Разработка внеклассного занятия «Путешествие в страну МУЗ»
план-конспект занятия по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кравчук Александра Александровна

Разработка внеклассного занятия «Путешествие в страну МУЗ» воспитателя Борисовой Александры Александровны, г.о. Спасск – Дальний Тема: "Путешествие в страну МУЗ Цель: формирование нравственно – эстетических качеств у школьников через знакомство и приобщение учащихся к истории, к мифам, к музыке. Задачи: • Развивать познавательный интерес; • Тренировать умение пересказывать; • Расширять и обогащать активный словарный запас; • Развивать связную речь; • Воспитывать интерес к истории; • Развивать чувство прекрасного; • Формировать эстетические и нравственные качества личности; • Учить выразительности чтения поэтического текста; • Развивать восприятие и воображение посредством визуализации музыкальных произведений; • Учить детей внимательности и усидчивости; • Развивать слуховое и зрительное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_muz.docx90.39 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного занятия «Путешествие в страну МУЗ»

воспитателя  Борисовой Александры Александровны,

г.о. Спасск – Дальний

Тема: "Путешествие  в страну МУЗ

Цель:

формирование нравственно – эстетических качеств у школьников через знакомство и приобщение учащихся к истории, к мифам,  к музыке.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес;
  • Тренировать умение  пересказывать;
  • Расширять и обогащать активный словарный запас;
  • Развивать связную речь;
  • Воспитывать интерес к истории;
  • Развивать чувство прекрасного;
  • Формировать эстетические и нравственные качества личности;
  • Учить выразительности  чтения поэтического текста;
  • Развивать восприятие и воображение посредством визуализации музыкальных произведений;
  • Учить детей внимательности и усидчивости;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание.

Подготовка,  материалы и оборудование:

  1. Свиток для Клио с перечнем вопросов для конкурса по истории (смотреть ниже).
  2. Аудио материал:
  1. записи фрагментов мелодии (примерный перечень отрывков мелодий смотреть ниже).
  2. Фонограмма мелодичной флейты.
  1. Костюмы для выступающих учениц – муз.
  2. Аудиомагнитофон для музыкального сопровождения.
  3. Наглядный материал:
  1. Название занятия – путешествия.
  2. Плакаты: «Красота спасет мир». «Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».
  3. Слова для словарной работы: Греция, Парнас, Зевс, Геракл, Орфей, Амур, Иувал, стиль, балерина, астрономия, музейон, кифара, пантомима, театр – зрелище, композитор, музыкальные инструменты.
  4. Картинки с изображением музыкальных инструментов: органа, балалайки, баяна,   трубы, гитары, арфы, дудки, скрипки, валторны, гобоя, фагота, саксофона, рояля, ударной установки.     
  5. Изображения муз: Урании, Эрато, Клио, Каллиопы, Мельпомены, Талии, Эвтерпы, Полигимнии, Терпсихоры.  
  6. Изображения отечественных и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Бетховина, Чайковского, Грига, Шуберта, Прокофьева, Дебюсси и других.
  7. Изображения с действиями в театрах: оперном, ледовом, драматическом, балетном, кукольном.
  8. Рисунки 1,2 для конкурса «Узнай музу» (смотреть ниже).

Ход и содержания занятия:

КРАСОТА

                                                                                  Людмила Козубенко

1-й чтец: Музыка, скульптуры, танцы,

Картины Репина. Серова и Ван Гога...

Живут. И времени большое колесо

Их не разрушило еще, и, слава Богу!

Сегодня ссоры, войны неспроста.

Друг друга убивают и порочат,

Но остается вечной красота.

Она вне зла, она вне дня и ночи.

Она одна мудрее мудрых всех.

Она - царица Света в нашем Мире.

И радость человеческих утех,

И наслажденье на духовном пире.

        

1-й ведущий: Великий русский писатель Федр Михайлович Достоевский говорил: «Красота спасет мир». (Показывает на надпись на стенде). Разве человек смог бы жить на земле, если б рядом с ним не были вечные ценности? Одним нравится поэзия и проза, другие предпочитают ходить в театр, музей или картинную галерею, чтобы посмотреть спектакль, полюбоваться на произведения искусства: картины, скульптуры, предметы старины. А как здорово смотреть на бездонное звездное небо и заслушиваться прекрасной мелодией,  как прекрасно слушать щебет птиц и шум волн, наблюдать за тем как красив цветок и как загадочно порхает бабочка, вслушиваться, как тихо падают листья, и идет снег, а весной распускаются почки! В эти минуты мы говорим: «Красиво!»  

        Итак, начнем наше путешествие в страну муз и представим, что мы в Греции, стране, в которой зародились многие виды искусства и наук.

2-й чтец: Древние греки верили, что с наступлением тепла на вершине священной горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки. Девять сестер, девять дочерей владыки богов Зевса. Их звали музами (= мусами), что в переводе с греческого означает «вдохновение». Музами называли богинь, покровительниц искусств и наук – всей творческой деятельности. У каждой музы было свое особое имя и свое предназначение.

2-й ведущий: ( Проговаривает и показывает на стенд, где написаны имена муз, есть изображения муз):

  • Эрато – покровительница лирической и любовной поэзии и стихов. Изображалась молодой женщиной с лирой в руках.
  • Евтерпа – сопровождала лирическую песнь. Изображали ее как молодую женщину с двойной флейтой в руках.
  • Каллиопа – муза эпической поэзии. «Каллиопа» - означает имеющая прекрасный голос. Первоначально она была богиней песнопений. Ее постоянными атрибутами были стиль (палочка для писания) и навощенные дощечки.
  • Клио – муза истории. Ее атрибутами являлись свиток папируса или пергамента. И то и другое обозначало бумагу.
  • Мельпомена – муза трагедии. Изображалась высокой женщиной с повязкой на голове, в венке из виноградных листьев, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и с мечом или палицей в другой. Мельпомена представляла весь театр в целом. Хотя была еще одна муза театра.
  • Талия – муза комедий. Изображалась в виде юной девушки в легкой одежде и в венке из плюща, с комической маской в левой руке, с пастушеским посохом (иногда с бубном) - в правой.
  • Полигимния – муза танца и музыки. Позже стала считаться еще и музой пантомимы. Изображалась без всяких атрибутов, с головой, прикрытой покрывалом.
  • Терпсихора – муза танца. В переводе с греческого «Терпсихора» значит «любящая танцы». Изображалась юной девушкой с лирой в руках. Позже «Терпсихора» стала обозначать балерину.
  • Урания – муза астрономии. Изображалась молодой девушкой с небесным глобусом в руках.

Черпая воду из ручья, музы одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились художниками и поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учеными.

3-й чтец: О, муза! Ты есть!

Спасибо, муза, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь.

Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, муза, за то,

Что ты единственное чудо

И вдохновения  душа, а не причуда,

Что для кого-то ты ничто.

Спасибо, муза, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать.

Ты есть! Я тебя благодарю!

1-й ведущий: Как и у любого бога у богинь – муз так же были свои храмы. Как вы думаете каким было их название?

Ребята: – музеи.

1-й ведущий: это сейчас музей, здание, где хранятся произведения  искусства. Предметы старины, истории, которые предназначены для наглядного просмотра посетителями. А раньше это был мусейон. Так называлось место, посвященное музам, храм муз, предназначенный только для произведений искусства, связанных с ними. Посмотрите, здесь представлены фотографии нескольких музеев мира (показать на изображения на стенде: Лувр в Париже, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный исторический музей в Москве). Сегодня, ребята,  мы познакомимся не со всеми музами, а с несколькими из названных раньше.

        

2-й ведущий: Как вы думаете, какой вид искусства имеет самое близкое отношение к музам?

Ребята: – музыка.

2-й ведущий: Слова «муза» и «музыка» издревле являются родственными, даже имеют одинаковый корень. (Включается фонограмма мелодичной флейты. Следующие слова произносятся под эту мелодию). 

Музыка.… Это Великое, никогда неувядающее искусство. Она окружает человека с древнейших  времен и по сей день. У многих народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и  героях, открывших ее людям. Древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, завороженные музыкой. Вот так еще в древности признали ее силу. (Выключается фонограмма). Послушайте стихотворение К.Бальмонта «Рождение музыки».

4-й чтец: Звучало море в грани берегов,

Когда все вещи мира были юны.

Слагались многопевные буруны, -

В них был и гуд струны, и рев рогов.

Был музыкою лес и каждый ров,

Цвели цветы – огромные, как луны,

Когда в сознании прозвучали струны.

Но звон иной был первым в ладе стонов.

Повеял ветер в тростники напевно,

Чрез их отверстья ожили луга.

Так первая свирель была царевна

Ветров и воли, смывшей берега.

        

Муза Полигимния (Ею является соответствующе одетая ученица): В Библии больше 1000 страниц, это очень объемная книга. Но уже в самом ее начале можно встретить упоминание о музыке. Говорится, что музыку изобрел праправнук Адама. Имя, которому было Иувал (показывает на стенде), что означает «протяжный звук трубы». В Библии про Иувала сказано: «он был отец всех играющих на гуслях и свирелях», - то есть прародитель всех музыкантов. Музыка – (указывает на стенд) вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от других искусств, музыка относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении музыкантов, либо когда звучит в записи из магнитофона или телевизора.

        

2-й ведущий: Но без чего не возможна музыка? Что создает ее?

        

 Ребята: – музыкальные инструменты.

        

1-й ведущий: Да, без музыкальных инструментов невозможно написание музыки композиторами, немыслимо музыкальное исполнительство. Иными словами, без музыкальных инструментов музыка практически не существует.

        Каких только инструментов не создали люди за несколько тысяч лет существования человечества! И продолжают создавать, изобретая абсолютно новые типы инструментов и совершенствуя старые образцы. Многие музыкальные инструменты группируются в семейства. Так, есть семейство струнно-смычковых во главе с царицей скрипкой. Сюда же относят и гитару, арфу, нашу русскую балалайку (показывает на имеющиеся изображения на стенде) и другие. Есть семейство клавишных, куда зачислены рояль, пианино, гармошка, баян, орган (показывает на имеющиеся изображения на стенде) и другие. Есть семейство духовых. К этому семейству относится флейта, кларнет, дудка, рожок, фагот, саксофон, валторна, труба (показывает на имеющиеся изображения на стенде) и многие другие. Существует семейство ударных. Это барабаны, литавры, тарелки, металлофон  (показывает на имеющиеся изображения на стенде) и другие.

        Музыка играет в жизни человека важную роль. Она формирует его внутренний мир, помогает правильно оценить событие, воспитывает эстетический вкус. Выдающийся скульптор Коненков говорил: «Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».

        Музыка выражает самые высокие чувства и самые тонкие переживания. Трудно представить себе человека, который бы ее не любил. Только понимание музыки бывает разным: поверхностным или глубоким. Да и музыка бывает разная – серьезная и легкая. Легкую музыку слушать и понимать легче. Это песня, танцевальная мелодия. Такая музыка нужна человеку, она поднимает настроение, легко запоминается.  Музыка Баха, Моцарта, Бетховина, Чайковского, Грига, Шуберта, Прокофьева, Дебюсси (показывает на имеющиеся изображения на стенде) и многих других классических композиторов – это серьезная музыка. Ее надо научиться понимать. А для этого нужно не просто слушать музыку, но и внимательно в нее вслушиваться. Чем богаче наш слуховой опыт, тем лучше мы понимаем музыку.

2-й ведущий: Современная музыка богата разнообразными жанрами. О них вы беседовали на других занятиях, на уроках музыки. Сейчас же, ребята, мы прослушаем отрывки из различных жанров музыки, и вы должны определить, к какому жанру он относится.

Конкурс знатоков музыкальных жанров. Отгадывание жанров по отрывкам мелодий по заранее сделанной записи:

  1. фрагмент. Классическая музыка. Композитор Сибелиус. Вальс.
  2. фрагмент. Современная эстрадная песня. Жанр: попса. Группа «Фабрика».
  3. фрагмент. Колыбельная.
  4. фрагмент. Музыка природы. Звуки воды: дождя или реки.
  5. фрагмент. Марш праздничный. Композитор Элгар.
  6. фрагмент. Музыкальное сопровождение для частушки.
  7. фрагмент. Песня для детей из мультфильма.
  8. фрагмент. Современный жанр: рок. В исполнении группы «Рамштайн» и Земфиры.

2-й ведущий: мы прослушали лишь несколько музыкальных примеров музыки. Но их еще очень много. Какие жанры музыки вы еще знаете?

Дети отвечают, вспоминая жанры.

1-й ведущий: Давайте сделаем глубокий вдох. Закройте  глаза, (включается фонограмма классической музыки), расслабьтесь, отвлекитесь от наших осенних будней. Мы переносимся в далекую страну Грецию. Там очень тепло. На берегах рек ветер колышет листья финиковых пальм. Спелые апельсины в садах налиты соком и ждут, когда начнется сбор урожая. Экзотические птицы фламинго мирно ходят по воде. Их так много, что вода и полуденный воздух кажутся ярко розовым, даже коралловым от взмахов крыльев. Нам так легко, хорошо нежиться под жарким солнцем на теплом песке, что невольно хочется раствориться в природе и остаться там беззаботно отдыхая на пляже. Но пора возвращаться назад. Сильно зажмурьте глаза. Открывайте.

 Так было много лет назад в древности. Так есть и сейчас в современности, но лишь в заповедных местах или курортных зонах. И сегодня по воде уже плавают не деревянные лодки, а быстроходные суда. На асфальтированных дорогах мчатся тысячи машин. А все, что было в прошлом, стало историей.          

5-й чтец: Сама история, придя к нам в гости,

В сей день и час повелевает нам

Отвлечься от мирских тревог и горестей,

Сейчас историю преподнесет всем вам.

История – наука сложная,

История – наука нужная.

И лишь история сама

Судьею может быть на все века!

Конкурс «Юный историк». (Выходит Клио со свитком в руках, на котором начертаны вопросы, связанные с историей).

        

Муза Клио (Ею является соответствующе одетая ученица): Я загадаю вам вопросы и посмотрю, хорошо ли вы знаете историю.

  1. В Древней Греции женщины, у которых во время боя погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину.  Почему это так волновало матерей сраженных воинов?

Ответ: Если сын был ранен в грудь, то женщины гордились ими, хоронили с почетом, ведь их сыновья погибли, сражаясь лицом к лицу с врагом. Если же видели раны на спине, то стыдились, считая, что те бежали от врага.

  1.  Как звали мифического певца, искусным пением которого заслушивались и боги, и люди, и звери, и природа? Ответ: Орфей.
  2.  При царе Иване Грозном были выпущены монеты, на которых был изображен всадник с копьем в руке. Название этих монет употребляется в нашем словаре до сих пор. Как назывались эти монеты?

Ответ: Копейки.

  1. Полет  Юрия Гагарина произошел в: 1900 г., 1948 г., 1961 г., 2006 г.?
  2. Начало Второй Мировой Войны свершилось в: 1937 г., 1939 г., 1941 г., 1945 г.?
  3.  Изобретателями этого предмета считаются древние египтяне. Его внешний вид отражал положение владельца в обществе, так как он возвышал владельца над другими людьми. Им обладал только богатый и могущественный человек. В России он стал широко использоваться при Петре 1. сейчас без этого предмета невозможно представить ни комнату, ни класс. Для нас это обыденный предмет из повседневной жизни.

 Вопрос: Что это за предмет? Ответ: Стул.        

  1. Как называется учреждение, где выставлены произведения искусства, древности и старины или вещи, чем-либо памятные людям? Ответ: Музей.
  2. В Древней Греции каждый город чеканил свои монеты, и изображения на них были разнообразны. На многих чеканили виноградную кисть, рыбу, колос, плуг. Это все отображало хозяйственную жизнь этих городов. Но один маленький городок чеканил на своих монетах изображение муравья. Что символизировало это изображение?

Ответ: Муравей на монетах символизировал размеры этого маленького городка.

  1. Страна, которая является исторически значимой, так как в ней зародилось большинство современных видов искусства и наук. В ней жили музы? Ответ: Греция.

2-й ведущий: Это были вопросы от Клио. Музой чего, какой науки она является?

         

Ребята: Клио – это муза истории.

2-й ведущий: С очень древних времен, ребята,  существует такой вид искусства как театр. Театр! В этом особом и прекрасном мире все необычно. В театре мы окунаемся в мир, существующий только на сцене. Не выходя из зрительного зала, мы можем побывать в разных частях планеты, в разных эпохах, среди разных людей. Театр может вернуть на много лет назад и поможет заглянуть в будущее. (Выходит Мельпомена).

        

Муза Мельпомена (Ею является соответствующе одетая ученица): Само слово «театр» возникло от греческого слова, что в переводе на русский язык означает зрелище.

Еще в первобытном обществе человек разыгрывал мимические сценки, посвящая их богам, природе. Эти представления сопровождались сложной пантомимой, музыкой, пением, танцами. Позже в Греции стали распространяться обряды карнавального типа. Они посвящались богам и героям, таким, например, как Геракл. Обычных людей в постановках изображал хор. Постепенно, наряду с религиозными мотивами, на сцене появились сюжеты, взятые из повседневной жизни. Поначалу в театрах выступал только один актер. По мере возрастающего интереса к театру количество действующих лиц увеличили до 3-х. Причем актерами были только мужчины, которые играли и женские роли. Театр в Греции был государственным учреждением, как школы и магазины, сооружался всегда под открытым небом и был огромных размеров. Наряду с трагедией и комедией, которые ставились на сценах, были популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. В мимах могли выступать и женщины. В отличие от других  театральных постановок, здесь актеры играли без масок.

1-й ведущий: Сегодня театры – это практически всегда здания, куда мы приходим увидеть отражение своей жизни. Театр – это всегда действующее, живое, текущее во времени искусство. На театральной сцене говорят не только люди, но и животные, и даже неодушевленные предметы. Сценическое искусство возникает каждый раз заново в момент встречи театра со своим зрителем, которому дарует оно  чувство сопереживания, эмоционального соучастия в самом процессе творчества, в котором участвует огромная армия людей: писателей, режиссеров, композиторов, художников, хореографов, гримеров и костюмеров, актеров.

        Актеры говорят на разных языках. В оперном спектакле артисты споют про своих героев (показывает), в балетном – все мысли, чувства, переживания героев выразят языком танцевальных движений (показывает), в драматическом  театре они будут разговаривать, «как в жизни». В театре на льду выступают фигуристы. В кукольном - артисты возьмут к себе в помощники кукол.

        

2-й ведущий: Ребята! Сегодня вы познакомились с богинями, которые покровительствовали творческим людям, а может, вдохновляют на творчество и по сей день. Как звали этих муз?

        

Ребята: Клио, Каллиопа, Мельпомена, Терпсихора, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Урания.

1-й ведущий: Давайте попробуем вместе разобраться, где какая муза изображена на рисунках, представленных на стенде. Здесь их 9. Их можно узнать по характерным атрибутам. Я буду зачитывать вам эти характеристики, а вы попробуйте узнать, кто есть кто (Конкурс «Узнай музу», рисунки 1,2.).

  1. Муза лирической, любовной поэзии Эрато часто изображается вместе с ангелом-мальчиком Амуром, разбивающим сердца людей стрелами, которые он мечет из лука.
  2. Трагическая маска, лавровый венок у музы трагедии Мельпомены.
  3. Терпсихора – муза танцев, ударяет по струнам древней арфы.
  4. Муза истории Клио всегда изображается со свертком пергамента в руке.
  5. Комическая маска, пастуший посох – атрибуты музы комедии Талии.
  6. Муза эпоса Каллиопа держит в руках навощенную дощечку и острую палочку для письма на ней.
  7. Муза лирической поэзии и музыки Эвтерпа всегда с флейтой.
  8. Муза гимнов и ораторов Полигимния не имеет никаких атрибутов, но ее легко узнать по задумчивому взгляду и по тому, как она опирается о скалу.
  9. Наконец, Урания – муза астрономии: у ее ног глобус, а в ее руках указка.

Ребята выходят к рисункам и показывают каждую узнанную ими музу.

1-й ведущий: Наше путешествие в страну МУЗ подошло к концу. Я думаю, ребята, вы сегодня узнали много интересного и занимательного для вас. Что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети отвечают.

2-й ведущий: Думаю, сегодня в нашем «Путешествии в страну МУЗ» вы узнали много интересного и полезного для себя. Спасибо за внимание.

1-й ведущий: Всем удачи, успехов. До новых встреч!

Конкурс «Узнай музу»

IMG

Рисунок 1.

IMG_0002

Рисунок 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Внеклассное заняти "Путешествие в страну здоровья"

Разработка внеклассного мероприятия, на котором дети учатся как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как беречь зрение, слух, сохранить здоровыми зубы и мног...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Внеклассное занятие "Путешествие в страну Математики"

Внеклассное занятие рекомендовано для обучающихся 5-6 классов коррекционной школы 8 вида...

Внеклассное занятие "Путешествие по стране Нескучная Математика"

Внеклассное коррекционно-развивающее занятие по математике в 5-9 классах коррекционной школы 8 вида "Путешествие по стране Нескучная Математика"...

Внеклассное занятие " ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИТАМИНИЮ"

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВИТАМИНИЮ Цели: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека; Задачи: •Образовательные: Совершенствовать практические умения и навыки учащихся: - познакоми...