Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия «Холокост. Забвению не подлежит».
классный час по истории (8, 9 класс)

Динейкина Оксана Николаевна
Внеклассное мероприятие для 8 – 9 классов. Виртуальная экскурсия «Холокост. Забвению не подлежит» Цель: формирование толерантного отношения к жертвам геноцида на примере изучения истории Холокоста. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с историей Холокоста; - показать, что Холокост есть жесточайшее проявление нарушения прав человека. Развивающие: - развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией. Воспитательные: - способствовать осознанию опасности возрождения фашизма и антисемитизма в мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №1 с.Арзгир

Методическая разработка тематического внеклассного мероприятия

«Холокост. Забвению не подлежит».


          Виртуальная экскурсия.

                                                          Автор:

                                   Динейкина Оксана Николаевна,

учитель истории МБОУ СОШ №1 с. Арзгир

с.Арзгир

2018 г

Внеклассное мероприятие для 8 – 9 классов.

Виртуальная экскурсия «Холокост. Забвению не подлежит»

Цель: формирование толерантного отношения к жертвам геноцида на примере изучения истории Холокоста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с историей Холокоста;

- показать, что Холокост есть жесточайшее проявление нарушения прав человека.

Развивающие:

- развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

- способствовать осознанию опасности возрождения фашизма и антисемитизма в мире.

        Ход мероприятия.

Учитель:

1-й экскурсовод

2-й экскурсовод

1-й экскурсовод

2-й экскурсовод

1-й экскурсовод

2-й экскурсовод

1-й экскурсовод

2-й экскурсовод

1-й экскурсовод

2-й экскурсовод

Учитель:

     Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию, которая называется «Холокост. Забвению не подлежит».

    Провести экскурсию мне помогут  экскурсоводы – это учащиеся 9 класса Токмакова Марина и Ковтун Олеся (слайд 1).

     Слово «холокост» имеет греческое происхождение holos (целое) и kaustos(сожженный). Оно использовалось в качестве описания приношений, которые сжигали на жертвенном алтаре. Но с 1914 года слово приобрело иной, более ужасный смысл: массовый геноцид почти 6 миллионов европейских евреев (и еще представителей других социальных групп), учиненный немецко-фашистским режимом в период Второй мировой войны.

     Лидер НСДАП Адольф Гитлер  был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum» – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. С 1933 года эта идея стала движущей силой его внутренней и внешней политики (слайд 2).

       В 1933 году в Германии евреев насчитывалось около 525 тысяч человек, что составляло лишь 1% от всего населения Германии. В течение следующих шести лет нацисты предприняли «арианизацию» Германии: они «освободили» неарийцев от государственной службы, ликвидировали принадлежащие евреям предприятия и лишили еврейских адвокатов и врачей всех клиентов.

     Первый официальный концентрационный лагерь был открыт в марте 1933 года в Дахау (недалеко от Мюнхена) и был готов принять  первую партию заключенных – неугодных новому режиму коммунистов. К июлю 1933 года немецкие концлагеря содержали около 27 тысяч человек.

     Ребята, на слайде вы видите карту Европы,  на которой отмечены крупнейшие немецкие концлагеря в разных странах (слайд 3). Вас попросили взять контурные карты Европы и европейской части Советского Союза. Просим в ходе экскурсии находить и отмечать те места, о которых будет идти речь. Так мы с вами составим маршрут экскурсии.

    В сентябре 1939 года немецкая армия оккупировала западную половину, так началась Вторая мировая война. Вскоре после этого немецкая Польши полиция вынудила десятки тысяч польских евреев покинуть свои дома и поселиться в гетто, отдавая конфискованное имущество этническим немцам. 

     На протяжении весны и лета 1940 года немецкая армия расширила гитлеровскую империю в Европе, завоевав Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Францию. Начиная с 1941 года, евреи со всего континента, а также сотни тысяч европейских цыган, были перевезены в польские гетто.

     Затем, еще пять центров массовых убийств были построены в лагерях в оккупированной Польше, включая Хелмно (Chelmno), Собибор (Sobibor), Треблинку (Treblinka), Майданек (Majdanek) и из них — Освенцим самый крупный -Биркенау (Auschwitz-Birkenau).

     Один из главнокомандующих фюрера Герман Геринг – «нацист номер два» руководил осуществлением программы рабского труда и был создателем программы угнетения евреев и других расс как внутри страны, так и за границей. Он послал Рейнхарду Гейдриху, шефу СД (служба безопасности СС), меморандум от 31 июля 1941 года, указывающий на необходимость Endlösung – «окончательного решения еврейского вопроса» (слайд 4).

     Освенцимский лагерь был построен в 1939 году по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера специально для уничтожения порабощенных граждан оккупированных стран Европы. Лагерь расположен на огромной территории вокруг г. Освенцима и представлял собой целую систему: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовице, Нейдахс и др. В 1941 г. в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая баня особого назначения, т. е. газовая камера для удушения людей. В августе 1941 г. отравили 500 советских военнопленных газовым ядом «Циклон-Б». Затем эсэсовцы сделали огромный заказ на газ немецкой фирме, которая специализировалась на выпуске средств по борьбе с насекомыми-вредителями (слайд 5). В лагере были организованы специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории. В них немецкие врачи производили массовые эксперименты над здоровыми мужчинами, женщинами и детьми (слайд 6). Из показаний свидетеля, коменданта Освенцима Рудольфа Гёсса: «Я думаю, что, по крайней мере, 2500000 жертв там было истреблено путем отравления в газовых камерах и сожжения. Среди погибших было примерно 100000 немецких евреев и множество лиц, принадлежавших к еврейской национальности из других стран» (слайд 7).

      Немецкое вторжение в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало новый уровень жестокости в войне. Мобильные подразделения по убийствам, называемые Айнзацгруппы, убили путем расстрела более 500 тысяч советских евреев и других неугодных режиму в ходе немецкой оккупации.

     Великая Отечественная война  унесла 27 млн. человеческих жизней, 12 млн. 300 тыс. погибших в бомбежках и артобстрелах, расстрелянных, замученных в концлагерях (слайд 8).

     19 сентября 1941 года фашистские войска вступили в город Киев, а примерно через неделю по городу на стенах домов и других строений были вывешены объявления. В них предлагалось всему еврейскому населению города с необходимым количеством одежды, ценностями и документами, а также с трехдневным запасом пищи собраться в районе улицы Мельника. За неявку на сборный пункт грозила кара — расстрел. Гитлеровцы согнали 29 сентября 1941 года на угол улиц Мельника и Доктеривской тысячи граждан. Собравшихся повели к Бабьему Яру и расстреляли. Немцы бросали в овраг грудных детей и закапывали их живыми. «Было заметно, как слой земли шевелился от движений еще живых людей» (слайд 9).

       В августе 1942 года немецко-фашистские войска захватили территорию Ставропольского края и с первых же дней приступили к массовому и планомерному уничтожению евреев, цыган, членов семей советского и партийного актива. Кроме того, немцы и их пособники убивали подпольщиков, партизан, уничтожали психически больных. Командовал палачами группен-фюрер СС Вальтер Биркамп. За полгода оккупанты убили 31645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19700 человек – составляют жертвы Холокоста.

       В сентябре 1942 г. рядом с с. Арзгир в Арзгирской балке было расстреляно 695 человек: евреев, русских, молдаван. Местный краевед, заместитель председателя совета музея истории села Арзгир имени В. Пономаренко Анатолий Карнаух собрал большой материал о тех трагических событиях. Благодаря ему стали известны имена восьми погибших здесь людей: Гершкович Ита Хаимовна, Гершкович Сарра Моисеевна, Заславская Софья, Портной Мойша, Портная Фаина Мойшовна, Портной (сын), Фридман Блюма, Фридман Ита Аврумовна (слайд 10)

       В Арзгир их свозили на автомашинах, в которые они сели со своим скромным имуществом. Немецкий комендант заверил, что собирают их для переселения. В Арзгирской балке им приказано было раздеться и сложить взятые с собой вещи, а затем несчастных группами ставили на край оврага и расстреливали. Когда было расстреляно около 4 десятков человек, очередь дошла до супружеской четы, у которой были 2 пятилетние девочки – близнецы. Родители умоляли карателей оставить в живых хотя бы их, но их мольбы не были услышаны. Девочки спокойно, как будто это была игра стали на колени у края оврага и одна из них, обернувшись к пособнику нацистов Суслину, робко спросила: «Дяденька, мы правильно сидим?». Этот простой детский вопрос потряс даже видевшего кровавые оргии Суслина. Он вдруг потерял самообладание и, отбросив в сторону автомат, побежал к машине, возле которой стоял, покуривая нацист Герберт Драбант… Драбант вынул пистолет и хладнокровно расправился с девочками, а потом начал расстреливать остальных. Это лишь один факт из кровавой биографии нациста Герберта Драбанта, суд над которым состоялся в Берлине в 1976 году. Он был приговорен к пожизненному заключению.

    Не менее трагична история семьи Гершкович, эвакуированной в Арзгир из Молдавии. Анатолий Карнаух разыскал Александра Михайловича Гершковича, который теперь живет в Израиле. Ветеран Великой Отечественной войны рассказал, что за несколько дней до начала оккупации он вместе с отцом был зачислен в один из строительных батальонов Советской армии. Строил укрепления вдоль реки Терек. Затем воевал гвардейским минометчиком. Награжден орденом Отечественной войны, несколькими медалями. Только после окончания войны, в 1946 году, А. Гершкович узнал о том, что его мама и сестренка Сарра убиты фашистами в Арзгире. Старшая Лидия стала медсестрой – партизанкой одного из отрядов, действовавших в Ставропольском крае, награждена медалью «За оборону Кавказа» и ушла из жизни уже в Израиле в 2003 году (слайд 11).

      Многие жители Арзгира помогали обреченным людям. Иван Палагута и его жена Прасковья укрыли у себя дома чудом выжившего в массовой казни раненого мальчика Ивана Бортникова. Ребенка, за помощь которому грозил расстрел, они прятали у себя все месяцы оккупации, а после войны усыновили. В 2001 году чете Палагута в Израиле посмертно присвоено звание «Праведник мира». Их родным вручены медали, на которых выгравировано: «Кто спас жизнь, подобен тому, кто спас целый мир». Имена еще 14 жителей Ставрополья, рисковавших жизнями ради спасения евреев во время холокоста, выбиты на стене мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме.

     После освобождения Ставрополья в 1943 году чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими оккупантами и их сообщниками, установлено: за полгода оккупанты убили 31645 мирных граждан. Значительная их часть – около 19700 человек – составляют жертвы Холокоста.

Фашистским преступлениям нет срока давности.

Время проходит, стираются даты

Надо ли помнить, что было когда – то

Здесь, где все реже следы ветеранские?

Кости еврейские… Кости славянские…

В. Ванштейн

      На месте массовой казни в 1968 году на средства, собранные комсомольцами, был сооружен памятник. Факт расстрела зафиксирован в акте, который теперь хранится в Государственном архиве Ставропольского края. В 2016 г. состоялось торжественное открытие обновленного памятника, в церемонии открытия приняли участие свидетели тех страшных событий. На митинге прозвучало и письмо из израильского города Димона от ветерана Второй мировой войны Александра Гершковича. В нем, в частности, говорится: «Дорогие односельчане – жители села Арзгир! Спасибо вам! Низко склоняю голову за все, что вы сделали и поныне делаете для увековечивания памяти безвинно погибших здесь людей. В их числе моя мама и сестра. Память и боль, которую храню в своем сердце всю мою жизнь. Мысленно и я здесь стою перед вами, отдавая дань памяти погибшим. Вечная им память!» (Слайд 12, 13).

Звучит, надрываясь, печальная флейта,
А в жилах студенеет кровь.
Голос неистово молится чей-то,
И катятся слёзы вновь.
Шёпот осенних шагов листопада,
Да синего неба гладь…
Шумит акварель эхом старого сада
    Шестьсот
      девяносто
           пять!

Елена Штельмах, член клуба «Бард»
Село Арзгир, Ставропольский край, Россия

Ребятая, давайте сверим наши маршруты. Смотрят и проверяют контурные карты и карту на слайде. На этом наша экскурсия подошла к концу. Я думаю, что мы все извлекли уроки из этой страшной войны и сделаем все от нас зависящее, чтобы подобной трагедии больше не повторилось никогда.

        Используемая литература

  1. В. Гнеушев А. Попутько «Партизанский заслон» Ставрополь:1985г.
  2. Статьи газеты «Заря»1980г.,1986г.,1993г.,2001г 
  3.  Энциклопедия для школьников» Великая Отечественная война» М: Олма-Пресс 2005г.
  4. Звягинцев А. Г. Главный процесс человечества: Репортаж из прошлого. Обращение к будущему. – М., 2011. – с. 353

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка билингвального внеклассного мероприятия

Ни для кого не является секретом тот факт, что у учащихся старших классов наблюдается некоторое снижение интереса к иностранному языку, ибо элемент новизны иcчез, появилось осознание того , что ...

Методическая разработка для внеклассного мероприятия

Это мероприятие я проводила  со своими детишками, летом. Прошло на "Ура"!!!...

Разработка тематического внеклассного мероприятия «Кубанское – значит качественное. Тепличная столица Кубани»

Кубанская земля богата замеча­тельными традициями, доставшими­ся нам в наследство от дедов и отцов. Наша задача — вырастить достойную смену, внести свой вклад в воспитание поколения, которое буд...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме «Героям Отечества забвения нет»

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

Методическая разработка.Конспект внеклассного мероприятия: Тематическая неделя «Здравствуй, Зимушка - зима»

Цель: знакомить детей с изменениями в природе, происходящими с наступлением зимы, расширять представления о зиме и ее признаках. Задачи: ·        продолжать зна...

Презентация к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."

Презентация - виртуальная экскурсия к внеклассному мероприятию "Холокост. Забвению не подлежит..."...