урок истории в 5 классе по теме:" Олимпийские игры "
план-конспект урока по истории (5 класс)

Данный материал можно использовать как на уроке истории в 5 классе , так и во внеурочной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_5_klasse.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема урока: Олимпийские игры в древности (история 5 класс)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

1.Личностные:способствовать формированию у учащихся представлений о том как появились первые олимпийские игры, их программе.

2.Предметные:. познакомить учащихся с новыми понятиями :атлет, ипподром.

3.Метапредметные: Научить сравнивать олимпийски игры в древности и игры современные

Задачи урока: 

Образовательные:

         сформировать у обучающихся представление о любимом      

         общегреческом  празднике-Олимпийских играх;

дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;

познакомить с основными видами спортивных состязаний;

подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.

Развивающие:

Формировать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), иллюстративным рядом;

развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией учебника;

развивать навык подготовки сообщения;

развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);

формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения

развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в парах.

Воспитательные:

формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;

совершенствовать формы и методы самовоспитания;

воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы

подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских  игр.

Формирование УУД

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; выявлять причинно-следственные связи; делать выводы; самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; доказывать.

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, принимать позицию другого планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.. 

Предполагаемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями,  умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия,олимпионик; самостоятельной работы с информацией,  умения находить её, осмысливать и использовать. 

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование:  

1.Учебник "История Древнего мира" Авторы: А.А.Вигасин, И.С.Свенцицкая,Г.И. Годер, Москва,»Просвещение»2014год

2. Мультимедийный проектор.

3.Видеоролик Олимпийские игры 2014 Сочи

4.Мультипликационный фильм «Олимпийские игры в древности»

5. Карта "Древняя Греция"

6.Рабочие листы к уроку

Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, г.Олимпия, олимпионики

План:

1.Зарождение Олимпийских игр.

2. Подготовка к играм

3.Пять незабываемых дней

4.Знаменитые атлеты

5. Олимпийские игры вчера и сегодня.

        Этапы урока:

1.МОТИВАЦИЯ

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я  рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Желаю вам плодотворно потрудиться и получить от сегодняшнего урока только положительные эмоции и большой запас знаний и умений .

А сейчас я попрошу вас подняться со своих мест и попробовать

обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку,до которой вы можете дотянуться взглядом. Молодцы!. Попробуйте еще сильнее повернуться. Получилось ли у вас ещё дальше повернуть свой взгляд(Многие ответят «да»).Вы сами увидели, что человек при желании и усилии может расширять свои возможности. Я желаю вам , чтобы и на сегодняшнем уроке вы добились максимума и ещё больше расширили свои знания по Древней Греции

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

 С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция)  . В ходе нескольких уроков мы с вами  познакомились с географическим положением древнего государства, населением, религией, мифами.  

Давайте вспомним что вы знаете об этом государстве.

А) Вопрос-ответ

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)  

Б) Выполните задание на установление соответствия между героями и фактами относящимися к данному герою (Рабочий лист №1)

Этап актуализация знаний

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

 С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция)  . В ходе нескольких уроков мы с вами  познакомились с географическим положением древнего государства, населением, религией, мифами.  

Давайте вспомним что вы знаете об этом государстве.

А) Вопрос-ответ

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)  

Б) Выполните задание на установление соответствия между героями и фактами относящимися к данному герою (Рабочий лист №1)

Мы продолжаем изучение Древней Греции. Посмотрите внимательно видеоролик (Олимпийские игры 2014 Сочи), подумайте и скажите о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.(Ответы учащихся)

Как вы думаете почему тему Олимпийских игр мы связываем с Древней Грецией  (высказывают предположения)

Многое о Древней Греции мы уже знаем, я уверена, что и об Олимпийских играх вы уже слышали. А значит сможете заполнить первую графу таблицы , а входе урока мы заполним остальные.(Рабочий лист №2)

Что мы хотим узнать на сегодняшнем уроке?

(Возможные ответы , подвожу к определению  цели и задач)

  • Где именно  проводились первые олимпийские игры;
  • Как проходили, кто принимал участие  в первыех Олимпийских играх;
  • Какое значение для греков имели Олимпийские игры;)

(заполнение второй графы таблицы)

Постановка проблемного вопроса .

Древнегреческий поэт Пиндар писал:

«Нет другой звезды благороднее Солнца

Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба

Так и мы прославляем те, что всех игр благородней-

Олимпийские игры!»

Исходя из этого высказывания какие эмоции вызывали олимпийские игры у древних греков? (любовь, восхищение, гордость)

Этап выявления места и причины затруднения

 Можем мы сейчас ответить на вопрос «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» (предполагаемый ответ-нет, если ученики пробуют ответить на проблемный вопрос, называем высказанное ими гипотезой и в течение урока ищем либо опровержение  либо подтверждение гипотезы)Почему нам трудно ответить на этот вопрос?

Что нам нужно сделать, что бы ответить на этот вопрос?  (познакомиться с историей игр)

Этап первичного усвоения новых знаний

Учитель: Ребята , а сейчас вы посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответите на вопросы:

 1) В честь какого бога устраивались  Олимпийские игры?

 2)Когда состоялись первые Олимпийские игры?

3) В каком городе Греции проводились первые Олимпийские игры? Давайте найдём этот город на карте(дети находят на карте в учебнике на стр115) и попробуем объяснить почему именно в этом городе?(дети выстраивают предположения, учитель корректирует)

В год Олимпийских игр, глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть

 " Все в Олимпию дороги безопасны! да победит сильнейший.

В старину, в античном мире, 25 веков назад

Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.

И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,

Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён.

Для сражений мирных будет полем боя стадион для всего народа.

Учитель: Что мы можем узнать из этого призыва?

Предположения учеников :Дни Олимпийских игр во всей Элладе объявлялись  днями всеобщего мира. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым. никто не мог появиться в Олимпии с оружием под страхом проклятия и немилости богов.

Учитель Тысячи зрителей со всей Греции съезжались в Олимпию. Кто был зрителями и как   готовились к этим играм?  Узнаем об этом, составляя вопросы к тексту раздела «Подготовка к играм» (ученики читают раздел «Подготовка к играм» составляют по три вопроса. Работают  в паре 5 минут,по истечении 5 минут задают друг другу вопросы по прочитанному тексту и отвечают на вопросы одноклассников)

Физминутка.

 Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

Учитель Олимпийские игры проводились один раз в четыре года .Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты.  Большинство состязаний проходило на стадионе. Напомните мне пожалуйста , а что такое стадион?(сооружение для спортивных состязаний) А гонки на колесницах устраивались на ипподроме. С помощь стр. 158 ознакомьтесь с понятием ипподром и запиши запишите определение в тетрадь. (Работа  с понятийным аппаратом, запись определений в тетрадь)

Олимпийские игры проводились в течение 5 дней, за эти дни спортсмены принимали участие в различных соревнованиях. Как ученые узнали о том, какие это были соревнования? (предположения  учеников)

Представьте себе, что вы археологи, обнаружившие древние амфоры, на которых изображены спортивные соревнования. Определите  и выпишите в тетрадь названия видов спорта, в которых состязались древние атлеты. Это  состязания пятиборья. Рабочий лист №3 (Анализ археологических находок) 

  Пятый день олимпийских игр  - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. -Победители Олимпийских игр становились настоящими героями. Их называли олимпиониками.

Информационный мини-проект «Легендарные атлеты Эллады» (рассказ и презентация заранее подготовленных учеников-опережающее задание) .

Олимпийские игры вчера и сегодня.

    В 394 году Греция находилась под властью Рима, и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.                                                                  

 - Сколько лет не проводилась Олимпиада? (1502  года.) В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.                                   

- Кто знает, что изображают эти кольца?(Дети если знают- отвечают, если нет высказывают предположения)

 (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “)  

 - Ребята, давайте с вами вспомним, когда в нашей стране  проходили последние   Олимпийские игры? (Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 г.  был  город Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 г.) 

-Как и атлеты древности, участвовавшие в соревнованиях по бегу, мы свами выходим на финишную прямую, а значит пришла пора заполнить третью графу нашей таблицы «Узнал» (ребята озвучивают результаты работы -ответ начинается со слов: «Сегодня на уроке я узнал»).

Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» я думаю, что  вы уже можете на него ответить (звучат ответы учеников)

Этап первичного закрепления

-А  что  вы знаете о современные олимпийских играх ? (ответы учеников) Давайте выявим  сходство и различия  Олимпийских игр древности и современности выполняя задание рабочего листа №4 .

Рефлексия учебной деятельности на уроке. В завершении нашего урока я предлагаю вам зажечь свой олимпийский огонь. На столе лежат «языки» пламени жёлтого, красного, серого цвета.(самооценка)

Если вам было интересно, и вы узнали много нового возьмите язычок желтого цвета, Если в течение урока были непонятные моменты, или вам было неинтересно на каком – то этапе уроке, возьмите красные язычки.

Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то прикрепите к факелу  язычки серого цвета.

Домашнее задание: 1.Параграф 33,  вопросы рубрики «Проверь себя»

                         2.Параграф 33,  вопросы рубрики «Проверь себя»творческое задание:      

                         придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"

Цель  урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"

Цель  урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Конспект урока в 7 классе по теме «Олимпийские игры»

Урок разработан по УМК "English" О.В. Афанасьевой для школ с углубленным изучением английского языка. Цель урока: систематизировать и обобщить пройденный материал по теме. Урок соответтствует ФГОС....

конспект урока в 10 классе по теме " олимпийские игры"

конспект открытого урока по теме" Олимпийские игры" в 10 классе. прилагается презентация...

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"...

Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"

Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся  средствами технологии критиче...

Конспект урока для 5 класса по теме "Олимпийские игры"

На уроке совершенствуются навыки говорения и чтения; расширяеться словарный запас по теме «Спорт»; активизируется знания об официальных Олимпийских символах (флаг, эмблема, девиз, талисман...