Предметно-развивающая среда кабинета истории как условие успешности ученика/
статья по истории

Русанович Любовь Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кабинет истории501.89 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда кабинета истории как условие успешности ученика

Понятие предметно-развивающая среда,по мнению С.Л. Новосёловой, определяется как «системаматериальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Впервые понятие предметно-развивающая среда было введено в терминологию педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания.

В последние годы большой шаг вперёд в развитии предметно-развивающей среды был сделан на ступенях дошкольного и начального общего образования. В частности, в нашей школе на этаже начальных классов реализованы интересные учебно-дизайнерские проекты, вовлекающие учеников в познавательную игровую  деятельность.

Меня как учителя истории, тоже всегда привлекала идея использования пространства, в первую очередь, школьного кабинета, как средства вовлечения детей и учителя  в активный процесс познавательной и творческой деятельности.

Согласно ФГОС, развивающая предметная среда должна соответствовать следующим требованиям: полифункциональность, трансформируемость, доступность, насыщенность, вариативность и безопасность.Проследим, как эти принципы отражены в работе моего кабинета истории.

Элементами нашей предметно-развивающей среды являются:

1.Карты: географические, политические и исторические. Важнейшими предметными результатом изучения истории является  умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Политическая и физическая карты мира в нашем кабинете намеренно размещены рядом, так как позволяют проследить взаимозависимость природных и политических факторов в развитии цивилизаций, получить метапредметное видение геополитических процессов, способствует насыщенному погружению в знание на основе учебных программ.

2.Учебные пособия, изготовленные учителем. Прежде всего, это Лента времени, представляющая историю России по семи периодам. Конечно, существуют аналогичные «готовые» учебные пособия, но, исходя из практических потребностей работы, я пришла к мысли создать своё собственное, где информация структурирована по сферам общественной жизни, что даёт возможность полифункционального использования  на уроках истории и обществознания, способствует  формированию системного мышления. С помощью ленты времени можно организовать сквозное повторение экономических, внешнеполитических, вопросов культурной истории страны и т.д.

d:\Мои документы\Desktop\фот\DSCF2157.JPGd:\Мои документы\Desktop\фот\DSCF2158.JPG

3.Учебные пособия, созданные детьми в ходе проектной деятельности. Активная учебно-познавательная деятельность учеников подобного рода направлена в том числе на формирование метапредметных результатов обучения: умения  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей,  в  том  числе альтернативные,  осознанно  выбирать  наиболее  эффективные  способы  решения учебных и познавательных задач. Серии «Императоры 19 века»,  «СССР в годы правления…»Ленина, Сталина и т.п.), созданные учениками 10-х классов в качестве зачётных работ, используются при изучении аналогичных периодов учащимися среднего звена. Пособия легко трансформировать,перемещать по классу в зависимости от целей урока. Например, при изучении политики «оттепели» Александра II,  можно поместить рядом проект «СССР в 1953-1964гг.» и сопоставить с событиями хрущёвской «оттепели».

В этом году ученики 8-х классов создали три интересных групповых проекта «Юность Петра: история в географии», где первые шаги ПетраI представлены в историко-географическом разрезе в масштабе Москвы, России и Европы. Проектные работы, за нехваткой пространства в кабинете, были размещены в коридоре и вызвали большой интерес учащихся разных классов. Здесь мы также можем увидеть, как развиваются метапредметные умения учащихся.

d:\Мои документы\Desktop\фот\DSCF2140.JPGd:\Мои документы\Desktop\фот\DSCF2141.JPG

Ученица 8а Коневская Александра на школьной конференции проектов выступила с информационно-исследовательской работой «Угличское дело: кто виноват?» Проектным продуктом стало  наглядное пособие  «Схема расследования гибели царевича Дмитрия».Оно предполагает вариативное использование – на уроке истории при изучении обстоятельств «угличского дела» и на уроках обществознания, связанных с вопросами уголовного права, например «соучастие в преступлении».

4. Текущие учебные проектные работы. В  процессе их создания  реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе современных ФГОС. Происходит проектирование и конструирование среды развития и образования учащихся. Например, изучение темы «Внешняя политика Российской империи в XIX веке» в 10 классе  завершалась практикумом, в ходе которого  группы учеников отрабатывали ключевые вопросы главных военных компаний столетия, в том числе на картах. В ходе презентации работы были размещены на стене, представляя собой доступное учебное пособие для итогового повторения перед контрольной работой. Результатом стал высокий уровень правильных ответов к заданиям по карте.

Создание  индивидуальных и групповых проектов по истории и обществознанию помогает детям расширить свои знания и применить их в создании или использовании проектного продукта, учит структурировать материал, развивает дизайнерские качества.

Список использованных источников информации

1.Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов. в контексте решения вопросов преемственностидошкольного и начального общего образования.nsportal.ruНачальная школа…2017/05/11/metodicheskie

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 Об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования.https://fgos.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Организация образовательной среды кабинета истории как средство формирования патриотизма

Данный проект используется для организации внеурочной работы по истории. Готовые проекты можно использовать для проведения тематических классных часов по темам: "Олимпийские игры в Сочи" (cпортсмены г...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Краткое освещение темы по следующим вопросам:1.НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ.        2.ПОНЯТИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО...

Материал для родительского собрания «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»   «Сотрудничество семьи и школы –важное условие ус...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...

Информационно-образовательная среда кабинета истории

Информационно-образовательная среда...