Рабочая программа курса «Россия в международных отношениях в xx веке»
рабочая программа по истории (9 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

СДАЛАТЬ АННОТАЦИЮ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Россия в международных отношениях в xx веке»

Программа курса по выбору «Россия в международных отношениях в xx веке» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения и призвана раскрыть очень важный аспект гражданского воспитания личности. Адаптированная программа составлена на основе авторской программы Печенкина С.В., кандидата исторических наук, «Россия в международных отношениях (начало XX – начало XXI вв.)»

Актуальность. С момента образования Русского централизованного государства международная проблематика занимала существеннейшую сторону  её политики. Особенностью этой политики являлось положение России как «срединного» государства, между Европой и Азией, и, следовательно, её вовлеченность в события как в Европе, так и в Азии. Войдя в состав «великих держав», Россия участвовала в решении судеб войны и мира на всем евразийском континенте вплоть до 90-х гг. XX века, до развала Советского Союза. Поэтому в начале XXI века актуальность приобретает вопрос о месте России в семье народов мира. Процесс воспитания подрастающего поколения невозможен  без обращения к историческим корням своего прошлого и реалиям настоящего. Воспитание патриотизма, гордости за свое Отечество, за её прошлые и настоящие заслуги перед человечеством является краеугольным камнем педагогической работы современной школы.

Основная цель курса:

Курс «Россия в международных отношениях в  XX  веке» призван углубить содержание базового курса «История» в 9 классе, подготовить учащихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла на профильном уровне.

Задачи курса:

- дать представление  об основных этапах становления Российской государственности, её особенностях;

- познакомить  учеников с основными понятиями международной дипломатии;

- показать многообразие проявлений внешнеполитической деятельности государства;

- показать роль России на международной арене как великой державы XX в.;

- акцентировать внимание на особенности восточной и западной дипломатии Российского государства;

- развивать у учащихся способности к объективному анализу исторического процесса;

- удовлетворить познавательный интерес;

- способствовать формированию познавательную мотивацию к процессу обучения;

- сформировать у учащихся черты патриотически воспитанного гражданина.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения учащиеся должны

Знать/ уметь:

- работать с научно-популярной и справочной литературой  (поиск, отбор, анализ текста);

- фактический материал, касающийся деятельности российской и советской внешней политики, основные этапы взаимоотношений Российского государства со странами Запада и Востока, особенности российской  дипломатии в отношении этих регионов;

- взгляды отечественных и зарубежных исследователей о становлении и развитии российской государственности (теории, идеи, концепции);

- устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи при работе с источниками, монографической литературой;

- давать характеристику деятельности отдельных исторических личностей, внёсших вклад в развитие дипломатических отношений;

- систематизировать, обобщать, сравнивать исторические факты и явления, давать им объективную оценку.

Использовать приобретенные представления и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни; 

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Формы и приемы учебной деятельности. Основу обучающего процесса составляет активизация познавательного интереса, который реализуется через использование активных методов обучения – исследовательского, интерактивного, и развивающего. Немаловажное место  в преподавании данного курса также играют такие формы работы, как лекция-беседа, семинар, так как они позволяют решать одновременно дидактические, развивающие и воспитательные задачи.

Формы контроля. Элективный курс предполагает особое внимание к отбору форм текущего и итогового контроля учащихся, делая акцент на творческие и аналитические задания (разработка проектов, написание эссе, выполнение проблемных задании, решение познавательных задач).

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Тема

Всего

часов

Из них теории

Практи

ческая часть

Образова

тельный продукт

Организация учебной работы

1

Развитие российской

Государственности и внешнеполитические задачи.

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, решение задач.

Вводная лекция с проблемными заданиями

2

Внешняя политика России в

начале XX в.

1

1

Работа с документами, решение задач, составление таблицы

Практическая работа

3

Россия в первой мировой войне.

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, обсуждение,составление таблицы.

Лекция с элементами практической работы

4

Внешняя политика Советского

государства в 1917-20-е гг. XX в.

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, решение задач.

Лекция с элементами практической работы.

5

Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в..

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, решение задач.

Лекция с элементами практической работы

6

СССР и Германия в 30-е гг.

1

0,5

0,5

Работа с документами, решение задач.

Практическое занятие

7

Роль СССР во Второй мировой

войне

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций.

Лекция с элементами беседы

8

Проблемы взаимоотношений

СССР с союзниками.

1

1

Презентации учащихся

Семинар

9

Начало «холодной войны».

1

0,5

0,5

Работа с документами, решение задач..

Лекция с элементами практической работы.

10

Политика мирного

сосуществования

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций.

Лекция с элементами беседы

11

СССР и страны «третьего мира»

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, составление таблицы.

Лекция с элементами практической работы.

12

Мировая система социализма

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций.

Лекция с элементами беседы

13

Распад СССР и

формирование

однополярного мира

1

0,5

0,5

Составление краткого конспекта, решение задач.

Лекция с элементами практической работы.

14-15

Российская Федерация

и страны Запада и

Востока в начале XXI в.

2

1,5

0,5

Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций, составление таблицы.

Лекция с элементами беседы и практической работы

16-17

Итоговое повторение

2

2

Презентация проектов

Круглый стол

Итого

17

10

7

Содержание программы.

Тема

Содержание

1. Развитие российской государственности и внешнеполитические задачи.

Киевская Русь. Русское централизованное государство. Российская империя. Союз Советских Социалистических Республик. Российская Федерация.

2. Внешняя политика России в начале XX в.

Две тенденции в основных направлениях внешней политики. Русско-японская война. Оформление двух военно-политических блоков: Антанта, Тройственный союз.

3. Россия в первой мировой войне

Военные действия на Восточном фронте. Роль Восточного фронта в  первой мировой войне. Проблемы отношений с союзниками.

4. Внешняя политика Советского государства в 1917-20-е гг. XX в.

Брестский мир. Идея мировой пролетарской социалистической революции. Начало советско-германского диалога. Карл Радек. Гэнуэзская конференция и Раппальский договор. Право наций на самоопределение и страны Востока. Нота Керзона–начало дипломатических конфликтов. Осложнение советско-западного диалога. Антисоветизм, антикоммунизм как противовес мировой социалистической революции? «Санитарный кордон».

5. Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в.

Деятельность СССР как члена Лиги Наций и двойственный характер советской внешней политики. Испанская республика и советский опыт. Участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании.

Проблема коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские переговоры.

Отношения  СССР со странами Востока в 30-е гг. XX в.

6. СССР и Германия в 30-е гг.

Политические и экономические отношения в развитии двух стран. Помощь СССР в возрождении германского милитаризма. Особенности отношений после Мюнхенского «сговора».

7.Роль СССР во Второй мировой войне

Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль восточного фронта в победе над фашизмом. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад Советского Союза в освобождение Европы.

8. Проблемы взаимоотношений СССР с союзниками в годы войны.

Проблема второго фронта. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Ленд-лиз.

9. Начало холодной войны.

Причины, периодизация, этапы. Оценки отечественных и зарубежных исследователей.

10. Политика мирного сосуществования

Карибский кризис. Разрядка международной напряженности. Совещание по безопасности в Хельсинки (1975).

11. СССР и страны «третьего мира»

Крушение колониальной системы буржуазных государств. Понятие «социалистическая ориентация». Региональные конфликты. Вьетнамская война. Война в Афганистане.

12. Мировая система социализма

Установление строя «народной демократии» в странах Европы, находившихся под контролем Советской Армии. Создание мировой системы социализма. Становление, этапы развития, кризис и крах.

13. Распад СССР и формирование однополярного мира

«Новое политическое мышление». Советско-американские отношения и начало ядерного разоружения. Последствия политики «нового мышления». Переход от биполярной системы международных отношений к монополярному миру.

14-15. Российская Федерация и страны Запада и Востока в начале XXI в.

Изменение геополитической ситуации в мире. Начало многополярного мира. Новая концепция внешней политики

Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами

Россия и страны СНГ. Российско-американские отношения. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства.

Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке.

16-17. Итоговое повторение

Россия в глобальном мире:
вызовы и задачи. Факторы влияют на будущее России и ее роль в современном мире.

Литература для учащихся: 

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России, ХХ – начало ХХI века: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: просвещение, 2003.
  2. Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран1914-1997. Учебник для 9 кл. основной школы.- М.: ЦГО, 2003.
  3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001
  4. Горина М. М., ПушковаЛ. Л. История России XX века: Книги для чтения.- М: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕС», 2004

Литература для учителя:

  1. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001
  2. Горина М. М., ПушковаЛ. Л. История России XX века: Книги для чтения.- М: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕС», 2004
  3. Шестаков В.А.. ХХ век на весах истории. Новые подходы изучения и преподавания \\ Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы \ Сост. М. Н.Чернова. – М., 2006.
  4. Новейшая история - Дипломатия и политика в середине XX века - Сборник статей
  5. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
  6. История России. Люди. Нравы. События - взгляды и оценки. 1881-2005_н. ред. Токарев А.И_Уч пос_2005.

Интерне-ресурсы

http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»

http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»

http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

http://www.rusarchives.ru-  сайт «Архивы России»

http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».

http://9may.ru/16.04.1945/inform/m4236- Наша Победа. День за днем.

http://www.ruspodvig.ru/sovet/films/-  Военно-патриотический ресурс. Подвиг

http://fww.fromru.com/ Первая Мировая война: история

http://historiwars.narod.ru/ История войн

http://gpw.tellur.ru/ Великая Отечественная война


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"

Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....

Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"

Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Театр отношений:. Ты, я и другие"  для 6 класса  Ильинова Н.В....

Презентация "Международные отношения XVI-XVII века

ПРезентация по всеобщей истогрии 7 класс...

Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"

Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...

Россия в системе международных отношений в XVII веке

презентация  по истории России для 7 класса Россия в системе международных отношений  в XVII веке соответствует обновленному ФГОС...

Рабочая программа курса "Россия - мои горизонты"

Программа для 7 класса с учетом участия в проекте "Билет в будущее"...