План - конспект урока. Россия после войны с Наполеоном
план-конспект урока по истории (9 класс)

Россия после войны с Наполеоном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_posle_voyny_s_napoleonom.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Россия после войны с Наполеоном

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся смогут охарактеризовать деятельность А. А. Аракчеева, Н. Н. Новосильцева в становлении либерального российского общества XIX в.

Метапредметные:  учащиеся  научатся  использовать историческую карту для характеристики роста карты Европы после Венского конгресса.

Личностные:  формирование  умений  оценить  международные  отношения,  сложившиеся  после  работы  Венского конгресса.

План урока

1.  Венский конгресс и Священный союз.

2.  Внутренняя политика.

ХОД УРОКА

Создание проблемной ситуации

  Реформаторская деятельность императора, проникнутая либеральными идеями, не имела конкретных результатов. По словам А. А. Чарторыйского, «император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы только его волю».

Вопрос

  О каких явлениях в жизни государства свидетельствовало появление польской конституции и проекта Уставной грамоты Российской империи?

  Формулирование  учащимися  главного  вопроса  урока на основе  иллюстрации.  Варианты главного вопроса записываются в тетради и на доске.

  Вариант главного вопроса урока, предложенный учителем

  Чем  можно  объяснить  поручение  царя  Н.  Н.  Новосильцеву разработать конституционный проект для всей страны?

  Актуализация знаний

  В начале урока учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания, разгадывают кроссворды. Учитель обращает внимание на выставку, подготовленную учащимися.

Вопросы

1.  Почему Наполеон I развязал войну против России?

2.  Какие  факторы  сыграли  решающую  роль  в  победе над «Великой армией» Наполеона I?

3.  В  чем  проявилось  русское  военное  искусство  во время войны с армией Наполеона I?

4.  Почему Александр I не принимал предложений Наполеона I заключить мирный договор?

  Открытие нового знания

Вопрос и задание

1.  Рассмотрите  картину  художника  Ф.  Кампа  «Венский  конгресс»,  который  собрался  для  восстановления свободы  и  справедливости  в  Европе.  Выскажите  свое мнение о том, в какой атмосфере он проходил.

2.  Чем был вызван разлад в отношениях союзников по антинаполеоновской коалиции?

  При  характеристике  внутренней  политики  Александра I учащимся предлагается вспомнить основные ее направления перед войной 1812 г.

  Учащиеся  работают  с  текстом  учебника  и  заполняют таблицу.

Внутриполитический курс Александра I

Политика: указы,

мероприятия и т. п.

1801—1812 гг.

1815—1825 гг.

Либеральная

Консервативная

Вопросы и задание

1.  Как вы думаете, какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на внутреннее положение в Российской империи?

2.  С чем были связаны перемены во внутренней политике Александра I?

3.  Можно ли считать, что Заграничный поход повлиял на внутреннее состояние российского общества?

4.  Как  вы  полагаете,  почему  Александр  I  пошел  на «польский эксперимент»?

5.  Почему  русский  самодержец  ввел  конституцию  на территории автономной области, а не во всей империи?

6.  Охарактеризуйте  поступок  императора  о  введении конституции в Польше.

  Учитель подводит итог: о противоречивости в деятельности  царя  свидетельствовали  поручение  Н.  Н.  Новосильцеву  разработать  конституционный  проект  страны, как либеральное направление в политике, и фактическое заведование,  по  словам современника,  внутренними  делами в России Аракчеевым («без него и мимо него ничего сделаться не могло…»), как проявление консерватизма.

  Учитель предлагает учащимся познакомиться с содержанием  проекта  Уставной  грамоты,  разработанного Н. Н. Но восильцевым.

Вопрос 

  Можно  ли  считать,  что  с  введением  в  действие  этого документа  Российская  империя  стала  бы  ограниченной монархией?

  Работая  с  текстом  учебника,  учащиеся  записывают  в таблицу  указы,  которые  носили  консервативный  характер.  Нерешенность  назревших  и  ставших  явными  проблем (тормозившей развитие страны самодержавной власти  и  крепостного  права)  привела  к  возникновению тайных  организаций  в  армии.  Реформаторская  деятельность  императора,  проникнутая  либеральными  идеями, не имела конкретных результатов.

  Учитель  обращает  внимание  учащихся  на  рубрику «Работа  с  документом».  Учащиеся  знакомятся  с  фрагментом  «Свода  показаний  членов  злоумышленного  общества  о  внутреннем  состоянии  государства»  А.  Д.  Боровкова 1827 г.

Вопросы к документу

1.  Каких преобразований ожидали от Александра I передовые люди России?

2.  Как  повлияла  Отечественная  война  1812  г.  на  настроения в стране?

Учитель предлагает проанализировать характеристику А. А. Аракчеева, данную ему А. С. Пушкиным.

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель

И Совета он учитель,

А царю он — друг и брат.

Полон злобы, полон мести,

Без ума, без чувств, без чести,

Кто же он? Преданный без лести,

…грошевой солдат.

  Поэт  Е.  А.  Баратынский  посвятил  Аракчееву  следующие слова:

Отчизны враг, слуга царя,

К бичу народов — самовластью —

Какой-то адскою любовию горя,

Он не знаком с другою страстью…

Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,

Чтобы злодействовать свободней,

Не нужно имени: у всех оно в устах,

Как имя страшное владыки преисподней.

Вопросы

1. Какая из характеристик, по вашему мнению, наиболее полно раскрывает деятельность А. А. Аракчеева?

2.  Какие  мероприятия,  проводимые  в  стране,  можно назвать «аракчеевщиной»?

 Применение нового знания

Вопросы

1.  Каких преобразований ожидали от Александра I передовые люди России? Оправдал ли он их надежды?

2.  Почему  император  отошел  от  либерального  курса во внутренней политике?

3.  Каковы,  на  ваш  взгляд,  субъективные  и  объективные причины изменения внутреннего курса императора?

4.  Можно ли считать, что Россия была не готова к кардинальным  переменам  политического  строя  и  введению конституции?

  Ответы учащихся на главный вопрос урока.

  Домашнее  задание:  §3;  подготовить  сообщение  о П. И. Пестеле и Н. М. Муравьеве. Знакомство с материалом § 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории "Наполеон Бонапарт" в 7 классе

Урок разработан с учётом требований ФГОС и был экзаменационным на курсах повышения квалификации. К плану-конспекту прилагается портрет Наполеона....

План - конспект урока истории "Отечественная война 1812 года»

Приводится  план-конспект урока  истории в 8 классе с  использованием групповой  формы  обучения с  элементами  ролевой игры...

план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"

План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"....

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса

Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...

План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс

План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс...