Главные вкладки

    Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
    план-конспект урока по истории (7 класс)

    Ижетникова Екатерина Владиславовна

    На уроке истории в 7 классе ученики формируют представления о том, что развитие хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки для возрождения сельского и городского хозяйства на Руси; знакомятся со значением терминов «десятина», «оброк», «дворяне», «погреб».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_55_ou.docx21.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 54. Возрождение сельского  и городского хозяйства  на Руси

    Цель: дать представление о том, что русские люди  упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.

    Задачи

    Образовательные: показать, что развитие хозяйства в стране, рабочих ремесел, торговли создало предпосылки для возрождения сельского и городского хозяйства на Руси; ознакомить со значением терминов «десятина», «оброк», «дворяне», «погреб».

     Коррекционно-развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания в процессе работы с планом.

    Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

     Основные знания: Возрождение и развитие хозяйства — условие для объединения страны.

    Основные термины и понятия: Десятина, оброк, дворяне, погреб.

     Оборудование и материалы: Карта «Русские земли в XIII -  XV веках», презентация.

    Тип урока: Сообщение новых знаний.

    Ход урока

    1. Оргмомент
    2. Вводное слово учителя

    Монгольское   нашествие нанесло тяжелый урон хозяйству Руси. Многие города и села были сожжены и разрушены, тысячи земледельцев были убиты, угнаны в плен. Искусных ремесленников увели в Золотую Орду. Ордынское иго сильно задержало развитие Руси. Но русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.

    Сообщение новой  темы: «Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси»

    1. Изучение нового материала

    Зачитывает план, написанный на слайде.

    План

    1. Возрождение и развитие сельского хозяйства
    2.  Возрождение и развитие ремесел.
    3.  Рост городов

    1. Возрождение и развитие сельского хозяйства

    1. Рассказ учителя. Возрождение и развитие сельского хозяйства
    • Разорение русских земель монголо-татарским нашествием.
    • Жители прятались в лес, болотах.
    • В XIV веке началось возвращение в родные места крестьян-земледельцев: заново отстраивали дома, разводили скот, пахали землю и собирали урожай.
    • ? Как же жили простые люди в русских землях? Материалы слайдов
    1. Комментированное чтение рассказа для дополнительного чтения «Жизнь простых людей» С. 275-276.

    - Из чего в Московском княжестве строили дома?

     - Какие печи были в избах?

      - Что было на 1 этаже избы?

     - Что размещалось на 2 этаже избы?

     - Что такое погреб?

     - Чем освещали свои дома жители Московского княжества?

     - Какая посуда была в избах?

     - В чем хранили свою одежду хозяева домов?

     - Как одевались простые люди Московского княжества?

     - Что ели жители Московского княжества?

    3. Рассказ учителя. Заселение крестьянами русских земель.

    Карта   Население Руси уменьшилось, поэтому свободной и брошенной земли было много. Крестьяне селились на монастырских, боярских и княжеских землях.

    • Поближе к монастырям, т.к. они были освобождены от уплаты дани Золотой Орде.

    Запись. Десятина – десятая часть от собранного урожая.

    • Крестьяне селились на вотчинных землях. Они также платили боярину-вотчиннику налог – оброк. Он был натуральным.

    Запись. Оброк – налог в виде продуктов сельскохозяйственного труда.

    • Те крестьяне, которые селились на землях князя, назывались «черными». Князю они платили дань.

    Беседа по вопросам:

     - На каких землях селились крестьяне?

     - Почему крестьяне чаще всего селились на монастырских землях?

     - Какой налог платили эти крестьяне?

     - Что платили крестьяне. Селившиеся на землях боярина-вотчинника?

     - Как назывались крестьяне, проживавшие на землях князя?

    4. Обсуждение. Занятия крестьян.

    • Крестьяне были свободными людьми.
    • Трудности освоения новых земель.

     - Какие трудности встречали крестьяне при освоении новых земель?

     - Куда могли реализовать крестьяне овощи, фрукты, мясо и молоко?

     - Куда могли применить крестьяне заработанные деньги?

    • Карта. Освоение плодородных земель привело к тому, что началось освоение земель на севере Руси.
    • Необходимость военных слуг. Князья раздавали военным слугам часть своих земель с крестьянами дворами во временное пользование. Военные слуги владели дворами и потому их и звали «дворяне».

    Запись. Дворяне – военные слуги князя, получавшие земельные наделы за службу.

    II. Возрождение и развитие ремесел.

    Много ремесел после монголо-татарского нашествия было утрачено.

     - Вспомните почему?

    Но основные ремесла продолжали развиваться.

     - Какие ремесла вы знаете? Что изготавливали эти ремесленники?

    Задание 1. Соотнесите ремесленные профессии с их продукцией.

    Ремесленные профессии

      Продукция

    Кузнец

    Квас ягодный, хлебный  

    Мельник

    меч, копье  

    Оружейник

    Кольчуга, подкова, топор

    Ювелир  

    Шапки

    Шапошник  

    Браслеты, кольца, бусы

    Квасник  

    Сапоги

    Сапожник

    Мука

    Заслушивает ответы учащихся.

    III.Рост городов.

    Комментированное чтение учебника. С.273, 5,6 абзацы

    • Как шло возрождение городов?

    IV.Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме

    1. Первичное закрепление нового материала

    – Когда  стали возрождаться русские земли? ( в XIV веке)

     - На каких землях селились крестьяне?

    – Почему крестьяне селились рядом с монастырями?

     - Что такое десятина и оброк?

     – Для чего князьям нужны были дворяне?

     - За что дворне получали земли с крестьянами?

     – Докажите, что городское хозяйство возрождалось?

    1. Подведение итогов

    Комментарии, объявление оценок  за работу

    Прочитать текст учебника С.271-276, дать ответ на второй  вопрос.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение биологии для сельского и промыслового хозяйства, медицины.

    Значение биологии в разных сферах жизни человека....

    Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

    Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

    Открытый урок по теме «Зарубежная Азия: хозяйство (промышленность, сельское хозяйство)»

    Девиз урока:  «Здоровье в наших руках»Цель: Обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучении географии путем создания комфортной образовательной среды....

    Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

    Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

    Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

    Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

    Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.

    Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...