Оккупационный режим и Холокост на территории Арзгирского района
статья по истории (6 класс)

Охмат Елена Владимировна

Оккупационный режим и Холокост на территории Арзгирского района во время ВОв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okkupatsionnyy_rezhim_i_holokost_na_territorii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ И ХОЛОКОСТ НА ТЕРРИТОРИИ

АРЗГИРСКОГО РАЙОНА

Охмат Елена Владимировна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района.

   Вторая Мировая война… Миллионы невинных людей погибли во время карательных операций, сражений, бомбежек. Но что такое цифры? Они безлики. Однако, за каждой цифрой чья – то судьба, чьи – то дети, а может быть, – это друг, сосед или отец. Чем дальше мы отходим от той страшной войны, тем более пронзительно становится ясно, что геноцид – это опаснейший синдром человекофобии для всех жителей Земли. По – прежнему мало изучены последствия оккупации. Еще в годы войны был выявлен и описан материальный ущерб, однако вопросы о том, какой след оставила оккупация в жизни самих людей, проживающих на захваченной территории, практически не ставилась в историиогрфии. Хочется перенести центр внимания историков с вопросов государственного масштаба на проблемы жизни и мироощущения отдельного человека, прийти к новому пониманию процессов, происходивших на оккупированной территории, сквозь призму человеческих судеб.

   15 августа в 1942 году фашисты ворвались в село Арзгир. Жизнь в селе круто изменилась. Немцы создали полицию и стали формировать вокруг себя «актив» из жителей села. Кто добровольно, а кто и под нажимом пошли служить к фашистам в качестве полицаев. Их набралось человек 70. Новая власть (оккупационная) правила селом из соображений собственной безопасности и подавления любой нелояльности. Оккупанты издали ряд распоряжений и прежде всего о регистрации евреев, коммунистов и комсомольцев. Последних взяли на учет и под предлогом расправы заставляли ежедневно являться в комендатуру для регистрации. С помощью предателей составлялись списки семей, родственники которых служили в армии, находились в партизанах, занимали посты в районных организациях. Немцы не тронули колхозы, использовали их для выдавливания продовольствия для немецкой армии, издавали приказы об уборке урожая и обязательной поставки зерна оккупантам. Регулярных немецких частей на постое в селе не было. Охранную службу в основном несли румыны, бендеровцы и несколько десятков немецких солдат.

   Фашисты разрешили начать занятия в школе. Классные уроки часто посещали работники немецкой комендатуры, особенно офицеры. В основном обучение велось по узкой программе для начальных классов – арифметике, немецкому языку и закону божьему. Была введена палочная система наказания. Многие родители не решались посылать своих детей в школу не только по материальным соображениям, но из-за нежелания сотрудничать с новым немецким порядком.

   Гитлеровцы распространяли среди населения плакаты «Гитлер - освободитель», «Мне немцы дают землю», чем пытались внушить населению прочность «нового порядка», его незыблемость.

   Через месяц после начала оккупации в Арзгир из г. Буденновска  согнали более 600 советских граждан еврейской национальности. В один из сентябрьских дней их стали свозить к глубокой промоине между Арзгирской и Козинской балками, где над беззащитными женщинами, стариками и детьми устроили расправу. У оврага им приказывали раздеться, сложить свои вещи в одном месте. Несчастных подводили к краю оврага и эсесовец Вилли Бенц и предатель Суслин по команде хладнокровно уничтожали выстрелами в затылок.

   Очередь дошла до супружеской пары, у которой были две пятилетние девочки – близнецы. Душераздирающими криками родители умоляли оставить детей в живых, но каратели были неумолимы. Они расстреляли супругов, а когда очередь дошла до детей, девочки по примеру взрослых сели на край оврага, и одна из них, обернувшись к Суслину, с детской непосредственностью робко спросила: «Дяденька, мы правильно сидим?». Предатель отпрянул. Тогда другой каратель Драбант расстрелял детей.

Не умею говорить речисто,                               И не знала: перед ней не дядя,

Я к этому, наверно, не созрел.                          А фашист - заправский людоед.

Рассказали мне, как их фашисты                     Автомат уставился в девчонку,

По Арзгиру гнали на расстрел.                        Рук к лицу от страха не поднять...

Шли они тогда, себе не веря,                           Изверг тот все ж убил ребенка,

Что свинцовый нависает гром                        Так и не понявшего, как стоять.

Лишь за то, что все они - евреи,                      Может быть, мне скажут: мол, легенда,

И могила ждет их за селом.                             Годы, мол, развеют эту пыль.

Глупая девчушка тоже встала                         А я верю, что с того момента

У могильной ямы на краю,                              Та легенда превратилась в быль.

С детскою наивностью сказала:                  

"Дяденька, я правильно стою?"                    

На прекрасный мир по-детски глядя,            

От верзилы все ждала ответ.                          

                                                        В. Маршавин

   Сохраняя историческую память на месте массовой казни в 1968г. на средства,  собранные комсомольцами, был сооружен памятник жертвам фашизма. И с течением времени  сложилась традиция факельного шествия в Арзгирскую балку накануне Дня Победы. За памятником были закреплены организации, отвечающие за содержание: «Арзгиррайгаз», РЭС, администрация села и наша школа №1. По сей день мы следим и поддерживаем порядок у этого монумента.

Буквально 3 года назад заместитель председателя музея с. Арзгир, Анатолий Карнаух,  сделал запрос в архив с целью уточнить число,  а может быть и имена расстрелянных в Арзгирской балке. До 2011г. считалось, что убитых было более 300 человек. Пришел ответ. На самом деле цифра оказалась больше: 695ч. Из них граждан еврейской национальности 675, русских 15, партизан – 4 и 5 молдаван. И стали известны некоторые имена расстрелянных: Фаина Портная, Мойша Портной, Ита Гершкович, Сарра Гершкович, Ита Фридман, Блюма Фридман, Софья Заславская. Я думаю, что список будет пополняться, благодаря активной деятельности  научно – просветительского центра «Холокост» и краеведов – активистов.

В декабре 1942 года в Арзгирскую полицию привезли молодых партизан Васю Лысенко и Петю Базалеева. Чуть позже среди узников оказались еще две партизанки –Надя Безрук и Нина Савенко. Когда враг стал отступать, заключенных повели в Летнюю Ставку. Избитых, полураздетых, их вели до Кандрашкиной балки, где и произошел расстрел. Имена партизан в Арзгире знают многие. Их фамилии можно прочесть в названиях улиц, а их тела похоронены во дворе нашей школы, где установлен обелиск.

В январе 1943 года Красная Армия освободила Арзгирский район. Отступая, немцы взорвали мельницу, «расстреляли» нефтебазу. Однако, несмотря на всю продуманность агитационной политики, нацистская пропаганда не достигла поставленной цели. Это связано с тем, что политика нацистской Германии была бесчеловечной. Скрыть это не могли ни громкие выкрики лозунгов, ни графическая наглядность плакатов. В душе нормального человека всегда есть место состраданию и противлению злу.

   История – прекрасная и жестокая наука. Она призвана показать жизнь человеческого общества во всем многообразии – величии и падениях, замечательных делах и насилиях над личностью человека и целых народов. Задача истории  состоит не только в том, чтобы глубже узнать прошлое нашей страны, но и извлечь уроки и сохранить память во благо грядущих поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.История Холокоста на северном Кавказе и судьбы еврейской интеллегенции в годы Второй Мировой войны. М.,2013.С.28-29.

2. Газета «Заря».Арзгир,1999.

3. Край наш Ставрополье. Очерки истории. Ставрополь, 1999.

4. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь, 2001.

5. Мы не можем молчать. М., 2011.С. 99

6. Шиянов Ю.Д. «Арз – имя собственное»,2003.С.246-256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Немецкий оккупационный режим

Для использования на уроках истории по теме "Великая Отечественая война"...

Урок мужества "Оккупационный режим на Смоленщине в 1941-43 гг".

Урок Мужества, проведенный в мае месяце в 8 классе "В"  средней школы № 3 гю Смоленска, посвящен  жизни мирного населения на оккупированной  фашистами территории Смоленщины. При подгото...

Урок мужества "Оккупационный режим на Смоленщине в 1941-43 гг".

Урок Мужества, проведенный в мае месяце в 8 классе "В"  средней школы № 3 гю Смоленска, посвящен  жизни мирного населения на оккупированной  фашистами территории Смоленщины. При подгото...

Урок истории "Оккупационный режим и борьба в тылу врага" 11 класс (базовый уровень)

Урок, сочетающий в себе  элементы кейс-технологии, технологии критического мышления с применением информационных источников сети Интернет....

приложение к уроку "Оккупационный режим и борьба в тылу"

приложение к уроку (раздаточный материал для организации работы в группах)...

План-конспект урока Оккупационный режим в Крыму 1941-1944

изучение учащимися оккупационного режима в Крыму;рассмотрение бесчеловечной политики гитлеровцев на оккупированной территории;выработка ненависти к фашистской идеологии;формирование навыков исследоват...

Тест "Нацистский оккупационный режим" 10 класс

Тест для проверки знаний учащихся 10 класса по теме "Нацистский оккупационный режим"....