Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».
методическая разработка по истории (5, 6 класс)

Осадченко Наталья Валерьевна

Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti-geroi_voyny.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий исторической, литературной, музыкальной композиции, посвященной детям – героям Великой Отечественной войны «Стояли со взрослыми рядом».

Подготовили: учитель истории Воейкова В.Н., учитель истории Осадченко Н.В.

Цели и задачи.

-образовательные:

1) ознакомление учащихся 5 -7 классов с событиями Великой Отечественной войны;

2) освещение подвигов юных героев;

3) получение фактов по истории блокады Ленинграда;

-воспитательные:

1) воспитание чувства гордости за дела своих сверстников в годы войны;

2) раскрыть личностную и социальную значимость для современных школьников героизма детей войны;

3) воспитание чувства патриотизма, готовности защищать свою Родину;

-развивающие:

1) познакомить учащихся со стихами и песнями , посвященными войне, детям войны;

2) помочь осмыслить понятия: героизм, патриотизм;

Оборудование:

  1. Портреты пионеров-героев;
  2. Слайды, иллюстрирующие каждый фрагмент сценария;
  3. На сцене плакат: «Стояли со взрослыми рядом»!
  4. Фонограммы песен: «Рисуют мальчики войну»., «До свидания, мальчики»., «Стояли со взрослыми рядом».  

1 чтец: До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, прыгали, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час- они показали , каким огромным может быть маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

2 чтец. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не содрогнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

3 чтец. Воюющих ребят не могло быть много. Война не детское занятие. Но и те тысячи ребят, которым пришлось пройти по дорогам войны, вписали в ратную летопись свою славную страницу. Защита родной страны стала осмысленным делом. Оказывается в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождение партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дома к заводу!

4 чтец. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой страны, было в судьбе ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

5 чтец. Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать, сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней .

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал, прижав к груди уснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть еще другие, что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть родной земли.

Звучит песня «Рисуют мальчики войну».

6 чтец. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско – молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях., распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

  …стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение, ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и  в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее…

   Отважна юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

7 чтец. Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик уже ушел  к партизанам.

   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната . брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их в Москву самолетом.

   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под село Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит у него под ногами земля, что не будет ему пощады…

   2 апреля 1944 года был опубликован указ президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру- партизану Лене Голикову звания  Героя Советского Союза.

   

8 чтец. …война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютоват.

   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал вовражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

  Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировали железную дорогу.

  Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и … себя.

   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

9 чтец. За операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса к  правительственной награде представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела…

     Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться домой не успела – деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства

Э пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

    В штабе 6-й Калининской бригады майор П.В.Рындин вначале отказался принять «таких маленьких»: ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся к большаку, что за поезда и с каким грузом движутся к станции Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях…

   Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны I степени стоит горькое слово «посмертно».

10 чтец. Юлия Друнина. В школе.

Тот же двор, та же дверь, те же стены,

Так же дети бегут гуртом.

Та же самая «тетя Лена»

Суетится возле пальто.

В класс вошла. За парту села,

 Где училась я десять лет.

На доске написала мелом:

X+Y=Z.

И припомнила:

Хмурым летом, бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

11 чтец. Когда в стране развернулось движение за создание танковых колонн, пионеры сел и городов задумались, а какое участие они могут принять. Появилось много различных инициатив. Так 1 сентября 1941 года учащиеся 102 школы Кировского района города Горького обратились ко всем пионерам и школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Пионер». Их поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых пионеры брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав. В сельских школах -  работать в звеньях и бригадах и все заработанные деньги перечислить на счет танка «Пионер». Прошло несколько месяцев, и 250 тысяч рублей были собраны. На Горьковском заводе на них построен танк, который 18 января в парке Кировского района был передан танкистам. Как же радовались ребята, когда узнали, что их танк успешно бьет немецко – фашистских захватчиков.

Звучит песня «Стояли со взрослыми рядом»…

12 чтец. Понятие дети и война не совместимы. Однако юным ленинградцам – детям блокадного Ленинграда пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым, они не понимали, что происходит.  Почему нет папы, почему плачет мама, почему постоянно хочется есть, почему по сигналу тревоги , визгу сирены нужно бежать в бомбоубежище. Много детского «почему». Но детским чутьем они понимали, что в их дом пришла беда. Когда в сентябре1941 года замкнулось кольцо блокады, в городе оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников.

13 чтец. Но город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту родного города дети и подростки. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

14 чтец. Этот город в дыму

              Этот город в крови

              Эти дети забыли о хлебе и доме,

              И о маме, и радости, и о любви.

              А кругом только боль, город плачет и стонет.

             Он пытается выжить, позабыв о себе

             Те мальчишки, девчонки, простые ребята

             Свое детство отдали всеобщей борьбе

             Их мелодии – жутких взрывов раскаты.

             Их любовь – пайка хлеба да холодный глоток,

             Из игрушки – осколки от мин и снарядов.

             Их прическа – волос не уложенных клок

             Их кумиры – вожди пионерских отрядов.

15 чтец. Главным подвигом юных жителей была учеба. 39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Почти в каждой школе систематически училась только четвертая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе многие дети лежали дома и не могли посещать школу. Но учеба шла, шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков для бойцов ленинградского фронта. А весной у школьников началась «огородная жизнь». Когда прошла первая, самая тяжелая блокадная зима, город понемногу оживал. В школах шли экзамены. Многие ребята побледнели, исхудали, у многих появились голодные отеки. Дистрофия коснулась почти каждого. У большинства детей были признаки цинги. Не лучше выглядели и учителя.

16 чтец. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12 -15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские ракеты и снаряды. Что бы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них делали деревянные подставки. Когда позже на предприятия стали приезжать представители с фронта, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами «Не уйду, пока не выполню норму».

17 чтец.

И зажатые в холоде, страхе и мраке,

Они видят свой город, уставший во сне

 Но вздыхают и в лучшее верят, однако

И зимою их мысли о теплой весне.

И пусть город в дыму, даже смерть и разруха

Не сумеют их радости жизни лишить.

Эти дети блокадного, горького духа,

Им бы только дожить, им бы только дожить.

   

18 чтец. 12- летняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницы и писали об одном – об ужасе фашизма и погибли эти две девочки, не дождавшись победы – Таня в июле 1944 года, Анна в марте 1945 года. Дневник Тани Савичевой не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм. Сегодня дневник Тани Савичевой выставлен в музее истории Ленинграда.

     Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала факты своей жизни – трагические визиты смерти  в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь. «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 марта в 7 часов 30 минут утра 1942 года . Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

19 чтец.

Девочка руки протянула

И головой на край стола

Сначала думали – уснула,

А, оказалось, умерла.

 

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

В блокадных днях мы так и не узнали

Меж юностью и детством, где черта

Нам в 43 выдали медали,

И только в 45 –м паспорта.

И в этом нет беды…но взрослым людям

Уже прожившим многие года

Вдруг страшно оттого, что мы не будем

Ни старше , ни взрослее, чем тогда.

20 чтец. Героизму юных пионеров в Великой Отечественной войне посвящен памятник в городском детском парке (в Таврическом саду). Инициатива сооружения монумента принадлежит школьникам 58 школы. Деньги, внесенные в фонд строительства, дети заработали на субботниках. Памятник заложен 9 ноября 1957 года, а через 5 лет состоялось его открытие. Возле стены небольшая группка ребят. В поднятой руке одного мальчика зажаты концы развернутого знамени, ещё один с автоматом. На стене – крупные буквы- «Юным героям обороны города Ленина», на другой стороне стихи:

«Мужеству, воле отважных,

Подвигам их беззаветным,

Всем пионерам –героям

Памятник этот воздвигнут

Ленинцев юных руками».

Школьники были активными строителями ещё одного памятника –«Цветка жизни» , что вырос на бывшей дороге жизни у поселка Ковалево. Этот памятник детям – жертвам блокады. 14 –ти метровый цветок из стали и бетона , на лепестках которого вырублены слова «Пусть всегда будет солнце».

21 чтец. Роберт Рождественский. Реквием.

Помните!

Через века,

                   Через года-

Помните!

О тех,

Кто уже не придет

                               никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

             сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

             будьте

                       достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

мечтой и стихами,

жизнью

            просторной,

каждой

             секундой,

каждым

             дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца

                       стучаться,-

помните!  

Какою

ценой

 завоевано счастье, -

пожалуйста,

                 помните!

Песню свою

                отправляя в полет, -

помните!

О тех,

Кто уже никогда

                            не споет, -

помните!

Детям своим

             расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

          детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

                         бессмертной

                                               земли

помните!

К мерцающим звездам

                                       ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

люди земли.

Убейте войну, прокляните войну,

люди земли!

Мечту пронесите

                                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

                             никогда, -

заклинаю,-

помните!    

     

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны

Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...

«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)

Цель:  Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...

Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы

Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой  Победы  «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...

Литературно-музыкальная композиция: «Советская культура периода Великой Отечественной войны».

Литературно-музыкальная композиция: «Советская культура периода Великой Отечественной войны». Можно использовать для внеклассного мероприятия и для интегрированного урока истории и литературы....