Формирование УУД на уроках истории
статья по истории

Баранова Лариса Владимировна

Материал для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках истории

Переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества, задачам построения гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальными являются ориентация развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности обучающихся остаётся урок. Современный урок должен строиться в соответствии с требованиями ФГОС, которые предполагают переход от системы передачи знаний учителем к ученику, к способам самостоятельного открытия и получения новых знаний. Роль учителя состоит в том, чтобы организовать поиск новых знаний учеником не только на своем предмете, но и во всей учебной деятельности, то есть научить ученика учиться. Общество XXI века выдвигает новые требования в подготовке ученика и определяет основную цель образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальными учебными действиями. Федеральный государственный стандарт второго поколения предполагает формирование четырех основных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Уроки истории и обществознания предполагают использование системно-деятельностного подхода – это работа с историческими источниками, исторической и контурной картой, учебной картиной, сравнительными, синхронистическими, аналитическими таблицами, анализ исторического источника, написание эссе. Работа по ФГОС основного общего образования требует пересмотра деятельности учителя истории и обществознания при подготовке и проведении уроков. Предметы истории и обществознания имеют отдельные особенности:

  • большой объем учебного материала;
  • сложность построения текста с историческими и обществоведческими терминами;
  • изучение событий прошлого в контексте конкретно-исторического подхода.

Для реализации системно – деятельностного подхода и развития УУД способствует применение современных педагогических технологий: информационно-коммуникативные технологии, диалоговое обучение, технология критического мышления, проблемное обучение, организация исследовательской деятельности.

Для формирования универсальных учебных действий эффективно использовать следующие формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • составление рассказа на основе текста учебника, учебной картины, исторической карты
  • извлечение информации из источника; 
  • составление характеристики исторического деятеля; 
  • составление вопросов к тексту, ответы на них; 
  • комментированное и объяснительное чтение текста; 
  • составление простого и сложного планов; 
  • составление сравнительных, хронологических таблиц;
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 
  • написание эссе.

Личностные УУД на уроках истории формируют основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Обучающиеся осознают свою этническую и национальную принадлежности, ценности многонационального российского общества, приобщаются к гуманистическим и демократическим ценностям. Учатся уважать и быть толерантными к чужому мнению. Личностными результатами, формируемыми при изучении обществознания являются:

  • мотивированное и активное участие в будущем в общественной жизни;
  • заинтересованность в личном успехе, в развитии различных сторон жизни общества, благополучии и процветании своей страны;
  • сформированность ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникотивности на уроках истории и обществознания

Коммуникотивность на уроках истории и обществознания...

Формирование информационнай компетентностина уроках истории

Информационная компетентность является одной из наиболее значимых, поскольку информация формирует материальную среду жизнедеятельности человека, определяет социокультурную жизнь человека, служит основ...

Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.

В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены ...

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....