Рабочая программа по истории России для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

Рабочая программа по истории России для 7класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_7klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………...………………...3
  3. Содержание учебного предмета ………………..………………………………….. 5  
  4. Тематическое планирование……………………………………………………….. 8
  5. Приложение. Календарно – тематическое планирование …………….…………. 8

                                                 

                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основе рабочей программы к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций (авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.) Программы подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

В программе изменений не предусмотрено.

Задачи изучения истории в современной школе:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной

нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

УМК, на основе которого реализуется образовательная программа по истории России:

1. Рабочие программы по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».

2. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России XVI-XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2016.

3. Дидактические и раздаточные материалы по истории.

Курс истории России - на 35 часов учебного времени.

Для обучающихся с ОВЗ предполагается использовать индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями медицинского работника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:

формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI—XVII вв.»

обучающиеся научатся:

датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;

рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVI—XVII вв.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVI—XVII вв.;

объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в XVI—XVII вв., определять общие черты и особенности;

давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI—XVII вв.;

образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

целостное представление об историческом пути России в XVI—XVII вв. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVI—XVII вв.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI—XVII вв. (35ч.)

Введение (1 ч.)

Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв. Источники по российской истории XVI—XVII вв.

Раздел I. Создание Московского царства (10 ч)

Завершение объединения русских земель

Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение

Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».

Иван Грозный — первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы. Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины. Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.

Русская православная церковь в XVI в.

Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение.

Русская культура в XVI в.

Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в. Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву. Развитие науки и техники в XVI в.

Раздел II. Смутное время (7 ч.)

В преддверии Смуты

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия.

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Лжедмитрий I

Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.

Правление Василия Шуйского

Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутрего кризиса в гражданскую войну.

Лжедмитрий II. Вторжение

Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

Междуцарствие (1610—1613)

Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III.

Второе ополчение и освобождение Москвы

Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф. Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.

Раздел III. Россия при первых Романовых (16 ч.)

Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)

Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.

Правление Алексея Михайловича (1645—1676)

Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.

Россия в XVII в.

Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового (иноземного) строя. Экономическое развитие России в XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.

Русская деревня в XVII в.

Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVII в. Распространение дворянского землевладения.

Присоединение Украины к России

Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и её результаты.

Раскол в Русской православной церкви

Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.

Народные волнения в 1660—1670-е гг.

Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVII в.: условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма», основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания.

Наследники Алексея Михайловича

Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682 г. Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637). Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семёна Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур.

Просвещение, литература и театр в XVII в.

Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.

Искусство XVII в.

Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладного искусства.

Жизнь и быт различных сословий

Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.

Обобщающее повторение (2 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (70 ч.)

Тема раздела

Количество часов

Введение. История России XVI-XVIIвв.

1

Раздел I. Создание Московского царства

10

Раздел II. Смутное время

7

Раздел III. Россия при первых Романовых

15

Итоговое повторение

2

Итого: история России

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Введение. История России XVI-XVIIвв. (1ч.)

1

Введение. История России XVI-XVII вв.

Раздел I. Создание Московского царства (9 ч.)

1

Завершение объединения русских земель

2-3

Иван Грозный — первый русский царь

4-5

Внешняя политика России при Иване Грозном

6

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

7

Русская православная церковь в XVI в.

8

Русская культура в XVI в.

9

Обобщающее повторение по теме «Создание Московского царства»

Раздел II. Смутное время (7 ч.)

1

В преддверии Смуты

2

Лжедмитрий I

3

Правление Василия Шуйского

4

Лжедмитрий II. Вторжение

5

Междуцарствие (1610—1613)

6

Второе ополчение и освобождение Москвы

7

Обобщающее повторение по теме «Смутное время»

Раздел III. Россия при первых Романовых (15ч.)

1

Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)

2-3

Правление Алексея Михайловича (1645—1676)

4-5

Россия в XVII в.

6

Русская деревня в XVII в.

7

Присоединение Украины к России

8

Раскол в Русской православной церкви

9

Народные волнения в 1660—1670-е гг.

10

Наследники Алексея Михайловича

11

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

12

Просвещение, литература и театр в XVII в.

13

Искусство XVII в.

14

Жизнь и быт различных сословий

15

Обобщающее повторение по теме «Россия при первых Романовых»

Итоговое повторение (3 ч.)

1

Итоговая контрольная работа

2-3

Итоговое повторение по курсу «История России XVI-XVIIвв.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочие программы по истории России 7 класс

Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...

Рабочие программы по истории России 6 класс

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...