методическая разработка урока по теме: "Правление Бориса Годунова"
методическая разработка по истории (7 класс)

Семенова Светлана Игоревна

методическая разработка урока для учащихся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №84»

 

 

 

Правление Бориса Годунова

Разработка урока

 

 

Семенова Светлана Игоревна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №84»

 

 

Кемерово, 2018

Технологическая карта урока

Предмет

история

класс

7

Тема урока

Правление Бориса Годунова

Изучаемый раздел

Россия на рубеже XVI – XVII веков

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные ресурсы

История России: конец XVI – XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М: Просвещение, 2018

Презентация «Россия на рубеже XVI – XVII веков. Правление Бориса Годунова»

План урока

  1. Пресечение Династии Рюриковичей
  2. Политика Бориса Годунова
  3. Появление самозванца

Цель урока

Создать условия для формирования представлений об особенностях царствования Бориса Годунова и важности этого исторического момента в судьбе страны

Ведущая технология

Проблемный диалог

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная

Основные понятия, персоналии и  даты

Понятия: смута, самозванец

Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий

Даты: 1598, 1605

Планируемые образовательные результаты

Научатся определять особенности царствования Бориса Годунова

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, развивать способность к оценке событий

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Универсальные учебные действия

Формы контроля

1.Организационный момент

Подготовка класса к работе

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока

Записывают тему и план

фронтальная

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи в тетради

2.Актуализация знаний

Беседа по содержанию курса 6 класса

Организует беседу по вопросам:

Какой период  истории России мы изучали в прошлом году?

Какие последние события изучали?

Какие последствия правления Ивана Грозного вы можете вспомнить?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

фронтальная

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию, формулируют ответы на вопросы учителя

Устный опрос

3.Изучение нового материала

1.Презентация «Россия на рубеже XVI – XVII веков. Правление Бориса Годунова»

(Слайд2)

2.Презентация (слайд3)

3.Презентация (слайд4)

4.Презентация (слайд 5), учебник (с 9-10)

5.Презентация (слайд 6)

1.Поясняет задание на слайде, задает наводящие вопросы в случае затруднений

2. Поясняет задачу, помогает в поиске решения

3.Показывает и комментирует слайд (рассказ о процедуре приглашения Годунова на царство, особенностях его личности)

4.поясняет задание

5.комментирует слайд(рассказ о самозванце)

1.Выполняют задание, используют материал учебника в случае затруднений

2. формулируют проблему, ищут возможное решение, сравнивают свои выводы с историческими реалиями

3.просматривают презентацию и делают записи в тетрадь

4.выполняют задания

5.просматривают презентацию, делают записи в тетрадь

1.фронтальная

2.фронтальная

3.индивидуальная

4.индивидуальная

5.индивидуальная

Познавательные:  общеучебные - осуществляют структурирование знаний, дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск информации;

Логические – строят логическую цепь рассуждений, устанавливают связи, выделяют главное.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, понимают учебную задачу

1.устный опрос

2.устный опрос

3.записи в тетради

4.записи в тетради

5.записи в тетради

4.Первичное осмысление и закрепление

Задание на карточках (см. Приложение 1)

Поясняет задание

Выполняют задание в тетради

индивидуальная

Познавательные: формулируют ответы; осуществляют поиск информации

Записи в тетради

5.Итоги урока и рефлексия

Обобщающая беседа

Проводит беседу по вопросам:

В чем особенности прихода к власти Годунова? Каковы особенности его царствования? В чем причины его непопулярности в народе? Чем заканчивается его правление?

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

фронтальная

Регулятивная: определяют уровень усвоения изучаемого материала

Беседа по вопросам

6. Домашнее задание

§1

Ответить на вопросы:

1. Кем был на самом деле Лжедмитрий?

2. Почему он пользовался поддержкой населения?

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Приложение 1

Отметьте верный ответ

Борис Годунов стал русским царем, потому что

1. имел право старшинства

2. был Рюриковичем

3. был избран на Земском соборе

4. на этом настоял польский король

К причинам восстание Хлопка относится

1. недовольство введением «урочных лет»

2. желание привести к власти Лжедмитрия

3. недовольство учреждением патриаршества

4. оказание поддержки Б. Годунову

Составьте текст из приведенных отрывков

1. Дмитрия скрывался Григорий

2. Борис Годунов был избран на царство

3. распорядился организовать в столице

4. Земским собором в 1598. Новый царь

5. России. В решающем сражении

6. появление самозванца. Под именем

7. Годунов скоропостижно скончался

8. и Запада. 1601-1603гг. оказались

9. способствовал сближению России

10. неурожайными и голодными. Годунов

11. правительственные войска разбили

12. бы ситуация, но 13 апреля 1605 Борис

13. раздачу денег голодающим.

14. В начале 1604г. До царя дошли слухи о

15. Отрепьев. Осенью 1604г. Лжедмитрий,

16. короля Сигизмунда, перешел границу

17. самозванца. Неизвестно, как сложилась

18. заручившись поддержкой польского


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семенова С. И., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 84»

Слайд 2

Иван Грозный Анастасия Дмитрий Федор Утонул, 1553 Мария Нагая Иван Дмитрий Убит отцом, 1581 Умер, 1598 Погиб в Угличе, 1591 Пресечение династии Рюриковичей

Слайд 3

Проблема Кто может править страной? Поиск решения Федор Ирина Нет наследников Ушла в монастырь Брат Борис Избран Земским собором на царство

Слайд 4

1598- 1605гг . Царь Борис Годунов

Слайд 5

проблема Решение проблемы результат проблема Решение проблемы результат 1601-1603- неурожаи, голод Открытие государственных амбаров Высокая концентрация в Москве голодного недовольного люда 1601-1603 – восстание Хлопка Для подавление отправлено войско И. Басманова Восстание подавлено, повстанцы бежали на окраины страны Нарастание народного недовольства Восстановил Юрьев день, отменил сыск беглых крестьян Не дало ожидаемых результатов Появление самозванца Направлены войска Самозванец отброшен к Путивлю, но его поддержка со стороны населения продолжает расти

Слайд 6

Борис Годунов Убит, июнь 1605 Федор Годунов Умер, апрель 1605 Самозванец «Дмитрий» СМУТА

Слайд 7

Борис Годунов стал русским царем, потому что 1. имел право старшинства 2. был Рюриковичем 3. был избран на Земском соборе 4. на этом настоял польский король

Слайд 8

К причинам восстание Хлопка относится 1. недовольство введением «урочных лет» 2. желание привести к власти Лжедмитрия 3. недовольство учреждением патриаршества 4. оказание поддержки Б. Годунову

Слайд 10

2. Борис Годунов был избран на царство 4. Земским собором в 1598. Новый царь 9. способствовал сближению России 8. и Запада. 1601-1603гг. оказались 10. неурожайными и голодными. Годунов 3. распорядился организовать в столице 13. раздачу денег голодающим. 14.В начале 1604г. До царя дошли слухи о 6. появление самозванца. Под именем 1 . Дмитрия скрывался Григорий 15. Отрепьев. Осенью 1604г. Лжедмитрий, 18. заручившись поддержкой польского 16. короля Сигизмунда, перешел границу 5. России. В решающем сражении 11. правительственные войска разбили 17. самозванца. Неизвестно, как сложилась 12. бы ситуация, но 13 апреля 1605 Борис 7. Годунов скоропостижно скончался

Слайд 11

§1 Ответить на вопросы: 1. Кем был на самом деле Лжедмитрий? 2. Почему он пользовался поддержкой населения?

Слайд 12

Портрет Б. Годунова // http://img.narodna.pravda.com.ua/images/doc/3/1/31ea4-godunov0b.jpg Текст для закрепления // http://fcior.edu.ru/card/21450/pretendenty-na-rossiyskiy-prestol.html Учебник «История России конец XVI – XVIII вв.» / А.А. Данилов, л. Г. Косулина. – М: Просвещение, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по теме "Правление Ивана Грозного"

Уроки по темам "Реформы Мвана Грозного", "Опричнина и её последствия", повторительно-обобщающий урок - суд "Иван Грозный: великий реформатор или великий тиран?"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока по истории России в 8 классе на тему: правление Александра III

Правильное проведение урока на данную теме по разработанной методике может  способствовать к более глубокому пониманию у ребят , что  реакционные преобразования 1880-1890-х годов  в пол...

Методическая разработка урока истории в 7 классе Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Методическая разработка урока истории в 7 классе  Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова...

Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...