В.И. Суриков и его эпические произведения.
статья по истории

В.Суриков

Если говорить об  эпических призведениях, которые являются проявлением народного творчества, то надо вспомнить  «Слово о полку Игореве,  поэзию А.Пушкина, музыку М.Глинки и М.Мусоргского. К этим великим именам необходимо причислить и имя выдающегося художника В.И. Сурикова (1848 – 1916).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surikov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.И. Суриков и его эпические произведения.

Эпиграф:

Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства.
В.Суриков 

Если говорить об  эпических призведениях, которые являются проявлением народного творчества, то надо вспомнить  «Слово о полку Игореве,  поэзию А.Пушкина, музыку М.Глинки и М.Мусоргского. К этим великим именам необходимо причислить и имя выдающегося художника В.И. Сурикова (1848 – 1916).

      Суриков родился  в г.Красноярске в казачьей семье и очень гордился  своим происхождением. Он говорил: «Со всех сторон я природный казак» Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона.  Отец любил музыку, хорошо играл на  гитаре, мать была отличной вышивальщицей.

      Источником  формирования понятий  Сурикова о красоте, была Сибирь, с ее суровостью,  подчас жестскими нравами, с мужеством людей, удалью народных игр. Он вспоминал: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства».
Страсть  к рисованию проявилась очень рано. «…Мне было, помню, 6 лет – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой». Первым, кто заметил мальчика, был Н.В.Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков закончил в 1861 г. « Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною» - вспоминал Суриков о своем наставнике.

      Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П.Н.Замятина, и по его ходатайству Сурикова  соглашаются принять в Академию художеств, но без денежного содержания. И тут на помощь пришел золотопромышленник П.И.Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы на содержание молодого художника.28 авг. 1868 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены Академию.

      Учился Суриков успешно, особенно блестяще шла у него композиция, за что его иногда называли «композитором».Программной работой на Большую золотую медаль была картина «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом». В этой работе уже намечался интерес к психологии героев. По словам Чистякова «допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии – Сурикова, за то, что мозоли не успел нарисовать в картине». Поэтому Суриков получил звание классного художника 1 класса. Он участвовал в росписи собора Христа Спасителя и в 1877 году окончательно переехал в Москву. «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь» - вспоминал он впоследствии.

     Казалось заговорили стены древнего города. Он пишет картину «Утро стрелецкой казни». Картина потрясает не столько ужасами смерти, сколько мощью характеров. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь» - пишет  Суриков об этом полотне. Стрельцы проиграли, но не просят пощады. В массе народа художник выделяет впечатляющие характеры, особенно рыжебородого стрельца, гневный взор которого, как бы прочерчивает всю композицию, сталкиваясь со взглядом Петра.
Драматургию картины подчеркивает живописная палитра:  тона рассветного неба, цвет одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверканье ободьев колес. Картина прямо на выставке была куплена Третьяковым.

      И тут же суриков задумывает другую картину, связанную с судьбой стрельцов и староверов . Это картина «Боярыня Морозова», Морозова была сподвижницей протопопа Аввакума. И вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа. «Я не  понимаю действий отдельных исторических  лиц без народа, без толпы,- пишет Суриков – мне нужно вытащить их на улицу». При этом толпа у него не безлика, а слагается  из ярких индивидуальностей. Впервые картина  появилась на 15-й передвижной выставке. В.В.Стасов писал: «Суриков создал такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».
     Настоящей исторической картиной можно считать и «Меншиков в деревне». Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Созданный в картине образ приобретает историческую значимость. Огромной фигуре Меншикова тесно в этой избенке, ему привычны другие масштабы. Ситация драматична. «Меншиков» из всех суриковских драм – наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим – писалНестеров М.В.

         В 1888 году Суриков пережил личную драму, у него умирает жена. И его родные зовут в  Красноярск. Здесь нахлынули воспоминания юности и он создает полную жизнерадостности, удалого веселья картину « Взятие снежного городка». Эта работа помогла  победить горе и невзгоды. В 1891 г. Суриков возвращается в Москву и приступает к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска, Ермак впереди, но  неотделим от казаков. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских Суриков отмечает и самобытную красоту «инородцев». Эпический характер раскрывается средствами живописи, экспрессией, звучностью красок и могучим действием.
     Как можно обойти еще одно историческое полотно Сурикова – «Переход Суворова через Альпы», естественно продолжает тему героизма русских  людей, начатую а «Покорении Сибири». Художник начал писать эту картину в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода. Великолепен пейзаж картины, вверх уходящие  вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском, что дает зрителю ощутить трудность перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей

      Несколько лет Суриков работа над картиной «Степан Разин», которая давалась ему довольно трудно. Картина поражает ощущением приволья, переливом красок, наполненность  воздухом. Целью художника было передать и мятежный дух Разина. Последний созданный  исторический образ – образ Пугачева.

      Последняя картина, которая экспонировалась на выставке Союза русских художников – «Посещение царевной женского монастыря», в которой ярко проявляется  историко-бытовой характер картины
    Умер суриков 6 марта 1916 года., похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лиро-эпическому произведению. М. Лермонтов "Бородино"

Данный материал рассматривается в 5 классе при знакомстве с балладой М. Лермонтова "Бородино". Изучение данного произведения направлено на знакомство учащихся с лиро-эпическим произведением, помогает ...

Использование элементов лингвостилистического анализа при целостном изучении эпического произведения (на примере рассказа М.А.Шолохова «Жеребенок»)

  Целостное изучение эпического произведения как один из путей школьного анализа прочно закрепил свои позиции в практике преподавания литературы. Такой путь анализа (по ходу действия...

Материалы по теме самообразования"Работа над эпическими произведениями в 7-11 классах I вида

Презентация была представлена на заседании МО учителей-предметиков гуманитарного цикла как  тезисы к дкладу  при защите темы по самообразованию...

Презентация к уроку по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

Данная презентация была создана  к уроку  литературы по теме "Сопоставление тематики эпических произведений". Это обучающий урок по подготовке к ЕГЭ по литературе в национальной школе. Основ...

Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...