Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Галикеев Нияз Наилевич

Рабочая программа по истории 8 класс/2019-2020 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Габдуллина Л.Р./

Протокол №   ____

от «____» __________201__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________/Базилевских Н.А/

от «____» _________ 201__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________________/Юнусов Д.Р. /

Приказ №  _______________

от «____»   _________  201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 8 А, Б класса

Галикеева Нияза Наилевича,

учителя без квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2019 год

Планируемые результаты

Личностные:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

- Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные:

Регулятивные:

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности);

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные:

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- критически оценивать содержание и форму текста;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные:

- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания;

- умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

- имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

- основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретѐнные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчѐтов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять своѐ отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

- использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание

История Нового времени (24 часа)

Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Европейская культура в XVIII вв. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.

Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

История России и история Татарстана и татарского народа (Региональный компонент) (46 часов)

Россия в конце XVII - XVIII ВЕКАХ: от царства к империи

Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования Петра I в области культуры.Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Региональный компонент.

Административно – территориальные изменения в Казанском крае. Казань – столица губернии. Местное управление. Социально – экономическое развитие края. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурного производства. Суконная мануфактура. Казанское адмиралтейство. Промыслы. Торговля.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Региональный компонент.

Социальные последствия петровских преобразований для народов Поволжья. Создание новокрещенской конторы и ужесточение политики христианизации народов Среднего Поволжья.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону.Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов.Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.

Региональный компонент. Участие народов края в социальных выступлениях XVIII в. Татары соратники Е.Пугачева. Изменения правительственной политики по отношению мусульман. Указ о веротерпимости. Создание духовного управления мусульман. Образование Татарской ратуши.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Региональный компонент. Культура XVIII в. Просвещение, появление светских учебных заведений. Первая Казанская гимназия. Мектебы и медресе. Развитие русской литературы.

Казанский государственный публичный театр. Татарская литература. Жизнь и быт народов края.

Народы России в XVIII в.

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

История Нового времени

1.

Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в.

24

Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.); факты, относящиеся к международным отношениям в XVII – XVIII вв. (в форме таблиц, тезисов).

Составлять характеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции.

Объяснять какие интересы лежали в основе конфликтов и войн XVII –XVIII вв.; в чем заключались идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников), в чем заключалось значение научных открытий и технических изобретений в XVIII в., и называть их.

Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм; значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент, якобинцы, жирондисты, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина.

Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях;

Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе в XVIII в., прослеживать как оно изменялось на протяжении данного периода; предпосылки Просвещения в европейских странах; причины и предпосылки Французской революции; основные течения в лагере революции, политические позиции их участников; художественные стили в

европейские искусства в XVIII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы.

Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие.

Высказывать оценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников).

2.

Россия в эпоху преобразований Петра I

12

Показывать на исторической карте районы народных движений.

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту; причины, участников и итоги восстаний в эпоху Петра Великого; основные преобразования в области культуры и быта; важнейшие преобразования Петра Великого и

Систематизировать материал в форме таблицы «Петровские преобразования»;

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительных материалов и др.); характеристику Петра Великого.

Давать оценку итогов социальной политики Петра I.

Объяснять в чем заключались предпосылки петровских преобразований; причины Северной войны; смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне; сущность царских указов о единонаследии, подушной подати; цели Прутского и Каспийского походов.

Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики Петра I.

Учувствовать в подготовке и проведении игры – путешествия «Петровский Петербург»; в дискуссии о значении деятельности Петра I в российской истории.

Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I.

3.

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

3+4

Рассказывать об участии России в семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны.

Высказывать и обосновывать

Разъяснять особенности религиозной политики в крае, ее изменения и последствия.

Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.

Характеризовать социальные последствия реформ Петра I для народов Поволжья.

Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

Раскрывать события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Выявлять особенности создания и развития (социально-экономического и политического в крае в указанную эпоху)

4.

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I

12+3

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России; об экономическом развитии страны, используя исторические карты как источник информации; о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов из истории края); об общественной мысли в России во второй половине XVIII в. и характеризовать деятельность Н.И. Новикова и А.И. Радищева.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева; на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII

в, места сражений в Русско-Турецких войнах.

Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая как материалы учебника, так и дополнительные источники информации.

Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения.

Описывать изменения религиозной политики в крае и ее последствия.

Объяснять причины и цели участия народов Поволжья в восстании Е. Пугачева

Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм (с привлечением знаний из всеобщей истории); причины восстания Е. Пугачева и его значение; цели и задачи, итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.

5.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

4+3

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.

Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.

Систематизировать материал о достижениях культуры в форме таблиц и т.п.

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, найденных в интернете, а также непосредственного наблюдения (включая региональный компонент).

6.

Россия при Павле I

3

Характеризовать основные мероприятия внешней и внутренней политики Павла I.

Составлять исторический портрет личности Павла I на основе информации из учебника и дополнительных источников; исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова и оценивать их деятельность.

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск.

7.

Народы России в XVIII в.

2

Характеризовать основные мероприятия внешней и внутренней политики Павла I.

Составлять исторический портрет личности Павла I на основе информации из учебника и дополнительных источников; исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф.Ушакова и оценивать их деятельность.

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск. 

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

8 А

8 Б

Раздел Новая история (24 часов)

Страны Европы и Северной Америки в ХVIII в.

1

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства.

1

1 неделя

1 неделя

2

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: положение сословий.

1

1 неделя

1 неделя

3

Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в.

1

2 неделя

2 неделя

4

Французская революция XVIII в.: причины, участники.

1

2 неделя

2 неделя

5

Французская революция XVIII в.: Начало и основные этапы революции.

1

3 неделя

3 неделя

6

Французская революция XVIII в.: Политические течения и деятели революции.

1

3 неделя

3 неделя

7

Французская революция XVIII в.: Программные и государственные документы

1

4 неделя

4 неделя

8

Французская революция XVIII в.: Революционные войны.

1

4 неделя

4 неделя

9

Французская революция XVIII в.: Итоги и значение революции.

1

5 неделя

5 неделя

10

Контрольная работа по теме «Великая Французская революция»

1

5 неделя

5 неделя

11

Война североамериканских колоний за независимость.

1

6 неделя

6 неделя

12

Образование Соединенных Штатов. Америки; «отцы-основатели».

1

6 неделя

6 неделя

13

Контрольная работа по теме «Образование Соединенных Штатов. Америки»

1

7 неделя

7 неделя

14

Европейская культура в XVIII вв.

1

7 неделя

7 неделя

15

Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм).

1

8 неделя

8 неделя

16

Становление театра.

1

8 неделя

8 неделя

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Европейская культура XVIII вв.: мировые шедевры»

1

9 неделя

9 неделя

18

Международные отношения середины XVII—XVIII в.

1

9 неделя

9 неделя

19

Европейские конфликты и дипломатия.

1

10 неделя

10 неделя

20

Семилетняя война.

1

10 неделя

10 неделя

21

Разделы Речи Посполитой.

1

11 неделя

11 неделя

22

Колониальные захваты европейских держав.

1

11 неделя

11 неделя

23

Итоговая контрольная работа за курс Новой истории

1

12 неделя

12 неделя

24

Анализ контрольной работы. Итоговое повторениею

1

12 неделя

12 неделя

История России и история Татарстана и татарского народа (46 часов)

Россия в эпоху преобразований Петра I (12 часов + 2 часа региональный компонент)

25

Россия и Европа в конце XVII в.

1

13 неделя

13 неделя

26

Причины и предпосылки преобразований. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

1

13 неделя

13 неделя

27

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований.

1

14 неделя

14 неделя

28

Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

1

14 неделя

14 неделя

29

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

1

15 неделя

15 неделя

30

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

1

15 неделя

15 неделя

31

Административно – территориальные изменения в Казанском крае. Казань – столица губернии. Местное управление.

1

16 неделя

16 неделя

32

Социально – экономическое развитие края. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурного производства. Суконная мануфактура. Казанское адмиралтейство. Промыслы. Торговля.

1

16 неделя

16 неделя

33

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

1

17 неделя

17 неделя

34

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

1

17 неделя

17 неделя

35

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

1

18 неделя

18 неделя

36

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

1

18 неделя

18 неделя

37

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

1

19 неделя

19 неделя

38

Контрольная работа на тему: «Российская империя при Петре I»

1

19 неделя

19 неделя

После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» (3 часа + 2 часа региональный компонент)

39

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

1

20 неделя

20 неделя

40

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

1

20 неделя

20 неделя

41

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

1

21 неделя

21 неделя

42

Социальные последствия петровских преобразований для народов Поволжья.

1

21 неделя

21 неделя

43

Создание новокрещенской конторы и ужесточение политики христианизации народов Среднего Поволжья.

1

22 неделя

22 неделя

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II (12 часов + 3 часа)

44

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи.

1

22 неделя

22 неделя

45

Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

1

23 неделя

23 неделя

46

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.

1

23 неделя

23 неделя

47

Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

1

24 неделя

24 неделя

48

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

1

24 неделя

24 неделя

49

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов.Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

1

25 неделя

25 неделя

50

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

1

25 неделя

25 неделя

51

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

1

26 неделя

26 неделя

52

Участие народов края в социальных выступлениях XVIII в. Татары соратники Е.Пугачева.

1

26 неделя

26 неделя

53

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко.

1

27 неделя

27 неделя

54

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

1

27 неделя

27 неделя

55

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.

1

28 неделя

28 неделя

56

Изменения правительственной политики по отношению мусульман.

1

28 неделя

28 неделя

57

Указ о веротерпимости. Создание духовного управления мусульман. Образование Татарской ратуши.

1

29 неделя

29 неделя

58

Контрольная работа: «Правление Екатерины II»

1

29 неделя

29 неделя

Россия при Павле I (3 часа)

59

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

1

30 неделя

30 неделя

60

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

1

30 неделя

30 неделя

61

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

1

31 неделя

31 неделя

Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (4 часа + 3 часа региональный компонент)

62

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

1

31 неделя

31 неделя

63

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

1

32 неделя

32 неделя

64

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

1

32 неделя

32 неделя

65

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф.Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

1

33 неделя

33 неделя

66

Культура XVIII в. Просвещение, появление светских учебных заведений. Первая Казанская гимназия. Мектебы и медресе. Развитие русской литературы.

1

33 неделя

33 неделя

67

Казанский государственный публичный театр.

1

34 неделя

34 неделя

68

Татарская литература. Жизнь и быт народов края.

1

34 неделя

34 неделя

Народы России в XVIII в. (2 часа)

69

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу

1

35 неделя

35 неделя

70

Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

1

35 неделя

35 неделя

Лист изменений в тематическом планировании

записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам.

директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...