Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Греческий театр" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Заричук Ольга Леонидовна

Методическая разработка урока по всебщей истории для 5 класса на тему "Греческий театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grecheskiy_teatr.docx344.28 КБ
PDF icon grecheskiy-teatr-web.pdf1.36 МБ
Файл maski.docx76.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Греческий театр

Планируемые УУД:

Личностные: Развивать эстетическое осознание через освоение литературного наследия народов мира, формировать чувство прекрасного.

Метапредметные: Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить в учебнике, др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема).

Предметные: Рассказывать о том, как возникли театральные представления; определять виды театральных представлений на примерах произведений древнегреческих поэтов; раскрывать значение театра в жизни эллинов

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Дайте определение понятию «культура»
  2. На какие два вида можно разделить все достижения культуры (материальная и духовная) Слайд 1
  3. Распределите в две колонки (материальная и духовная культура) указанные объекты культуры Слайды 2 - 3

Средневековый замок

Картина

Книга

Статуя

Собор

Одежда

Орудия труда

Статуя

Опера

Балет

Стол

Музыка

  1. Изучение нового материала
  1. Один известный человек говорил, что это заведение культуры начинается с вешалки. Что же может начинаться с вешалки? Слайд 4
  2. Слайд 5 Рассказ учителя: О празднике в честь Бога Диониса - Дионисиях.

Слайд 6 Сатиры – трагедия – «песнь козлов». Комедия – праздник в честь Диониса +ода

Слайд 7 Посмотрите на изображение древнегреческого театра. Как вы думаете, прообразом каких современных сооружений стал древнегреческий театр?

Слайд 8 Схема театра – скена, Орхестра, театрон

  1. Слайд 9. Работа с карточкой: Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой моложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами.  В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

  1. Слайд 10. Соревнования драматургов, а затем комедиографов

Автором мог быть только гражданин полиса

Победитель получал венок из плюща, его имя высекали на камне

Актерами были только взрослые мужчины.

1 – 2 – 3 актера + Хор. Иногда дополнительный 4-й актер. Хорег. Литургия.

Слайды 11 - 12. Менялись маски, декорации. Приходили на весь день.

  1. Работа в парах: Прочитайте текст. Расскажите о произведениях, которые писали греческие драматурги стр. 165 – 166, стр. 166 + приложение
  2. Слайд 13. Автор, напутал со сценарием и допустил несколько ошибок, давайте поможем нашим актерам и исправим их.

Мы с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Леонида, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Сегодня ей даже довелось сыграть роль Медеи в одноименной комедии Аристофана.

Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух.

  1. Слайд 14. Сравните современный и древнегреческий театры. В приведенном списке найдите общие и различные черты
  1. Представления давались один раз в год в форме состязаний
  2. Все роли исполняли только мужчины
  3. Представления идут в соответствии с афишей каждый месяц
  4. В театрах ставятся комедии и трагедии

Черты сходства

Черты различия

  1. Слайды 15 – 16. Работа с тестовыми заданиями
  2. Слайды 17 – 18. Найдите десять слов, связанных с нашей сегодняшней темой

К

П

Р

А

Р

И

С

Т

О

Ф

А

Н

О

Ы

В

А

П

О

К

Е

Р

Щ

З

К

М

С

И

Т

Ь

Б

Е

А

Х

А

Т

О

Е

Ц

Х

У

Е

Г

Н

Т

Е

Н

Е

А

Д

И

О

Н

И

С

А

Р

С

Р

А

К

И

Ц

Р

Ы

В

А

П

О

Т

Т

Т

Т

Я

В

К

Ц

У

К

Е

Н

Р

О

Р

Е

Ш

Р

Р

Э

С

Х

И

Л

А

Г

Н

Р

Л

О

П

К

В

П

О

К

Ы

Л

Е

Р

Б

Д

В

Т

Р

А

Г

Е

Д

И

Я

Т

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
  2. Слайд 19. Домашнее задание: Прочитать п. 38, отвечать на вопросы стр. 168

Сравнить строение современного российского и древнегреческого театров

  1. Слайд 20. Рефлексия. На распечатанный и прикрепленный к доске занавес приклейте маску трагедии, если урок у вас вызвал трудности, комедии, если все было понятно и интересно.

Приложения

Тема: Древнегреческий театр

Задание №1. Прочитайте текст. Выделите черты характерные для греческого театра.

Мы играли все роли в спектакле, в том числе и женские. А чтобы зрителям было понятно, кого мы играем, надевали специальные маски. Большие и ярко раскрашенные, они были хорошо видны и с верхних рядов театра. Маски закрывали не только лицо, но и голову. При взгляде на нас становилось ясно, кого мы изображаем. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой моложе, волосы и борода делаются полуседыми, юношей изображали безбородыми. Чтобы казаться выше, мы надевали на ноги специальные сандалии с очень толстыми подошвами.  В конце дня зрители должны были выбрать лучшую постановку. Её автор награждался лавровым венком и подарками. Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями

Задание №2. Автор отрывка допустил в тексте несколько ошибок. Давайте попробуем их исправить.

Мы с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор. Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Леонида, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Сегодня ей даже довелось сыграть роль Медеи в одноименной комедии Аристофана.

Задание №3. Сравните современный и древнегреческий театры. В приведенном списке найдите общие и различные черты

  1. Представления давались один раз в год в форме состязаний
  2. Все роли исполняли только мужчины
  3. Представления идут в соответствии с афишей каждый месяц
  4. В театрах ставятся комедии и трагедии

Черты сходства

Черты различия

Задание № 4.

Задание №5.

Задание № 6. Найди 10 слов, связанных с темой сегодняшнего урока

К

П

Р

А

Р

И

С

Т

О

Ф

А

Н

О

Ы

В

А

П

О

К

Е

Р

Щ

З

К

М

С

И

Т

Ь

Б

Е

А

Х

А

Т

О

Е

Ц

Х

У

Е

Г

Н

Т

Е

Н

Е

А

Д

И

О

Н

И

С

А

Р

С

Р

А

К

И

Ц

Р

Ы

В

А

П

О

Т

Т

Т

Т

Я

В

К

Ц

У

К

Е

Н

Р

О

Р

Е

Ш

Р

Р

Э

С

Х

И

Л

А

Г

Н

Р

Л

О

П

К

В

П

О

К

Ы

Л

Е

Р

Б

Д

В

Т

Р

А

Г

Е

Д

И

Я

Т

Комедия Аристофана «Птицы»

На орхестре появляются два афинянина. Они говорят, что им наскучила жизнь в родном городе: «Вот от чего в дорогу мы отправились, скитаясь, ищем тихого пристанища».

Повстречался им птичий царь Удод. Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город между небом и землей: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!»

«Я замысла не слышал остроумнее!» - отвечает Удод

Тут под музыку с криком и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счета птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, прыгают, свистят».

Хор и актеры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили камни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них бездарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, обманщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон.

Чу! Летит вестница богов – богиня Ирида. Птицы не пускают ее: « Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда! Из Зевсовых детей никто к нам не пройдет, курений сладких дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!»

 Вот оно в чем дело! Птицы перехватывают дым от жертв, приносимых людьми. Терзаемый голодом Зевс отправляет на переговоры Геракла, Посейдона и чужеземного бога Трибалла. Один их вид вызывает смех у зрителей: Геракл изображен толстяком и обжорой, Посейдон – глуповатым, а Трибалл – уродом. К тому же по-эллински он ни гу-гу и невпопад лопочет: «Аб-ра-ка-даб-ры!». Таких послов легко перехитрить!

Комедия заканчивается тем, что птичий хор восхваляет афинянина: «Тебе мы славу пропоем, богов победил ты!»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://c8.alamy.com/comp/D05JY5/tragedy-and-comedy-mask-sad-and-smile-expression-theater-symbols-D05JY5.jpghttp://c8.alamy.com/comp/D05JY5/tragedy-and-comedy-mask-sad-and-smile-expression-theater-symbols-D05JY5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

Эпоха Великих географических открытий....

Разработка урока по Всеобщей истории "Император Карл", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО

Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена ра...

Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...

Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Финикия" 5 класс

Технологическая карта, презентация и раздаточный материал к уроку...