Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.03 История
методическая разработка по истории

Чернейкина Олеся Сергеевна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУД.03 История предназначены для студентов специальности 43.02.14 «Гостиничное дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_po_s.r_ist.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ногинский колледж»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 

по дисциплине ОУД.03 История

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.14 «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

Ногинск, 2018 г.

Рассмотрена и одобрена предметной

комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин:

протокол №1  «___» августа 2018 г.

председатель комиссии

/_______/ Вопросова Л.А.

                                     УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР   ________/Красулина В.В./

 « __»___________2018 г.

Разработчик: Букина О.С. преподаватель истории и обществознания ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУД.03 История предназначены для студентов специальности 43.02.14 «Гостиничное дело».

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;
- формирование умений использовать различные источники информации; 
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; 
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

 

Памятки для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

ПАМЯТКА №1

Написание реферата (сообщения) на указанную тему  

Инструкция по выполнению самостоятельной работы 

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада, содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 печатных страниц.

Темы рефератов отражены в таблице «Виды самостоятельной работы и формы отчетности и контроля».

Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:  

Титульный лист.  

Оглавление.  

Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).  

Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).  

Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).  

Список литературы. В списке литературы должно быть не менее 5–7 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Работа над введением      

Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод. Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью. Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам. История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.  

Требования к содержанию реферата       

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила: ─ не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме); ─ при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией; ─ каждая глава (параграф) начинается с новой строки; ─ при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.  

Правила оформления ссылок       

В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы. Примеры: (1,145); (4,II,38).  

Работа над заключением      

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать: ─ основные выводы в сжатой форме; ─ оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.      

Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.  

Оформление приложения       

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения,  рисунки и т.д.

Правила оформления библиографических списков       

Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.       Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

─ автор (фамилия, инициалы); ─ название, подзаголовок; ─ выходные данные (место издания, издательство и год издания). Пример: Важенин А.Г. Обществознание. Учебник. М.:  Академия, 2011.      

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются: ─ название сборника, журнала, газеты; ─ место издания и год издания (если сборник); ─ год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.    

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.      

Требования к оформлению реферата      

Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):  набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом;  заголовки следует набирать 16 шрифтом ( выделять полужирным) ;  междустрочный интервал полуторный;  разрешается интервал между абзацами;  отступ в абзацах 1-2 см.;  поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;  нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;  объем реферата 10-20 страниц.

Подготовка к защите и порядок защиты реферата        

Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).      

Порядок защиты реферата:

  1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
  2.  Ответы студента на вопросы преподавателя.

Образец оформления содержания  

Содержание 

Введение ……..…………………………………………………………3

Глава 1.                      

1.1.                    …………………………………………………………..5

1.2.                    …………………………………………………………..7

1.3.                    …………………………………………………………..9  

Глава 2.

2.1.                   ….……………………………………………………….11

2.2.                    ………………………………………………………….13  

Глава 3.

3.1.                    ………………………………………………………….15

3.2.                    ………………………………………………………….18

3.3.                   .………………………………………………………….21  

Заключение     ………………………………………………………….22 Приложение    ………………………………………………………….23

Список используемой литературы …………………………………...24      

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Образец оформления титульного листа к реферату  

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Ногинский колледж»        

Реферат по дисциплине «История»

на тему: «_______________»

                   Выполнил: студент гр.___

____________________                                                                                                                                                                Проверил: преподаватель

истории и обществознания

 Букина О.С.  

Ногинск, 2018 г.

 _________________________________________________________________________

ПАМЯТКА №2

Выполнение презентации

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Графическая информация рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде. Звук звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации.

Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.  

Единое стилевое оформление стиль может включать:

  • определенный шрифт, цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;  
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;  
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;  все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;  
  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;  
  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.  

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

  •  Титульный лист
  1. Название презентации.
  2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
  3. Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании.
  4. Заголовки 1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

ПАМЯТКА №3

Написание сочинения

Этапы работы над сочинением

 

Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения.      Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

Цель: формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций

Задание: Чтение текста параграфа учебника, изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с Интернет-ресурсами.

Подготовка презентаций на темы:

  • «Крах колониальной системы»;
  • «Две Европы — два мира»;
  • «Освобождение Индии от гнета Англии»;
  • «Хиросима и Нагасаки»;

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и аргументировано изложить свою точку зрения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

Цель: уметь анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Самостоятельная работа: проработка конспекта занятия;

Изучение основной и дополнительной литературы, подготовить рефераты темам:

  • «Экономика, социальная жизнь, политическое устройство Франции в конце XX – начале XXIвв.»;
  • «Экономика, социальная жизнь, политическое устройство Германии в конце XX – начале XXIвв.»;
  • «Экономика, социальная жизнь, политическое устройство Англии в конце XX – начале XXIвв.»;
  • «Внешнеполитические связи стран Западной Европы. Отношения с Россией»;
  • « Страны Восточной Европы. Экономика, социальная жизнь, политической устройство»;
  • « Проблемы стран Восточной Европы и пути их решения»;

«Интеграционные процессы в Европе, их цель и формы». 

Содержание работы:

1)      Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2)      Составьте план изложения материала.

3)      Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

 

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Как написать реферат (сообщение) см. памятку № 1.

  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

 

Цель:  уметь формулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.

Задание:

- проработка конспекта занятия;

- используя Интернет-ресурсы составить электронные презентации, характеризующие политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран Южной и Восточной Азии (по выбору студентов). 

Содержание работы:

1)     Прочитайте §  учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2013.

2)     Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3)     Составьте план изложения материала

4)     Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

 

Цель: уметь формулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.

 

Задание: 

- проработка конспекта занятия;

- используя Интернет-ресурсы составить электронные презентации, характеризующие политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран Латинской Америки (по выбору студентов) 

 Содержание работы:

1)     Прочитайте §  учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2013.

2)     Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3)     Составьте план изложения материала

4)     Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов.

Инструкцию по составлению презентаций см. Памятку №2

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

 

Цель: сформировать представление о важнейших внутриполитических задачахстоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме реферата, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений по темам, предложенным преподавателем, заполнение сравнительной таблицы «Россия 90-хх. гг.».

Содержание работы.

1)     Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внутренней политики России после распада СССР.

2)     Сформулируйте основные проблемы внутренней политики России после распада СССР.

Норма времени: 2 час

Россия в 90-х гг.

Экономика

Социальная сфера

Духовная сфера

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

 

Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнациональных конфликтов и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме фото – видео подборки, уметь аргументировать свои суждения.

 

Задание:

- проработка конспекта занятия;

- используя Интернет-ресурсы и СМИ сделать подборку фото- и видеоматериалов, характеризующих этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (прокомментировать полученный результат).

 

Норма времени: 1 час

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

 

Цель: сформировать преставления о целях военного вмешательства США в суверенные государства Афганистан и Ирак; уметь формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.

 

Задание.  

- проработка конспекта занятия;

- используя Интернет-ресурсы и СМИ сделать подборку фото- и видеоматериалов, характеризующих войну США в Афганистане и Ираке (прокомментировать полученный результат). 

Норма времени – 1 час

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

Цель - продолжить формирование представлений о национальныхрелигиозных, культурных традициях и их роли в жизни народов; формирование представлений о путях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный материал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.

Задание:

Изучение основной и дополнительной литературы, написание рефератов по теме:

  • «Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ»;
  • «Состояние духовной жизни. Развитие культуры и науки в 2000-е гг.»;
  • «Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»;
  • «Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения»;
  • «Наука и научные разработки Российской Федерации»;
  • «Развитие информационных технологий, науки и техники, медицины, биологических наук, роботостроение и приборостроение»;
  • «Российская Федерация на современном этапе развития: место России в мировой экономике, политике, международных отношениях»

Норма времени: 2 часа

Как написать реферат (сообщение) см.  Памятку №1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» (ВТОРОЙ КУРС)

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов І курса

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» (проф.) для студентов І курса

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Физика" для профессий технического профиля

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по учебной дисциплине "Физика" предназначены для профессий технического профиля. Самостоятельная работа является одним из в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01.03 (о) Физическая культура

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫДИСЦИПЛИНА ОДБ.01.03 (о) Физическая культураДанные методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студент...