Организационно-деятельностный подход в изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.
статья (история, 5 класс) по теме

Лебедев Игорь Вадимович

Описание форм организации индивидуальной и коллективной игровой творческой познавательной деятельности на уроках истории древнего мира в 5 классе гимназии № 1515

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационно-деятельностный подход

в  изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии.

Лебедев Игорь Вадимович, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия № 1515 СЗОУО г. Москвы.

Возрастные особенности пятиклассников не позволяют глубоко и всесторонне изучить историю Древнего мира. В условиях высокого уровня  нагрузки на учащихся представляется нецелесообразным привлечение значительных объёмов дополнительной литературы. Тем не менее, представляется важным изучение начальных социально-политических и экономических явлений для формирования адекватных представлений о ходе исторического процесса в дальнейшем.

Выход из существующего противоречия видится в создании условий повышенной мотивации к учению и, конкретно, к изучению истории Древнего мира.

Согласно многочисленным и авторитетным исследованиям в области возрастной и педагогической психологии, дети в возрасте 10-11 лет особенно эмоционально положительно относятся к групповым формам организации их деятельности. Такими формами организации учебно-познавательной деятельности являются:

  1. Групповая ролевая игра на уроке
  2. Подготовка и защита групповой презентации
  3. Подготовка и защита группового проекта.

Учащиеся 5 класса с большим удовольствием включаются в игровую учебно-познавательную деятельность, в процессе которой развивают основные коммуникативные навыки и социально значимые компетентности.

Исходя из этих наблюдений и современных исследований, психологи делают вывод, что создание наиболее адекватных условий для изучения истории Древнего мира в 5 классе основывается на соединении учебно-познавательной и игровой деятельности. Этот подход к организации учебно-познавательной деятельности школьников мы предлагаем именовать организационно-деятельностным, поскольку в задачу учителя входит организация разнообразной игровой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и вне него.

Такой подход позволяет органично соединить урочную, внеурочную и домашнюю учебно-познавательную деятельность в единый непрерывный процесс. В этот процесс естественным образом объединяются ученики, их родители и учителя гимназии. При таком подходе создается творческая непринужденная атмосфера общения по поводу изучаемого материала, что, в свою очередь, создает наиболее комфортные условия для формирования и реализации личности не только ученика, но и учителя и даже родителей учеников. Такой результат достигается  тем, что ученик и его родители становятся эмоционально заинтересованы  в достижении учебной цели, поставленной учителем, потому что для ученика – это способ актуализации своей личности в классе, а для родителей – это способ актуализации себя в родительском сообществе и в семейной среде. А учитель, в свою очередь, эмоционально и профессионально заинтересован в достижении наивысшего результата в обучении. Таким образом, все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в решение учебных и воспитательных задач.

Использование игровых учебно-познавательных технологий предполагает постепенность и поэтапность их введения в процесс обучения истории Древнего мира в 5 классе.

На первом этапе, при изучении темы «Первобытный человек…» игровые формы обучения сочетают в себе индивидуальные задачи с последующим общим анализом результатов. Такие задания заложены в учебнике. Учащимся авторы учебника предлагают написать рассказ о жизни первобытного человека (§2, задание 2). Это задание достаточно немного уточнить, и оно становится игровым. Ученикам можно предложить написать этот рассказ от первого лица придумать  имя герою, описать не только сюжет, но и отношения, возникающие между людьми. Так мы предложим детям взять на себя роль участника событий. Это помогает учащимся проникнуть во внутренний эмоциональный мир первобытных людей, пытаются представить себе взаимоотношения в племени или родовой общине. Более глубокому пониманию условий  жизни первобытных людей  способствует просмотр фильма «Миллион лет до нашей эры» (Великобритания. 1964 г.), который учитель рекомендует посмотреть дома. Об этом учитель говорит не только учащимся на уроке, но и родителям на родительском собрании, включая, таким образом, в сферу учебного процесса и семьи учеников.

Обсуждение рассказов школьников на уроке создает возможность наиболее полно и с исторической, и с художественной точек зрения понять условия жизни древних людей и характер их отношений друг к другу и к окружающей среде. Кроме этого, такая работа с темой «Первобытный человек…» создает условия для формирования интереса к истории и эмоционально положительное отношение к уроку. Совместное обсуждение творческих работ каждого ученика позволяет создать атмосферу общей заинтересованности и доброжелательности, и подготовить почву для следующего шага на этапе индивидуального творчества при изучении истории Древнего мира.

Следующим шагом в развитии игровых учебно-познавательных  технологий при изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии стала работа с альбомом по истории Древнего Египта (см. приложение 1). Этот альбом, изданный в 1989 году Британским музеем, может быть использован и как оригинальный, на английском языке, и в русском переводе. По мнению учителей английского языка,  лексический материал  альбома доступен ученикам 5 класса, специально изучающим английский язык или интересующимся английским языком.

Выполнение заданий из альбома идет параллельно изучению соответствующих тем по программе. Выполнение заданий происходит в домашних условиях. Как правило, родители учеников с большим интересом помогают своим детям в работе над альбомом.

В конце изучения темы «История Древнего Египта» учащиеся по желанию участвуют в выставке своих работ. На этой выставке школьники играют роль экскурсоводов. Пятиклассники комментируют представленные экспонаты по-английски или по-русски так же по желанию. В процессе подготовки и проведения выставки формируются метапредметные связи не только истории и иностранного языка, но и географии и МХК. Сама выставка альбомов вызывает значительный интерес у учителей и учеников всей гимназии. Это, конечно же, усиливает эмоционально положительный эффект и позволяет стимулировать переход к следующему этапу игровой учебно-познавательной деятельности в процессе изучения истории Древнего мира в 5 классе.

При изучении тем «Древняя Месопотамия», «Древняя Индия» и «Древний Китай», на которые отведено по программе очень мало времени, целесообразно использовать третью форму организации игровой учебно-познавательной деятельности. Это форма - подготовка компьютерной презентации по выбранной теме. Школьники пробуют по желанию подготовить первую самостоятельную компьютерную презентацию в программе Power Point и комментарий к ней. Во время представления своей презентации учащиеся принимают на себя роль учителя, порой настолько глубоко проникают в этот образ, что проводят самостоятельно опросы по материалам презентации, осуществляя обратную связь и рефлексию.

В результате трехступенчатой работы на этапе индивидуальной игровой учебно-познавательной деятельности ученики проходят достаточную подготовку к переходу на второй этап. Они уже начинают понимать механизм сбора и систематизации материалов, начинают постигать основы ораторского искусства, приемы экспозиционного дела, начинают овладевать навыками работы в поисковых системах интернета и с пользовательскими программами Microsoft Office.

Второй этап организации игровой учебно-познавательной деятельности проходит при изучении темы «Древняя Греция». В процессе изучения этой темы учащиеся продолжают самостоятельно по желанию готовить краткие сообщения об исторических деятелях и событиях в истории Древней Греции. Поскольку на предыдущем этапе ученики уже начали осваивать процесс поиска, сбора и систематизации материалов из интернета, а так же познакомились со значительным числом книг по истории Древнего мира, они уже более уверенно и осознано готовятся к этим небольшим выступлениям. В ходе подготовке к ним у учащихся развиваются навыки поиска и отбора материала. Необходимость быть краткими заставляет их переформулировать первоначальный текст, сокращать его, делать более доступным для слушателей. При подготовке выступлений и в ходе них учащиеся осваивают первичные навыки лекторского мастерства. Это продолжение работы первого этапа и одновременно переход ко второму этапу.

Главным содержанием второго этапа является работа в маленьких группах по 3-4 человека. Эти группы собирают материалы и готовят презентацию в программе Power Point по темам, расширяющим кругозор учащихся по истории Древней Греции. Предлагаемые презентации были посвящены 7-ми чудесам света. В работе над своими презентациями учащиеся самостоятельно выбирали себе роли координаторов, консультантов, выступающих. Каждый самостоятельно выбирал материал для своего выступления, писал текст, выверял его по времени, отрабатывал все выступление дома, привлекая в качестве слушателей своих родителей. Все это делалось под руководством координатора, который помогал в организации обмена информацией и подготовки итоговой общей презентации.  

Выступления учащихся не всегда соответствовали всем требованиям, поэтому и оценки работы учащихся не были одинаково высокими. На итоговом уроке и учащиеся, и учитель давали свои комментарии к каждой презентации, задавали вопросы  выступающим, что сделало итоговый урок близким по форме к конференции.

Таким образом, в ходе второго этапа организации игровой учебно-познавательной деятельности учащиеся не только обретали новые роли и осваивали новые коммуникативные, когнитивные и организационные навыки, но и использовали уже освоенные навыки предыдущего этапа.

На  третьем этапе организации игровой учебно-познавательной деятельности при обучении учащихся 5 класса истории Древнего мира предполагается деление класса на 4 большие команды по 7-8 человек. Каждая команда получает задание в ходе изучения темы «Древний Рим» создать коллективный мини-проект на одну из выбранных по жребию тем:

  1. Город Рим
  2. Развитие римской армии
  3. Гладиаторы
  4. Быт, нравы и мода в древнем Риме

Последняя тема может и не разыгрываться по жребию, если в результате сформируется команда, состоящая исключительно из девочек, и они не захотят работать над какой-либо другой темой.

Особенностью этого этапа игровой учено-познавательной деятельности в 5 классе является то, что в командах должны пройти процессы формулирования и согласование тем-детализаций общей темы. Естественно, что темы-детализации предлагает в первую очередь учитель, но он предлагает гораздо больше тем-детализаций, чем есть участников в команде, поэтому ученикам приходится брать на себя роли участников своего рода ученого совета или оргкомитета научной конференции. Конечно, никто не пугает пятиклассников такими взрослыми словами, но, по сути, их обсуждение и распределение выбранных тем являются элементами именно такой работы.

Дальнейшая подготовка проектов так же содержит новые элементы по сравнению  с презентациями на предыдущем этапе. Ученикам приходится прослеживать динамику развития определенного исторического феномена, и в процессе работы над материалами проекта, совершать, по сути, маленькое научное открытие. Они устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в исторической среде и изменениями самого исследуемого объекта. В этом случае ученики 5 класса играют в почти настоящий процесс научного познания исторического процесса.

Таким образом, организационно-деятельностный подход при изучении истории Древнего мира в 5 классе гимназии дает возможность создать непрерывную игровую среду, которая моделирует сам процесс научного исторического познания мира. Через метапредметные связи формируют целостное представление детей не только о ходе развития человеческого общества, но и о своем собственном развитии в процессе изучения учебного материала в гимназии и расширения своего кругозора вне неё. Опыт такой организации учебного процесса показал, что в него органично включаются не только учителя других предметов (информатика, МХК, АХТ, литература, иностранные языки), но и родители учеников. Организационно-деятельностный подход позволяет комплексно реализовать требования современных ФГОС в процессе преподавания предмета «История Древнего мира»