Конспект урока истории в 5 классе по теме «Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» (Технология проблемного диалога)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Паутова Наталья Васильевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паутова Наталья Васильевна, учитель истории средней школы № 29, г. Ярославль

Конспект урока истории в 5 классе по теме

«Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.»

(Технология проблемного диалога)

Цели:

Образовательная:

- подвести учащихся к пониманию причин основания греческих колоний;

- обеспечить усвоение понятия «колония»;

- сформировать у учащихся представление о последствиях греческой колонизации;

Развивающая:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;

Воспитательная:

- способствовать реализации творческого потенциала учащихся в учебной деятельности;

Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать оценку конкретных ситуаций.

Методы и формы обучения:

Метод: технология проблемного диалога

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: карта, презентация, учебник.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Находить на карте и устно комментировать положение греческих колоний;
  2. Характеризовать основные занятия населения колоний;
  3. Выделять причины греческой колонизации;
  4. Характеризовать последствия греческой колонизации.

Личностные:

  1. Понимать культурное многообразие мира, уважение к истории других народов мира;
  2. Аргументированно оценивать поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Метапредметные:

  1. Способствовать сознательной организации и регулированию своей учебной деятельности;
  2. Выработка умений работать с учебной информацией;
  3. Выработка умений определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
  4. Готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
  5. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимания прочитанного; умение делать выводы из сформулированных посылок.

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация

знаний

- Какую страну мы изучаем?

- Покажите на карте её расположение.

- На каком полуострове она расположена и какие моря её омывают? (назвать, показать на карте)

- Грецию

Показывают

Называют, показывают.

Постановка проблемы

- Вспомните, каковы были природные условия Греции?

- Как вы думаете, хорошие условия для жизни в Греции?

- Ребята, посмотрите на карту «Греческие колонии» (название скрыто), что вы видите?

- А как вы думаете, что это означает?

- А как называются новые поселения (вспомните Финикию)

- Итак, вы сначала как думали?

- А как на самом деле?

- Так какой будет тема урока?

Запись на доске и в тетради:

Основание греческих колоний  в VIII-VI вв. до н.э. 

- климат теплый и мягкий,

- большая часть Греции покрыта горами,

- мало пригодных для земледелия земель,

- береговая линия изрезана множеством бухт и гаваней,

- мягкий климат способствовал развитию земледелия: выращивали виноград, оливки, ячмень, разводили коз, овец.

- Да.

- От Греции нарисовано много стрелок в разных направлениях.

- Греки покидают страну и основывают новые поселения.

- Колонии

- В Греции хорошо жить.

- Греки покидают родину и основывают колонии.

- Основание греческих колоний.

Формулирование плана

Побуждение

- Что мы должны узнать о колониях?

(фиксирует пункты плана)

- Почему греки основывают колонии?

- Где греки основывают колонии?

- Чем занимаются греки в колониях?

- Что изменилось в Греции после основания колоний?

Поиск

Групповая работа с источником

Каждая группа получает свой текст и изучит один пункт плана

- Заслушаем 1 группу - почему греки покидают родину?

Вывешивайте на доску свой рабочий лист

- Заслушаем 2 группу – в каких местах греки основывают колонии?

Вывешивайте на доску свой рабочий лист

- В каких направлениях переселялись греки? (карта)

- Назовите колонии, основанные греками (карта)

- Заслушаем 3 группу – чем занимаются жители колоний и как влияют колонии на жизнь и культуру местного населения?

- Опишите по рисунку (стр 152) греческую колонию  в Пичерноморье.

- Греки покидали свою родину, а были они с ней связаны?

- Как можно доказать, что греки даже разбросанные по самым отдаленным уголкам Средиземноморья, по-прежнему оставались единым народом?

Каждая группа читает свой текст, фиксирует на листе опорные слова

рассказывают по опоре

- В Греции растет численность населения, не хватает земли для занятия земледелием, начинаются конфликты между демосом и знатью, развивается торговля.

рассказывают по опоре

- Для основания колонии греки выбирали места с удобной  гаванью, плодородными землями и источниками пресной воды.

- северо-восток (Северное Причерноморье)

- юго-восток

- запад

- Пантикапей, Танаис, Херсонес, Ольвия

- Византий, Кирена

- Сиракузы, Неаполь, Массилия

рассказывают по опоре

- колонисты выращивают хлеб, занимаются ремеслом и торговлей;

- колонисты жили как в Греции — их жизнью управляло Народное собрание, архонты и городские советы;

- колонисты вступали в браки с местным населением (легенда о скифском царе Скиле);

- колонисты одевались как на родине;

- колонисты распространяли греческую культуру и обычаи на местное население, а так же принимали их обычаи (Танаис).

Описывают

Вывод — колония похожа на греческий город

- Да.

- И в Греции и в колониях были единые управление, культура, обычаи и торговля.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог

- К каким последствиям привело основание греческих колоний? Какие есть гипотезы?

- к развитию ремесла (так как развивается торговля);

- к развитию кораблестроения и мореплавания;

- к росту числа рабов (привозят из колоний)

- к укреплению мелких крестьянских хозяйств в самой Греции.

Доска

тема

пункты плана

опорные слова

Основание греческих колоний  в VIII-VI вв. до н.э.

  1. Почему греки основывают колонии?

Причины основания колоний:

  1. рост населения
  2. нехватка земли
  3. конфликты между демосом и знатью
  4. развитие торговли
  1. Где греки основывают колонии?
  1. наличие гавани
  2. плодородные земли
  3. источники пресной воды

Северное Причерноморье: Пантикапей, Танаис, Херсонес, Ольвия

Юго-восток: Византий, Кирена

Запад: Сиракузы, Неаполь, Массилия

  1. Чем занимаются греки в колониях?

1) колонисты выращивают хлеб

2) занимаются ремеслом и торговлей;

  1. Что изменилось в Греции после основания колоний?

Последствия греческой колонизации:

1) развитие ремесла

2) развитие кораблестроения и мореплавания

3) рост числа рабов-чузеземцев

4) укрепление мелких крестьянских хозяйств

- Итак, о чем мы сегодня узнали?

- Как и почему греки основывали колонии;

- Как жили и чем занимались колонисты;

- Как колонисты соседствовали с местным населением;

- К чему привела греческая колонизация.

Домашнее задание

Параграф 32 прочитать, на вопросы и задания ответить устно, выполнить задания по контурной карте «Основание греческих колоний  в VIII-VI вв. до н.э.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока в 8 классе по теме "Основания"

Конспект урока по теме "Основания"...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.

Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...