Рабочая программа по истории России для 8 класса
рабочая программа по истории (8 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

Рабочая программа по истории России для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_rossii_dlya_8_klassa.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета………...………………...4
  3. Содержание учебного предмета ………………..………………………………….. 5  
  4. Тематическое планирование……………………………………………………….. 10
  5. Приложение. Календарно – тематическое планирование …………….…………. 10

                                                 

                                                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории России для 8 класса разработана на основе рабочей программы к учебникам Е.В.Пчелова, П.В.Лукина, В.Н.Захарова, К.А.Соловьёва, А.П.Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций (авт.-сост. Л.А. Пашкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.) Программа подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, Примерной основной образовательной программой основного общего образования. В программе изменений не предусмотрено.

Задачи изучения истории в современной школе:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной

нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности»

Эта общая цель определяет задачи курса:

• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

• овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

• воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

• развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

• развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

УМК, на основе которого реализуется образовательная программа по истории России:

1. Рабочие программы по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».

2. В.Н.Захаров, Е.В.Пчелов История России век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2018.

3. Дидактические и раздаточные материалы по истории.

Курс истории России - на 35 часов учебного времени.

Для обучающихся с ОВЗ предполагается использовать индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями медицинского работника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 8 классе являются:

• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.» обучающиеся научатся:

• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам;

• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;

• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

• целостное представление об историческом пути России в XVIII в. как о важном периоде отечествен-ной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

• яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVIII в.;

• элементарные представления о политике исторической памяти в России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. История России в XVIII в. (1час)

Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирования регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

РАЗДЕЛ 1. Эпоха реформ Петра 1 ( 8 часов).

Начало правления Петра1.

Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра1 ( 1689). Сподвижники

молодого Петра. Азовские походы 1695-1696гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697г. И деятельность Петра во время пребывания в

странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698г. И расправа над царевной Софьей.

Основные понятия и термины: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

Основные персоналии: Софья Алеексеевна, Петр и Иван Алекесеевичи, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, А.С. Шеин, П,А, Толстой, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, а. Д. Меншиков.

Начало Северной войны.

Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в

России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701-1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.

Основные понятия и термины: Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия.

Основные персоналии: Петр1, Карл XII, С. Лещинский, Август II, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, М.М. Голицын.

Преобразования Петра I.

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и

бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и

сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Значение указа о единонаследии и табели о рангах.

Формирование системы абсолютизма. Предпосылки экономического подъема в первой четверти XVIII в. строительство заводов, мануфактур и верфей. Создание базы металлургической

индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических

связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке.

Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, святейший Синод, Ратуша, магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «

ревизские сказки», подушная подать, Указ о единонаследии, табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм,

Таможенный тариф.

Основные персоналии: ПетрI, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович, С. Яворский, Никита Демидов.

Народные движения в начале XVIII в.

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример

казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения.

Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в.

Основные понятия и термины: европейское летоисчисление, Навигацкая школа, морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей,

Кунсткамера, академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.

Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его

последствия. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Основные понятия и термины: династия, Указ о наследии престола.

Основные персоналии: Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А. Толстой.

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. (6 часов).

Россия после Петра I. Начало дворцовых переворотов.

Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм.

Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

Основные персоналии: Екатерина I.

Екатерина I и Петр II.  

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба

дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова.

Основные понятия и термины: Верховный тайный совет, " верховники", Вексельный устав.

Основные персоналии: Екатерина I, А.Д.Меншиков, А.И. Остерман, Петр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.

Правление Анны Иоанновны.

" Кондиции верховников" и приход к власти Анны Иоанновны. Создание кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П.Волынского в управлении и политической

жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в

Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Основные понятия и термины: " верховники", " Кондиции", Кабинет министров, бироновщина.

Основные персоналии: Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних, А.П.Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван ( Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война.

Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Причины и начало Семилетней войны.. Участие России в Семилетней

войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

Основные понятия и термины: " равновесие" сил, коалиция, международный конфликт.

Основные персоналии:  Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В. Фермор, П.С. Салтыков, А.Б. Бутурлин.

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пѐтр III.

Личность императрицы Елизаветы Петровны, еѐ сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика.

Деятельность П.И.Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности

и внешней торговле. Правление Пера III. Личность императора. " Манифест о вольности дворянства". Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762г.

Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, " Манифест о вольности дворянства".

Основные персоналии: Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Петр III, Екатерина Алексеевна.

Раздел III. Расцвет Российской империи ( 11 часов).

Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм.

Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещенный абсолютизм. Особенности просвещенного абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения.

Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещенного абсолютизма в " Наказе" императрицы.

Основные понятия и термины: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, секуляризация.

Основные персоналии: Екатерина II.

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II.

Реформы местного самоуправления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство - " первенствующее сословие" империи.

Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам.

Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казѐнная палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор,

Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и

крепостных во второй половине XVIII в.

Основные понятия и термины:  крепостное право, крепостные, повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.

Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии

промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаемный труд.

Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий.

Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнѐры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутри страны. Основные понятия и термины: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнации.

Восстание Е.И. Пугачева ( 1773-1775гг)

Причины народных движений во второй половине XVIIIв. Предпосылки для возрождения самозванства в царствовании Екатерины II. Личность Е. Пугачева. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачевым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачева на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. т актуальные направления ее внешней политики. Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России ( П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по  условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе.

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий раздел Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимость североамериканских колоний. Декларация о вооруженном нейтралитете 1780г.

Русско-шведская война 1788-1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция.

Народы Российской империи в XVIII в.

Россия - многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика.

Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русских в Российской империи.

Основные понятия и термины: Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, Магометанское духовное собрание6, иудаизм, язычество, колонисты.

Освоение Новороссии.

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединенные земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потемкин.

Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787г.

Правление Павла I.

Личность Павла I и отзывы о нем его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трѐхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и

направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798-1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф

Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого ( 7 ч).

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре.

Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование.

Основные понятия и термины: Сухопутный шляхетский ( кадетский) корпус, пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернер, гувернантка, народные  училища.

Российская наука в XVIII в.

Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники ( А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории ( В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер).

Михаил Васильевич Ломоносов.

Детство и юность М.В. Ломоносов. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Основные персоналии: М.В. Ломоносов.

Общественная мысль второй половины XVIII в.

Определяющее влияние идей просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н.Радищева. " Путешествие из Петербурга в Москву"

Основные понятия и термины: масонство, Вольное экономическое общество.

Основные персоналии: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, М.М. Щербатов, А.Я. Поленов.

Русская литература, театральное и музыкальное искусство.

Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия ( А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.

Основные понятия и термины: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры ( барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея " регулярной застройки" и ее воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Русская скульптура. Изобразительное искусство в России его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Культура и быт российских сословий.

Изменения в культуре и быту после петровских реформ. Крестьянский быт. изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIIIв.

Основные понятия и термины: этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез, дворянская усадьба.

Обобщающее повторение по курсу "История России. XVIII в." ( 2 ч).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 ч.)

Тема раздела

Количество часов

Введение. История России в XVIII в.

1

Раздел 1. Эпоха реформ Петра 1

8

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

6

Раздел III. Расцвет Российской империи

11

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

7

Обобщающее повторение по курсу " История России. XVIII в."

2

Итого: история России

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Введение. История России в XVIII в. (1час)

1

Введение. История России в XVIII в.

РАЗДЕЛ 1. Эпоха реформ Петра 1 ( 8 часов)

1

Начало правления Петра1.

2

Начало Северной войны

3

Победа Северной войны

4

Преобразования Петра I.

5

Народные движения в начале XVIII в.

6

Преобразования в области культуры и быта

7

Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

8

Обобщающее повторение по теме «Эпоха реформ Петра 1»

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов ( 6 часов)

1

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых

переворотов.

2

Екатерина I и Петр II.

3

Правление Анны Иоанновны.

4

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война.

5

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III.

6

Обобщающее повторение по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов»

Раздел III. Расцвет Российской империи (11 часов)

1

Внутренняя политика Екатерины II и

просвещенный абсолютизм.

2

Губернская реформа и сословная политика

Екатерины II.

3

Крепостное право в России во второй

половине XVIII в.

4

Экономическая жизнь России во второй

половине XVIII в.

5

Восстание Е.И. Пугачева ( 1773-1775 гг)

6

Русско-турецкие войны второй половины

XVIII в.

7

Разделы речи Посполитой и внешняя

политика России в конце XVIII в.

8

Народы Российской империи в XVIII в.

9

Освоение Новороссии.

10

Правление Павла I.

11

Обобщающее повторение по теме "Расцвет Российской империи"

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (7часов)

1

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

2

Российская наука в XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов.

3

Общественная мысль второй половины

XVIII в.

4

Русская литература, театральное и

музыкальное искусство.

5

Русская художественная культура XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись.

6

Итоговая контрольная работа

7

Культура и быт российских сословий.

Обобщающее повторение по курсу " История России. XVIII в." (2 часа)

1

Обобщающее повторение по курсу " История России. XVIII в."

2

Обобщающее повторение по курсу " История России. XVIII в."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по истории России 8 класс

Здесь вы найдете календарно-тематическое планирование, пояснительную записку идр....

Рабочая программа по истории России 9 класс

Составлена  по авторской программе А.А. Давыдова на 35 часов...

Рабочие программы по истории России 7 класс

Содержание рабочей программы по истории России 7 класс...

Рабочие программы по истории России 6 класс

Содержание рабочей программы по истории России 6 класс...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...