Разработка открытого мероприятия Ладога - Дорога жизни
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Разработка открытого мероприятия, посвященная началу работы "Дороги Жизни" к блокадному Ленинграду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 18 имени И.Я.Илюшина»

 

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЛАДОГА – ДОРОГА ЖИЗНИ»

 Автор разработки:
учитель «Истории»,

«Обществознания»
Гринёва Юлия Евгеньевна

г. Королёв

2018 год

Разработка открытого мероприятия

 «Ладога – Дорога жизни»

Цели:

  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
  • воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки, микрофоны, раннее подготовленные декорации для сценки, презентация.

Мероприятие ориентировано на 6-7 классы

Ход мероприятия:

Учитель: 8 сентября 1941 года фашистская армия вплотную подошла к Ленинграду и окружила его с 3 - х сторон. Вражеская артиллерия обрушила на город более 150 тысяч тяжёлых артснарядов, 107 тысяч бомб. Первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем, внося в души щемящую тревогу. Но город жил, ленинградцы превратили его в неприступную крепость.

Ведущий: В гитлеровской ставке начинали понимать - захватить Ленинград силой не удастся. И тогда фашистские стратеги разработали новый план. Город должен задохнуться в тисках голода. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет рано или поздно. Никто не освободит его... Ленинграду придётся умереть голодной смертью. 

Ведущий:

И знаю: до сих пор ночами снится

Всем, выжившим в блокадном том аду,

Поток машин, бессонной вереницей,

Везущий хлеб по ладожскому льду…

Блокада только начиналась
И дикой смерть ещё казалась 
На ленинградской мостовой. 

И душу рвущий бомбы вой 
Ещё пока что не пугал, 
А взрыв снаряда удивлял.


Ещё петровская столица 
С недоуменьем смотрит в лица 
Своих неловких сыновей, 
Что от осколков из людей 

В секунду в трупы обратились. 
И списки скорбные открылись.


Ещё тепло, ещё не холод, 
Ещё людей не косит голод, 
Ещё весь ужас впереди. 
Но ты, потомок наш, гляди, 
Как твоё счастье добывалось, 
Какой ценой оно давалось! 
(Юрий Антонов, 06 мая 2010 г.)

Ведущий: Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе ОКОЛО 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады - тысячи деревень и городов. Там - Большая Земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окруженный врагами Ленинград?

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, как начиналась война: викторина

1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

2. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)

3. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года. 1941-1945гг.)

4. Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета? (Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)

5. Кто принимал парад Победы? (четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков)

6.Какой праздник отмечается 23 февраля? (День защитника Отечества)

7. Где состоялся Парад Победы? (Москва, Красная площадь)

8. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

9. Советский солдат И.Масалов уже в последние дни войны вынес из боя маленькую немецкую девочку. В каком городе находится памятник советскому солдату с девочкой на руках? (В Берлине)

10. Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это?  (Вечный огонь)

11. Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в городе-герое Волгограде. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире. («Родина-мать»)

12. На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали? (Воздушные победы – количество сбитых вражеских самолётов)

13. Каким женским именем называли грозное оружие, наводившее ужас на немцев? (Катюша)

14. Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды, движения для борьбы с захватчиками? (Партизаны)

15. Какое памятное событие из истории Великой Отечественной войны произошло 2 февраля 1943?

(Окончание битвы под Сталинградом)

16. Назовите дату Блокады Ленинграда? (8 сентября 1941 – 27 января 1944)

17. Какой медалью были награждены все участники войны с 1941 по 1945 годы?

(Медаль «За победу над Германией»)

18. Когда была освобождена г.Москва?  (20 апреля 1942 года.)

19. Какое звание присваивалось всем военнослужащим Советской Армии за героический подвиг?

(Герой Советского Союза)

20. В честь какого героя светского союза названа наша школа и школьный музей Великой Отечественной войны? (Ивана Яковлевича Илюшина)

21. Кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом 30 апреля 1945? (Знамя Военного совета 3-й ударной армии было поручено водрузить разведчикам полка – М.В.Кантария и М.А.Егорову. Они вместе с группой бойцов во главе с лейтенантом Брестом при поддержке роты Сьянова взобрались на крышу здания и в 21 час 50 минут 30 апреля 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом)

22. Как называлась операция, которая обеспечила прорыв блокады Ленинграда? (Искра)

Ведущий: Только одна дорога связывала блокированный город с Большой Землёй. Эта дорога шла по воде Ладожского озера. 125 километров надо было проплыть, чтобы можно было достигнуть противоположного берега. Опасен для барж такой длинный путь. Бьёт по ним вражеская артиллерия, бомбит фашистская авиация, подстерегают немецкие суда. Речники старались вести караваны барж ночью, чтобы вражеские лётчики не увидели их.

Ведущий: Но не все корабли приходили к берегу без жертв и потерь. Фашистские самолёты постоянно охотились за нашими судами. Ходили тогда небольшие суда - тендеры. Они были окрашены под цвет воды, заметить их с большой высоты было трудно.

Ведущий:  Ладога - Дорога Жизни (Наталья Смирнова)

Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни!

Ведь ровно семь десятков лет назад

По Ладоге ледовая дорога

Пробита в осажденный Ленинград.

Дорога Жизни узким коридором

Протянута по ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город

В том страшном и чудовищном аду.

Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград.

А город наш, израненный, голодный,

Не сдавшийся проклятому врагу,

Как ждал он этот хлеб в цехах холодных

Под артобстрелом в лютую пургу!

Дорога Жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,

Стою и вдаль задумчиво смотрю,

От всех послевоенных поколений,

Как Бога, я тебя благодарю.

Ведущий: Наступила глубокая осень. Ладога покрылась льдом. Маленькие суда ходить по озеру уже не могли. Как теперь доставлять в Ленинград хлеб и оружие? С каждым днём морозы становились сильнее. Лёд на Ладоге стал толще, но выдержать вес машины не мог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасёт сотни людей.

Ведущий: Проверили толщину льда и решили: машина не пройдёт, но сани с небольшим грузом лёд, может быть, и выдержит. Утром 20 ноября на восточный берег, в Кобону, тронулся конный обоз в 350 саней. К вечеру обоз достиг восточного берега. Чтобы лёд выдержал груженый обоз, на сани складывали по 5 мешков муки. Тронулся обоз к западному берегу. Подводчики идут кто где. Одни - впереди, смотрят, нет ли промоин, другие с боков - проверяют, нет ли трещин на льду, третьи помогают лошадям сани тянуть. Мороз  -20, и ветер в лицо. Тяжело тянуть голодным тощим лошадям груженые сани. Некоторые лошади совсем выбились из сил. Командир батальона приказал облегчить груз таким лошадям. Подводчики оставили на санях по 2 мешка, остальные бросили на лёд. Завтра эти мешки подберут другие подводчики.

21 ноября утром обоз подошёл к западному берегу.

Ведущий:   В ночь на 22 ноября, когда над Ладогой бушевала пурга, на лёд впервые сошла большая колонна машин. Машины шли в  Кобону за продовольствием. Страшен неизведанный путь! Трещит, прогибается, под машинами лёд. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула.

Ведущий:

В пальцы свои дышу –
Не обморозить бы.
Снова к тебе спешу
Ладожским озером.

Фары сквозь снег горят,
 Светят в открытый рот.
 Ссохшийся Ленинград
 Корочки хлебной ждет

Не повернуть руля,

Что-то мне муторно...
Близко совсем земля,
Ну что ж ты, полуторка?..
А. Розенбаум.

Видеоролик из к/ф «Ладога».        

Ведущий: Много лет спустя, когда война кончилась, водолазы подняли эту машину со дна. Её установили на берегу Ладожского озера, в посёлке Ясиновец. Никто не пройдёт сегодня мимо неё, всякий остановится послушать рассказ, как на таких машинах бесстрашные водители спасали ленинградцев от голодной смерти.

Ведущий: Больше 2-х лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои прострелянные машины. Но все равно в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, нет сахара, нет овощей.

Ведущий: Суточная норма хлеба на одного человека - 125 граммов. Представьте хлебную карточку: бумажный листочек, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паёк. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех 5 -и слагаемых, - каждый скажет, недостаточно этого для жизни. 125 граммов. 250 - по карточкам рабочих. Ленинградская блокадная карточка. На каждой надпечатка: «При утере карточка не возобновляется». Суровая мера, но необходимая. Продовольственная карточка являлась единственным источником получения продуктов. Она была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства.

Сценка «Сокровище времен блокады» (из видеоролика #жить)

Ведущий: Город жестоко голодал - весь город, без исключения. Чем же восполняли недостатки продуктов? В столовых варили кисели из неведомых кулинарам растений. Ботаники Ленинградского Университета определили, что лишайники Карельского перешейка «в принципе могут считаться съедобными».  А студни и желе из них показались даже вкусными. Но скоро стало ясно, что запасы такого сырья крайне незначительны. Доцент Лесотехнической академии В.П. Мальчевский вспомнил о желудях. Если их размолоть, подмешать в муку?.. Первый опыт учёный поставил на себе и тяжело отравился. Потом выяснили, что желуди до помола необходимо хорошо пережарить.

Ведущий: Хлеб пекли с овсяной, соевой, ячменной, кукурузной мукой, с отрубями. Потом стали добавлять к муке измельчённый жмых подсолнечника. Но запасы жмыха тоже подходили к концу. Затем по разрешению медицинских работников, стали подмешивать к муке целлюлозу. Особой полезностью она не обладала, но была безвредна. В конце ноября целлюлоза с бумажной фабрики стала поступать на хлебозавод.

Ведущий: Буханка такого хлеба была белая, имела румяную корочку, но вкус – горьковатый и травянистый. Но это был хлеб, который можно было есть.

Но даже такого хлеба не хватало. В декабре от дистрофии умерло  52 тысячи 881 человек; в 5 раз больше, чем в ноябре.

Ведущий: 24 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой. На Военном совете Ленинградского фронта А.А. Жданов  внес предложение: увеличить нормы выдачи хлеба. С 24 января рабочий паёк составлял 400 граммов, на карточку служащего выдавали 300 граммов, иждивенцы и дети стали получать по 250 граммов хлеба. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади. Хлеб возвращался в дома ленинградцев...

Песня «Месяц май»

Ведущий: И везли его по той же дороге, которую называли ладожской, а позднее «Дорогой жизни», потому что она спасла тысячи жизней. По дну Ладожского озера, словно проекция Дороги жизни, пролегла её тень. Это сотни и сотни утонувших машин и саней, погибшие самолёты (почти 400 Фашистских!), это тысячи героев ледовой трассы.

Ведущий: Как просто сейчас проехать по этой дороге. Только мемориальные столбы напоминают, что это не простая дорога, это «Дорога жизни».  Каждый год 22 ноября сюда приезжают ветераны, целуют лёд, поклоняются тем, кто погиб, защищая других. Люди, убелённые сединами, застывают в скорбном молчании.

Учитель: Что вспоминают они? Каждый своё. И в то же время все думают об одном: «Пусть никогда не будет войны! Это не должно повториться!»



Предварительный просмотр:

1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

2. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)

3. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года. 1941-1945гг.)

4. Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета? (Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)

5. Кто принимал парад Победы? (четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков)

6.Какой праздник отмечается 23 февраля? (День защитника Отечества)

7. Где состоялся Парад Победы? (Москва, Красная площадь)

8. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

9. Советский солдат И.Масалов уже в последние дни войны вынес из боя маленькую немецкую девочку. В каком городе находится памятник советскому солдату с девочкой на руках? (В Берлине)

10. Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это?  (Вечный огонь)

11. Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в городе-герое Волгограде. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире. («Родина-мать»)

12. На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали? (Воздушные победы – количество сбитых вражеских самолётов)

13. Каким женским именем называли грозное оружие, наводившее ужас на немцев? (Катюша)

14. Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды, движения для борьбы с захватчиками? (Партизаны)

15. Какое памятное событие из истории Великой Отечественной войны произошло 2 февраля 1943?

(Окончание битвы под Сталинградом)

16. Назовите дату Блокады Ленинграда? (8 сентября 1941 – 27 января 1944)

17. Какой медалью были награждены все участники войны с 1941 по 1945 годы?

(Медаль «За победу над Германией»)

18. Когда была освобождена г.Москва?  (20 апреля 1942 года.)

19. Какое звание присваивалось всем военнослужащим Советской Армии за героический подвиг?

(Герой Советского Союза)

20. В честь какого героя светского союза названа наша школа и школьный музей Великой Отечественной войны? (Ивана Яковлевича Илюшина)

21. Кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом 30 апреля 1945? (Знамя Военного совета 3-й ударной армии было поручено водрузить разведчикам полка – М.В.Кантария и М.А.Егорову. Они вместе с группой бойцов во главе с лейтенантом Брестом при поддержке роты Сьянова взобрались на крышу здания и в 21 час 50 минут 30 апреля 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом)

22. Как называлась операция, которая обеспечила прорыв блокады Ленинграда? (Искра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . "Ладога - дорога жизни"

Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Разработка открытого мероприятия по теме "Здоровый образ жизни" (ЕДА) в 4 классах

Материал содержит: разработку урока по теме "Еда", презентационный материал....

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»...

методическая разработка открытого мероприятия "Дорогами войны", посвященного 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне

Методическая разработка подготовлена для проведения  открытого мероприятия  в 9-ом классе.  Открытый урок проведен  в форме интеллектуальной игры "Дорогами войны", посвящ...