА «ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ»: *** ЧТО Я ПОНЯЛ? *** ЧТО Я ОСОЗНАЛ? *** ЧТО Я НЕ ПОНЯЛ? *** КАКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ  ИСПЫТЫВАЛ? *** КА...

Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся

Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и...

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.» Знание нельзя дать - его можно только взять.

Выступление на круглом столе учителей физики по теме: «Управление  учебной деятельностью учащихся в процессе изучения физики.»Знание нельзя дать - его можно только взять.   ...