Учет индивидуальных особенностей обучающихся
материал по истории

Калачева Ирина Николаевна

Анализ мониторинговых  исследований уровня обученности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учет индивидуально-психологических и возрастных    особенностей обучающихся 

     Методы:  словесный, наглядный, проблемный,  игровой, метод стимулирующий самостоятельность мышления учащихся, интерактивные методы обучения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, эвристический (с 5 класса); частично-поисковый, исследовательский, метод проектов (с 7 класса); метод  работы  с  документами (профильный 10-11 класс).      

    В старших классах образовательный процесс строится  в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Используются формы, методы и приёмы педагогической деятельности, которые соответствуют реализации программ профильного и углубленного уровня: технология проектного обучения, технологии формирования информационной культуры.  

    В классах углубленного изучения применяются методы проблемного обучения, технологии учебного исследования. Создание на старшей ступени профильных углубленных классов позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся 10-11-х классов.

     Организационные формы: урок,   урок-путешествие, интегрированный урок,  урок-игра, групповая и индивидуальная форма работы, внеклассные занятия по предмету (с 5 класса); урок-зачёт, консультации учеников,   лекции, семинары (с 9 класса);  экскурсии, предметные недели.  Лекция, семинар, лабораторная работа, деловая игра, практикум, зачет являются основными формами организации учебных занятий в старших классах.  

       Используемые  педагогические технологии: развивающее образование, развитие критического мышления; дифференцированное, проблемное, интерактивное обучение; эмоционально-смысловой подход.

На уроках применяются продуктивные методы обучения, создающие условия для развития способностей: лекции, семинары, метод проектов, исследование, дифференцированные зачеты, современные педагогические технологии, методы образного восприятия материала и д.р.  Используются нетрадиционных форм уроков, форм самовыражения (диалоговая форма, дискуссионная, игровые ситуации с драматизацией сюжета урока) позволяют на прямую обращаться к духовному, чувственному миру ребенка и добиваться положительных результатов.

    Продуктивные  индивидуальные и групповые методы воспитания: коллективное творческое дело (КТД), исследовательская и проектная деятельность, беседы, экскурсии, классные часы, участие в делах школы  и социально значимых делах округа.  

   К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести: обращение к прошлому или только что сформированному опыту обучающихся; открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция обучающихся; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту обучающихся данного возраста; дискуссию учеников, столкновение субъектных позиций; ролевые и деловые игры; проектную деятельность; метод анализа конкретных ситуаций.

При изучении материала по истории уделяется серьезное внимание самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволяет: развить умение работать с проблемами; искать пути решения; развить умение действовать в неопределенной ситуации; самостоятельно добывать недостающую информацию.
   Задача -
развить компетенции, то есть: сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией; овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
   
Основные формы и методы работы с текстом: составление вопросов к тексту и ответы на них; комментированное чтение текста; аналитическое чтение текста; разбивка текста на смысловые части; составление тезисного плана; составление конкретизирующих, сравнительных; хронологических обобщающих таблиц; подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста, составление логической схемы; преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму. При работе над анализом текста формируется познавательная компетенция
   
Условия успешного формирования компетентностей-  на уроках истории формируется такая составляющая познавательной компетентности, как: способность анализировать; понимать побудительные причины социальных действий; соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей.

  Компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не "чему учить", а "как учить".  В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий и методов.



Предварительный просмотр:

Сравнительный  уровень динамики развития                                    

  учебно-логических  умений учащихся

  5 классов 1 полугодие 2018-2019 учебного года и 6 классов 2019-2020  учебного года

Мониторинг  уровня сформированности  познавательной компетентности                                                  на основе наблюдений, анкетирования,  результата выполнения заданий

Критерии

Показатели

2017-2018 (первый год обучения)

2018-2019

(второй  год обучения)

Умение работать с источниками информации

Доля учащихся, имеющих высокий уровень  осмысливания цели чтения, нахождения  нужной информации по заданной теме

51%

67 %

Доля учащихся, имеющих  высокий уровень  сортировки и обработки информации сети Интернет

29%

52%

Доля учащихся, имеющих  высокий  уровень  составления  тезисов по прочитанному тексту

40%

62%

Доля учащихся, имеющих  высокий уровень  составления схем, таблиц, опорных конспектов по прочитанному тексту

25%

67%

Доля учащихся, свободно ориентирующихся и воспринимающих тексты официально-делового стиля

22%

65%

                                                                           

                                                                               Анализ АКР за два года

успеваемость

качество

% выполнения

2016

февраль

2016

Март

2017

2016

февраль

2016

Март

2017

2016

февраль

2016

Март

2017

67

67

95

14

38

60

48

59

79

24

50

81

8

17

38

38

62

69

0

20

71

0

10

5

24

51

61

6

44

73

0

0

13

31

52

64




Предварительный просмотр:

Результаты мониторинговых исследований уровня развития УУД  

учащихся 5 классов по истории

(1 полугодие 2015-2016 учебный год)

 

     В 2015-2016 году были проведены мониторинговые исследования уровня и динамики развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся. Цель исследования - выявление уровня развития учебно-организационных,  учебно-логических, учебно-информационных,  учебно-коммуникативных учебных действий с целью выявления и обсуждения причин затруднений ряда учащихся в выполнении мониторинговых  заданий, возможного внесения изменений в  формулировки данных  заданий, их дальнейшей корректировки. 

     Результаты исследования уровня развития учебно-логических умений представлены в таблице.

Умения

2

 балла

1

 балл

0

баллов

Умение классифицировать

49%

29%

23%

Умение обобщать

44%

39%

18%

Умение конкретизировать

42%

35%

23%

Умение систематизировать

76%

7%

17%

Умение сравнивать

53%

32%

12%

Умение делать вывод на основе предположений

и несложных умозаключений

33%

24%

45%

     Для выполнения задания на классификацию учащимся предлагалось разделить исторические понятия на группы по существенному признаку.  

- 49% учащихся успешно справились с данным заданием, найдя существенные признаки двух цивилизаций, не допустив ни одной ошибки;

 - 29% распределили на группы, но не назвали существенный признак;

 - 23%  учащихся не смогли разделить понятия на группы.

     Задание на обобщение  предполагало дать обобщающее название для группы  предложенных  ученикам слов. 

- 44 % справились с заданием без ошибок, т.е. нашли в 3 случаях общее название.

- 39% справились только с двумя заданиями.

- 8% выполнили лишь одно задание, т.е. не смогли определить родовидовые отношения.  

     В задании на конкретизацию  учащимся был дан перечень признаков понятия, им было необходимо  привести примеры проявления этих признаков в Древнем Египте.

- 42% учащихся сумели  проиллюстрировать все признаки историческими примерами;

- 35% учащихся привели примеры для двух признаков;

- 23% смогли привести примеры только для одного признака понятия. Это вполне объяснимо, т.к. учащиеся только начали изучать курс истории.

     Умение систематизировать исследовалось в процессе выполнения задания, где учащиеся заполняли схему на основе опорных слов.

- 76% учеников справились с заданием, т.е. дали полную характеристику занятий первобытного человека с показом родовидовых связей;

- 7 % учащихся смогли частично заполнить схему, т.е. не в полном объёме установили родовидовые отношения;

-17% данное задание не выполнили. Можно предположить, что у этих учащихся не отработан материал по данной теме и не сформировано умение находить родовидовые связи.  Рекомендуем учителю обратить внимание на систему заданий в рабочих тетрадях, направленных на формирование данного умения.

     В задании на сравнение природных условий двух стран учащимся нужно было найти 1 сходство и 1 отличие. Линии сравнения были указаны учащимся. Исследование продемонстрировало следующие результаты:

- 53% учащихся справились с данным заданием;

- 32% учащихся смогли найти 1 сходство или 1 отличие.  

- 12 % не выполнили задание, в связи с тем, что недостаточно отработан предметный материал.

     При выполнении задания на умение делать вывод учащиеся должны были соотнести 2 противоположных высказывания и сделать умозаключение (вывод). Данное задание было нестандартным. Оно предполагало соединение нескольких умений учащихся с обоснованием сделанного учениками вывода. Так, сделать правильный вывод, и  обосновать свою точку зрения  смогли 33% участников мониторинга. 24% учащихся сделали правильный вывод, но не дали обоснование своей точки зрения или обоснования  были неверны. 45% учеников не смогли сделать вывод и дать  обоснование своей точки зрения.

     Для исследования учебно-информационных умений были определены следующие параметры:  

 умение использовать разные источники при поиске информации; умение определять тему и главную мысль; умение структурировать текст.

Общие результаты по умениям представлены в таблице.

Умения

2

Балла

1

 Балл

0

Баллов

Умение использовать разные источники при поиске информации

47

36

10

Умение определять тему и главную мысль в тексте

37

55

8

Умение структурировать информацию

43

29

28

Умение формулировать вопросы к тексту

38

50

11

Умение осуществлять перевод текстовой  информации  в схему  

55

25

20

        

1. Умение использовать разные источники при поиске информации. Для выполнения  задания было использованы тексты из учебника и энциклопедии, в которых содержалась информация о роли огня в жизни первобытного человека и роли коллектива в жизни первобытного общества. При ответе обязательным было использование всех источников информации.

- 47% учащихся при ответе использовали все приведенные в задании источники;  

- 36% детей смогли сделать выводы на основании двух источников;

- 10% сделали неправильные выводы, либо сделали вывод на основании только одного источника.

     Затруднения учащихся в выполнении задания связаны с тем, что исторические тексты не адаптированы  (оригинальные) и технология работы с историческими источниками только начинает осваиваться учащимися. Учащиеся  еще не отработали навык выполнения подобных заданий.  

2. Умение определять тему и главную мысль в тексте.   Выполняя данное задание, ученик должен был прочитать текст, выбрать из предложенных вариантов заголовок, отражающий его тему, и утверждение, котором содержится его главная мысль.

 - 37%  смогли правильно определить тему и главную мысль текста;

- 55% детей смогли выполнить данное задание частично, т.е. выбрали правильно либо заголовок, либо утверждение, отражающее главную мысль.

- 8% не смогли справиться с заданием.

     Умение определять тему и главную мысль оказалось сложным для учащихся 5 класса, т.к. данное умение в курсе истории не формируется. Учащиеся скорее должны были продемонстрировать результаты использования знаний материала  других предметов  и еще не стало универсальным.

3. Умение структурировать информацию.  Учащиеся соотносили предложенный план с текстом, восстанавливали последовательность событий в соответствии с содержанием.

- 43% учеников справились с заданием, восстановив последовательность событий;

- 29% допустили в плане 1-2 ошибки, т.е. не сумели установить причинно-следственные связи;

- 28% не справились с заданием, не смогли соотнести данный им план с текстом.  

     Выполнение задания у учащихся вызвало затруднения. Можно говорить, о несформированности универсальности данного умения.

4.  Умение формулировать  вопросы  к тексту.  Учащиеся должны были сформировать 2 фактологических (Что? Где? Когда?) и 2 проблемных вопроса (Почему? Зачем? С какой целью?).  

- 38%  учащихся смогли составить 2 фактологических и 2 проблемных вопроса;

- 50% учащихся смогли задать к тексту 2 фактологических и 1 проблемный вопрос;

- 11% сформулировали 1 фактологический вопрос.

     Анализ работ продемонстрировал, что учащиеся, в основном, формулировали фактологические вопросы, как наиболее понятные им. В то время как формулировка проблемных  вопросов требует от учащихся более глубокого понимания текста. Фактологические вопросы помогают понять общее содержание текста, а проблемные вопросы помогают проанализировать текст на уровне смысла.

5. Умение  осуществлять перевод текстовой информации в схему.  Данное умение  успешно продемонстрировали 55% учеников. 25% учащихся смогли выполнить данное задание  лишь частично. 20% - не выполнили задание.

     Одной из причин невыполнения задания, является невнимательное прочтение частью  учеников  текста (они  просто заполняли схему, не прочитав задание), таким образом, нарущив алгоритм работы. Другая причина – затруднения, связанные с пониманием содержания текстовой информации, установление в ней причинно-следственных связей, что связано с уровнем  развития  логического мышления пятиклассников.   В рабочей тетради подобные задания представлены, они позволяют сформировать данное умение как универсальное, поэтому учителю необходимо выстроить целостную  систему работы с ними.

     Для исследования учебно-коммуникативных умений были определены следующие параметры: умение аргументировать свою позицию; умение формулировать вопросы.

     Названные умения необходимы в учебной деятельности школьника, они помогают научить его высказываться на основе личного мнения о фактах истории, высказывать свое  отношение к поступкам людей прошлых эпох. Задания на аргументацию своей позиции присутствуют в ГИА и ЕГЭ и являются сложными для учащихся.  

2 балла

1 балл

0 баллов

Умение аргументировать свою позицию

51%

33%

 15%

Умение формулировать и задавать вопросы

( в соответствии с учебно-коммуникативной ситуацией)  

53%

42%

 5%

     При выполнении задания на аргументацию  учащимся необходимо было прочитать текст о природных условиях Египта и привести 2 аргумента в защиту  своего мнения. 51% учащихся справилось с этим заданием, т.к. данная тема  подробно рассматривается в разделе «Древний Восток» в учебнике и в рабочей тетради.  Хорошее знание темы позволило учащимся приводить нужные аргументы в защиту своей позиции. Здесь прослеживается тесная связь между уровнем ЗУН и степенью овладения УУД. 33% учащихся привели один аргумент и 15% не смогли привести никаких аргументов или вообще не приступали к выполнению данного задания. Очевидно, что для таких учеников   было трудно  выбрать и обосновать свою точку зрения.

Умение формулировать и задавать вопросы.

Задание заключалось в том, что учащиеся должны были представить определенную историческую ситуацию и задать вопросы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

- 53%  решили коммуникативную задачу, смогли задать вопросы 2 фактологических и 2 проблемных вопроса, исходя из конкретной исторической ситуации;

- 42%  учащихся смогли задать к тексту 2 фактологических и 1 проблемный вопрос;

- 5% не смогли задать вопросы или задавали вопросы не связанные с исторической ситуацией.

     Причины этого заключаются в том, что данный типаж заданий является для учащихся достаточно непривычным   в  курсе изучения   предметного материала. Дети  в курсе всеобщей  истории 5 класса  в большей степени заданиями учебника ориентированы скорее на ответы по задаваемым вопросам, чем на самостоятельность в формулировке своих вопросов в ходе конкретной  исторической ситуации. Первоначально сложности в формулировке вопросов  вызывает  недостаточно большой словарный запас некоторых учащихся, поверхностное усвоение учебного материала.

     В целом можно констатировать достаточно высокий уровень выполнения пятиклассниками мониторинговых заданий за первое полугодие.

Динамика регулятивных умений
(5 и 6 класс,2015 и 2016г.)

Регулятивные умения
6 классы,2016

Коммуникативные умения
6 классы,2016г

Динамика коммуникативных  умений
(5 и 6 класс, 2015 и 2016 г.)

Результаты исследования уровня развития универсальных учебных действий

у учащихся 6 классов по истории России

2 полугодия 2016-2017 учебного года

     В  течение 2016-2017 учебного года проводился мониторинг уровень развития ряда  универсальных учебных действий в курсе  истории России.  В течение полугодия были проведены 3 работы, которые содержали как уже знакомые учащимся по 5 классу задания и умения,  так и новые (умение принимать другие позиции и точки зрения), (умение переводить опорную схему в текстовую информацию).

      В предложенных учащимся работах были представлены содержательные элементы знаний на основе предметного исторического материала нового для них предмета- истории России.

     Для диагностирования учебно-информационных умений были определены следующие показатели: умение структурировать текст; использовать различные источники при поиске информации; умение формулировать вопросы к тексту.

     Работа с текстом чрезвычайно важна в курсе изучения истории, поэтому в проводившихся мониторинговых исследованиях  ей уделялось большое внимание. Результаты проведенного исследования представлены в приведенной таблице и гистограммах.

2 балла

1 балл

0 баллов

Умение определять тему и главную мысль

18%

62%

18%

Умение структурировать текст

62%

26%

13%

Умение формулировать вопросы к тексту

40  %

54 %

6 %

Умение использовать различные  источники при поиске  информации

35 %

27 %

38%

Умение переводить опорную схему в текстовую информацию

44%

44%

12%

     Умение определять тему и главную мысль. С заданием безошибочно справились 18% учащихся, 62% допустили  при выполнении одну ошибку. Учащиеся  соотносят  темы задания как равнозначные понятия, не разделяя их.

     Умение структурировать текст. По результатам проведенного мониторинга видно, что  более половины учеников безошибочно соотнесли план и предложенный для прочтения текстом ,26 % допустили в ответе ошибки. Не смогли выполнить данное задание 13% .

      Задание на формулирование  фактологических и проблемных вопросов к определенному тексту дало следующие результаты: 40% учеников смогли сформулировать по 2 фактологических и проблемных вопроса, или 2 проблемных и 1 фактологический вопрос.

-54% задали 2 фактологических вопроса и только 1 проблемный, или лишь 2 фактологических вопроса.

-6% учеников не смогли задать проблемный вопрос, ограничившись только фактологическим вопросом. Можно отметить, по сравнению с прошлым годом, определенное разнообразие формулировок вопросов, их связь с содержанием текстового задания.

      Усложнено  было по сравнению с 5 классом    задание на использование различных источников при поиске информации.  Данное задание предполагало прочтение трех взаимосвязанных источников, нахождение и запись новой для учащихся   информации, при обязательном использовании  при ответе   всех источников. При нахождении информации из 3-х источников работа оценивалась в  2 балла (таков был результат 35%   участников мониторинга).

-37%  учащихся смогли выделить информацию  только из 2-х источников. 38% использовали при ответе данные только 1 источника. Трудности с выполнением данного задания, несомненно, связаны с недостаточно сформированным умением поиска и самостоятельного отбора  самого главного в текстах, не смотря на очевидную прозрачность их формулировок.  Так,  Тексты 1 варианта носили названия  « Варяги на Руси. Свидетельства археологов. Легенда о призвании варягов. Когда  варяги «исчезли » из русской истории». Для ряда учащихся  было сложно  выделить главное в тексте и сделать соответствующие записи.

     Определенную роль сыграла  и невнимательность учеников, поверхностное прочтение ими информации текста. Данное умение еще недостаточно отработано и  нуждается в «доработке»  по его формулировке.

     

     Для диагностирования учебно-коммуникативных умений были определены следующие показатели: умение  аргументировать свою позицию; умение принимать другие позиции и точки зрения.

2 балла

1 балл

0 баллов

Умение аргументировать свою позицию

36%

36%

29%

Умение принимать другие позиции  и точки зрения

42%

32

27%

     Задание на умение аргументировать свою позицию предполагало знакомство с высказыванием известного  отечественного историка и его оценкой определенного периода или деятеля Древней Руси. Необходимо было привести два аргумента в защиту своей позиции по данному вопросу. Два аргумента смогли привести 33,4% учеников .35% назвали только один аргумент. Значительное количество учеников вообще не смогли определиться  с собственной позицией и привести  свой  аргумент. Причинами данных результатов стали слабое усвоение темы, малая фактологическая база по новому для учащихся предмету, отсутствие подобных заданий в учебниках, тетради с печатной основой.

     Принципиально новым и уже потому сложным стало задание на умение принимать другие позиции и точки зрения. Данное задание направлено на развитие умения «принятия » другого, противоположного их    мнения. Умение видеть разные интересы в  процессе исторического развития способствует  воспитанию принятия и понимания других людей, умению позитивно с ними взаимодействовать, что важно в современном мире.

     Ученикам  были предложены две противоположные точки зрения на правление княгини Ольги и князя Святослава. Нужно было написать, с какой точкой зрения ученик  согласен. После этого представить себя защитником противоположной точки зрения и привести два факта в ее подтверждение.

     Многие учащиеся  просто не дочитали до конца задание, сочли его аналогичным тому, где нужно было доказать свою точку зрения – и таким образом ответили неправильно. Правильно выполнили данное задание  40,4% .Они смогли принять другую (противоположную) точку зрения и привели два факта (аргумента) в ее защиту. 30.6% участников мониторинговых исследований приняли другую (противоположную) позицию и смогли привести только  один факт в ее защиту. 29% учащихся  не смогли выполнить данное задание – не определились с позицией, не сумели привести факты. Данные показатели  связаны  со слабым, поверхностным усвоением изучаемой темы частью учеников.

     Для диагностирования учебно-логических умений были определены: умение  сравнивать; умение классифицировать; обобщать; систематизировать; конкретизировать; умение делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений; умение переводить опорную схему в текстовую информацию.  

2 балла

1 балл

0 баллов

 Умение сравнивать

31%

34%

35 %

Умение классифицировать  

52 %

17%

31 %

Умение обобщать  

44%

33 %

23 %

Умение систематизировать

47%

32%

21%

Умение конкретизировать

41%

42%

17%

Умение делать вывод на основе предположений и умозаключений

71 %

8%

29 %

Задание на умение сравнивать предполагало необходимость сравнения политики двух Киевских князей и нахождение одного сходства и двух отличий в  проводимой ими  политике. Работа оценивалась в два балла, если найдено 1 сходство и 2 отличия (36,1%) учеников смогли таким образом выполнить данное задание. 37.1% нашли, либо 2 отличия или 1сходство и 1 отличие. Не смогли справиться с данным заданием 26,6% учеников (они нашли только 1 отличие, или вообще не приступали к выполнению задания). Задание вызвало затруднение при выполнении, так как подобные задания еще  не встречались детям в рабочих тетрадях и заданиях учебников.

     Умение классифицировать Задание - Даны термины. Распределите их на две группы по существенному признаку. Дайте название каждой группе. Безошибочно  выполнили задание 52% учеников, а  в 5 классе в 1 полугодии - только 10%  .17% не смогли назвать группы, правильно распределив предложенные в задании  термины. Не выполнили задание 31% учеников. Эти учащиеся  не смогли найти существенный признак и не обосновали его. Причиной  этого стало недостаточное развитие данного умения, необходимы индивидуальные задания для данной группы учеников.

     Умение обобщать.      В  предложенном задании учащиеся  должны были    найти лишнее слово и зачеркнуть его, для остальных написать общее название.    44% учащихся  справились с заданием, выполнив правильно все задания .33% выполнили только 2  задания   .23% выполнили 1 задание.    Данное задание в прошлом учебном году смогли выполнить только 17% учащихся. Можно отметить значительную адаптацию  учеников к данной форме  задания.                        

     Умение систематизировать. Задание. Вспомните все, что вы знаете о причинах политической раздробленности, с помощью ключевых сочетаний, правильно рассмотрев причинно- следственные связи  дополните схему. Все 5 признаков политической раздробленности правильно расположили в таблице 47% учеников.32% сумели правильно отметить 3-4 признака,  В схему включили менее 3-х  признаков политической раздробленности или не смогли составить схему 21% учащихся.

Задание предполагало наличие не фрагментарных, а системных знаний по изученной теме.

Данное задание показалось детям сложным в связи с  самой изучаемой темой, отсутствия возможности видеть подобные задания в рабочей тетради по истории России и выполнять их на уроке или в ходе  подготовки домашнего задания.

     Умение конкретизировать. Данное задание продолжило логический ряд заданий по истории древнего мира. В 5 классе рассматривалось понятие « государство», в 6 классе-

« политическая раздробленность» как закономерный этап развития государства. Учащиеся должны были привести примеры проявления  этих признаков на примере отечественной истории. 41% учеников смог проиллюстрировать историческими примерами все приведенные признаки понятия, в то время как в  5 классе подобное задание было выполнено только  24% учащихся.

 42% учащихся смогли привести в качестве примера только два  признака  политической раздробленности . 18% привели пример только для одного признака. Это говорит о слабом усвоении этого сложного понятия. Данная тема считается одной из наиболее  важных и одновременно сложных в курсе истории 6 класса; учителям необходимо обратить особое внимание на результаты выполнения задания, проанализировать его на примерах отечественной и всеобщей истории.

    Умение делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений.

-71 %  детей сделали правильный вывод и дали обоснование своей точки зрения.

- 8% сделали правильный вывод,  но не смогли дать   обоснование или неверно подобрали аргументы .-29 % не смогли сделать вывод.  Таким образом, можно  сделать вывод о достаточной сформированности умения у большинства учеников 6 класса.

Образовательные результаты ученика

                                     Метапредметные результаты ученика

Сравнительный  уровень динамики развития учебно-логических умений учащихся 5 классов 1 полугодие 2015-2016 уч. года и 6 классов 2016-2017  учебного года

Умение классифицировать

Умение обобщать


Умение конкретизировать

     

Результаты контрольных работ по истории России  6 класс

Второе полугодие 20016-2017 уч. год

      Цель контрольной работы: диагностика результативности обучения по авторскому УМК Т.В.Черниковой. Определение прочности (устойчивости) знаний учеников по теме «Древнерусское государство в IX- первой половине XII в» на основе изучения качества сформированности у учащихся следующих знаний и умений:

-знание важнейших исторических дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков   исторических явлений, причин и следствий событий истории Киевской Руси

-умение  анализировать текст исторического документа, находить в нем ответ на поставленные вопросы

-умение систематизировать материал, сравнивать, анализировать историческую ситуацию

Результаты к \ работы по параметру оценка представлены на диаграмме 1

Результаты работ позволяют сделать следующие выводы: Учащиеся в целом справились с контрольной работой достаточно успешно, могут работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение.

Элементы анализа

Коэффициент выполнения

Результаты Проблемы

Фактологические знания

 75 %

На уровне исторического факта учащиеся  осваивают  учебный курс.

Анализ исторического

источника

82% 

26%

 Шестиклассники называли имя князя, но не смогли сделать собственный вывод о значении его правления.  Невнимательное прочтение текста документа характерно для   большинства работ учащихся. Не смогли учащиеся  дать развернутую  характеристику исторической личности, обращая внимание  только на один из аспектов  ее деятельности. Данное затруднение  учащихся связано с недостаточно развитым  умением обобщать, делать вывод на основе предложенного текста документа.  

Установление соответствия (имя князя и характеристика), термин-определение 

60 %

Выполнение детьми данного задания является показателем  работы  учащихся с материалами рабочей тетради и хрестоматии, характеризует проведенную  учителем терминологическую работу в начале изучения курса отечественной истории

 Проблемы, выявленные по результатам контрольной работы, связаны со сложностью  изучаемого материала, недостаточным количеством учебных часов  на его усвоение и

 закрепление.

 

Контрольная работа  по истории России ,7 класс

      Цель контрольной работы: диагностика результативности обучения по авторскому УМК Т.В.Черниковой. Оценка уровня подготовки учащихся в соответствии с требованиями к базовой подготовке.

на основе изучения качества сформированности у учащихся следующих знаний и умений:

-знание важнейших исторических дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков   исторических явлений, причин и следствий событий отечественной  истории.

-умение  анализировать текст исторического документа, находить в нем ответ на поставленные вопросы

-умение систематизировать материал, сравнивать, анализировать историческую ситуацию

Результаты к \ работы по параметру оценка представлены на диаграмме 1.

Элементы анализа

Коэффициент выполнения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Результаты Проблемы

Знание хронологии

   70%

Данные задания не вызвали затруднения в большинстве работ в связи с достаточной отработкой заданий подобного типажа

Фактологические знания                                                                                                                                                                                                                                                                  

68%

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     На уровне исторического факта учащиеся хорошо осваивают новый учебный курс. Ошибки носят частный характер, что не дает возможность их типологизировать.

 Работа с  историческими

источниками

62% / 33,5%

Учащиеся достаточно хорошо понимают общее содержание текста

Затруднения вызвало задание, носившее творческий характер. Ученикам необходимо было сделать собственный вывод на основе анализа предложенной исторической ситуации?

Многим семиклассникам  не удалось самим  сформулиро-вать ответ в развернутой письменной форме, правильно сформулировать и аргументировать собственную позицию. Данное задание позволило раскрыть как знание предмета, так и умение работать с историческим материалом. Подобные задания ориентируют учеников на сдачу ГИА и обязательно должны быть включены в работу на уроке.

Задания открытого типа, где учащиеся сами формулировали ответы

 Средний результат

27,5 %

  Наиболее сложным было задание, в котором необходимо было по данной характеристике определить форму правления в России.  Многие учащиеся не соотнести описание формы правления с понятием    абсолютная монархия (абсолютная монархия), которое объяснялось учителем на протяжении ряда уроков. Данное понятие только впервые встретилось ученикам в курсе истории, в курсе обществознания 6- 7 классов оно отсутствует.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Особенности системы оценки образовательных результатов



Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ  УРОВНЯ  ОБУЧЕННОСТИ

УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА.

    Цель мониторинга -  получение информации о качестве образовательной подготовки учащихся 9 класса по истории в соответствии с требованиями образовательных стандартов.                            

Знания учащихся проверяются в форме проверочных работ и  тестов.

    Функции мониторинга

* социальная- позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы и наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей,

*образовательная - определяет уровень усвоения учебного материала,  

*воспитательная – вовлечение учащихся в оценочную деятельность полученных знаний.

    Основными объектами проверки итогового контроля по теме являются:

1. Знание исторических фактов, дат, имён, терминов.

2. Усвоение основных исторических понятий, идей.

3. Владение элементами исторического описания и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей событий, выявление в них общих тенденций, направленности, определение их характера.

4. Умение давать оценку исторических явлений, обосновать своё отношение к историческим событиям, их участникам.

5. Рассмотрение событий в их хронологической последовательности; указания места события в группе однотипных событий; выявление общего и особенного.

Тема: «СССР в период правление Сталина И.В.» (1945-1953 гг.)

         Всего – 18

                   «5» - 3   (17%)

                   «4» - 10 (56%)

        «3» - 5   (27%)

Качество – 83

Тема: «СССР в период правление Хрущёва Н.С.» (1953-1964 гг.)

                   

                    Всего – 19

                   «5» - 2   (10%)

                   «4» - 12 (63%)

        «3» - 5   (27%)

Качество – 74%

Тема: «СССР в период правление Брежнева Л.И.» (1964-1982 гг.)

        

         Всего – 19

                   «5» - 4   (21%)

                   «4» - 6 (32%)

        «3» - 9   (47%)

Качество – 53%

Тема: «СССР в период правление Горбачёва М.С.» (1985-1991 гг.)

        Всего – 19

                   «5» - 7   (37%)

                   «4» - 9   (47%)

        «3» - 3   (16%)

Качество – 84%

Качество знаний за четыре темы:

        Всего – 75

                   «5» - 16   (21,3%)

                   «4» - 37  (49,3%)

        «3» - 22   (29,3%)

Качество –71%

Мониторинг уровня и качества обученности по истории (11 класс)

темы

Уровень обученности (%)

Качество обученности (%)

1. «Правление Сталина И.В.» (1945-1953 гг.)

100%

83%

2. «Правление Хрущёва Н.С.» (1953-1964 гг.)

100%

74%

3. «Правление Брежнева Л.И.» (1964-1982 гг.)

100%

53%

4. «Правление Горбачёва М.С.» (1985-1991 гг.)

100%

84%

 

       

темы

«СССР в период правление Сталина И.В.»

«СССР в период правление Хрущёва Н.С.»

«СССР в период правление Брежнева Л.И.»

СССР в период правление Горбачёва М.С.»

Средний балл

  1. й ученик

3

4

4

4

3,74

  1. й ученик

4

4

3

4

3,75

  1. й ученик

4

4

3

4

3,72

  1. й ученик

4

5

4

5

4,58

  1. й ученик

3

3

3

3

3,6

  1. й ученик

4

4

3

4

3,75

  1. й ученик

4

4

4

5

4,25

  1. й ученик

4

4

4

4

4,4

  1. й ученик

4

4

3

5

4

5

4

5

5

4,75

4

3

3

4

3,5

4

4

5

4

4,25

5

4

4

4

4,4

5

5

5

5

5

3

3

3

3

3,75

4

4

4

5

4,25

3

3

3

3

3

3

3

5

5

4

-

4

3

4

3,67

3

3

3

3

3

3

3

5

5

4

-

4

3

4

3,6

3

3

3

3

3

3

3

5

5

4

-

4

3

4

3,65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физической ультурой

Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся в специальной коррекционной школе...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения

Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.

Создание условий обучения с учетом нозологий  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Работа школьной ППк: индивидуальные образовательные маршруты, СИПР, щадящий режим, протоколы ППк. Анкеты. Информация о реализации программ (выступление на пед.совете)...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.

Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Работа школьной ППк: индивидуальные образовательные маршруты, анкеты, планы, дневник комплексного сопровождения...