Проблемно- теоретический подход в изучении истории в старшей школе
проект по истории

Лубсанцыренов Александр Дымбрылович

Проблемно- теоретический подход в изучении истории в старшей школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лубсанцыренов Александр Дымбрылович,

учитель истории и обществознания

ГБОУ «Кижингинская школа-интернат»

Проблемно- теоретический подход в изучении истории в старшей школе

В условиях постоянно меняющегося мира, огромного потока информации  перед школой стоят задачи воспитания свободной, развитой и образованной личности. Необходимо помочь развиваться личности: научить учиться, ставить цели, принимать решения в различных ситуациях, устанавливать контакты с людьми, жить в обществе. Большая роль в воспитании этих качеств отводится урокам истории. А перед учителем истории стоит большая задача – воспитание развитой личности, патриота свое страны.

Для решения поставленных задач в своей педагогической практике применяю современные образовательные технологии, наиболее удачной  для уроков истории считаю проблемную технологию.

Дидактическую основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация. Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, ее создает учитель для того, чтобы стимулировать и мотивировать учащихся. А также проблемное обучение помогает в формировании самостоятельной деятельности ученика, развитие его творческих способностей, позволяет активизировать логическое мышление учащихся, развивает кругозор и устную речь.

Учитель строит проблему, что является условием организации проблемного обучения. Учитель разрабатывает проблемные задачи, ситуации, задания, которые позволяют учащимся включиться в активный познавательный процесс.

Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов, которые приводили бы к возникновению проблемной ситуации. В своей работе я применяю различные методы и приемы технологии проблемного обучения.

1. Вопросно-ответная форма. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

На уроке истории в 9 классе по теме “ Коллективизация и индустриализация в Бурятии» вопросы создают проблемную ситуацию

- Как проходила коллективизация в Бурятии?

- Почему  крестьяне Бурятии были недовольны коллективизацией?

- Назовите предпосылки индустриализации в Бурятии

- Каковы возможные пути индустриализации  в Бурятии?

Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.

2. Работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться, это развитие  метапредметных умений. Работа с учебником на уроках истории начинается с 5 класса. Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов. Например, в 10 классе при изучении темы «Реформы Петра I» учащиеся составили проблемные вопросы по тексту учебника:

  • Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж на строительство флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Правильно ли осуждали крестьяне политику Петра I? 
  • Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать. Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян? 

3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал по теме «Развитие гласности и демократии в СССР» даю детям информацию о календаре событий перестройки с 1986 г. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.

4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты. Например, проблемное задание “М.С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР? Найдите плюсы и минусы Горбачева, как руководителя большой страны».

        Работа над проблемой проходит успешно лишь в том случае, когда возникает проблемная ситуация, т.е. когда учащиеся испытывают интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

Таким образом, применяя данную технологию в процессе обучения, я пришел к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

- отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

- развивать мыслительную деятельность;

- искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

- анализировать, сопоставлять учебный материал;

- делать выводы, обобщения и сравнения;

- готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С»

- готовить учащихся к олимпиадам по истории разного уровня.

Использованная литература

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970. – 32с.

Иванова О.В. «Проблемное обучение в курсе истории» // Преподавание истории в школе 1999, № 8. – с.16-21.

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. – 76 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы.  Перспективы введения про­фильного обучения на старшей ступени школы особенно актуа­лизировали...

Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.

Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515...

Технология работы с кейсом в процессе изучения истории в старшей школе

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания ...

Инновационные подходы при изучении истории в школе

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, ...

«Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе» Выступление на РМО

laquo;Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе»...