Презентация к уроку по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"
презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме

Данная презентация была создана  к уроку  литературы по теме "Сопоставление тематики эпических произведений". Это обучающий урок по подготовке к ЕГЭ по литературе в национальной школе. Основная цель урока- помочь выпускниками обоснованно сопоставлять  произведения по тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentaciya_k_uroku.zip667.14 КБ

Подписи к слайдам:

Почему и по какому принципу сгруппированы произведения?
А.С.Грибоедов «Горе от ума»,
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка
»,
Н.В.Гоголь
«Мертвые души
»,
И.С.Тургенев
«Отцы и дети»,
Л.Н.Толстой «Война и мир».
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
В каких произведениях русской классики
нашла
своё отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М.Шолохова?
 
Спасибо за сотрудничество!
« Литература дает Вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед Вами сердца людей,- одним словом, делает Вас
мудрым
. Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием
…»

(Д.С.Лихачев)
 
История создания
Ж
анр произведения
Тема и идея
Проблема
Идейно-тематическая целостность
Сюжет и композиция
Система образов
Авторская позиция
Место произведения
в творчестве писателя и в литературе в общем.
А.С.Грибоедов

«Горе от ума»
(Молчалин живет в соответствии с кодексом, сформулированным его
отцом)
А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»
(завет отца Петра Гринева «Береги честь
смолоду»;
Н.В.Гоголь

«Мертвые души»
(Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»;
И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
( Евгений Базаров живет по своим принципам, Аркадий Кирсанов не может переступить через этические нормы своей
семьи)
Л.Н.Толстой «Война и мир» (
Болконские
живут по строго установленным правилам морали: чести,
достоинства).

Ростовы
- по эмоционально-интуитивному началу, допуская ошибки, они стремятся к нравственному совершенствованию;
Курагины
живут ради личной наживы, внешнего блеска. У них низкий нравственный уровень
.

М.А.Шолохов «Тихий Дон»
.Мелеховы живут
по строго этическим нормам: послушание старших.
 
 
тема
контекст
Обоснование для сопоставления
Проблема «хамелеонства»
А.С.Грибоедов «Горе от ума» -Максим Петрович;
«хамелеонство» как способ и форма существования человека
чинопочитание
страшная сила застывших норм и представлений
авторская позиция
авторское разоблачение ложных представлений
Н.В.Гоголь «Ревизор»- чиновники;
А.Н.Островский «Гроза» -Кабаниха
Республика Саха (Якутия)
Олекминский район
МБОУ «Дабанская средняя общеобразовательная школа»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема «Сопоставление тематики эпических произведений»
Учитель русского языка и литературы
Жирохова Валентина Александровна
2013г
тема
контекст
Обоснование для сопоставления
Образы
чиновников
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(оренбургские чиновники)
механистичность, «
формализованность
» поведения чиновников;
несовместимость идеи государственности и идеи человечности;
бюрократизм;
нарушение нравственных законов;
средства сатирической типизации: гипербола, гротеск, фантастика
М.Е.Салтыков –Щедрин «История одного города» (градоначальники)
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
(чиновники губернского города»
В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся»
(советские чиновники)
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (советские чиновники)
Ответы на вопросы разминки
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин
«Капитанская
дочка»
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего
времени»
Монолог. Повесть.
«Жил-дрожал
и умирал-дрожал»
 
 
Алексей Степанович Молчалин,
Петр
Гринев,
Павел
Иванович Чичиков,
Евгений Базаров
Аркадий Кирсанов
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Наташа Ростова
Анатоль Курагин
Элен

Курагина
Григорий
Мелехов.
Литературная разминка
Назовите
произведение начала 19века, в котором сочетаются черты трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и
реализма.
Эпиграфом
какого произведения является пословица «Береги честь смолоду
»?
Какое
произведение русской литературы называют первым психологическим романом
?

Как называется развернутое высказывание одного из героев
пьесы?
К
какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Шинель
»?
К
какой формуле сводится вся биография пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?
тема
контекст
Обоснование для сопоставления
Тема «маленького человека»
А.С.Пушкин «Медный всадник» -Евгений, «Станционный смотритель -Самсон
Вырин
Обращение писателей к созданию одного и того же типа проблемного человека-«маленького человека»-социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорбленного; изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской
позции
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»- Максим
Максимыч
Н.В.Гоголь «Шинель»-Акакий Акакиевич
Башмачкин
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - Семен Мармеладов
Тема урока


«Сопоставление тематики эпических произведений»
Цели урока
н
аучиться «вникать» в суть произведений;
вспомнить и углубить знания литературных понятий;
н
аучиться сопоставлять произведения;
с
овершенствовать умения правильно и обоснованно высказывать свое мнение;
р
азвивать устную речь;
совершенствовать навыки культуры общения.
Тема- это круг событий, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного произведения.
Тематика – совокупность тем.
 
тема
контекст
обоснование
Тема «проблемных» героев
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников)
социально-философская и нравственная проблематика;
особенности конфликта;
трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями;
психологизм как средство создания центрального героя-персонажа;
соотношение теоретических идей и их практического выражения;
гуманизм как главный критерий мыслительной оценки и практической деятельности человека;
авторская позиция и форма её выражения
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
(Евгений Базаров)
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
(Григорий Мелехов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей""

Презентация к уроку русского языка "Изложение по произведению И.Тургенева "Воробей"" для учащихся с нарушениями слуха...

Презентация к уроку "Угол между векторами. Скалярное произведение векторов"

Презентация к уроку геометрии в 11 классе по теме: "Угол между векторами. Скалярное произведение векторов". Данную презентацию можно использовать как при изучении нового материала, так и на ...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...


 

Комментарии

При подготовке к ЕГЭ по литературе очень важно знание выпускниками содержания художественных произведений, теоретико-литературных понятий, умение давать обоснованные ответы на вопросы.Данная презентация -это помощь выпускнику при сопоставлении произведений.Важно, чтобы выпускник имел представление, на что нужно обращать внимание, какие критерии позволяют сопоставлять произведения разных писателей.