классный час "Дети блокадного Ленинграда"
классный час по истории (7 класс)

Денисовский Сергей Владимирович

История блокады Ленинграда  актуальна и в наши дни. 27 января 2018 года исполнилось 74 года со дня полного освобождения Ленинграда. Это важная дата для нашего народа. В истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети блокадного Ленинграда

Направление - Нравственное и патриотическое воспитание.

Цель - Воспитание патриотических чувств, формирование нравственных ценностей.

Задачи

            1 Расширение кругозора, знаний о Великой Отечественной войне, в частности о блокаде Ленинграда.

             2  Развитие монологической речи, навыка публичного выступления, коммуникативных навыков.

             3  Формирование  чувств  исторической памяти, уважения к старшему поколению, сострадания, понимания ценности человеческой жизни; представления о величии подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Слайд 1

Сценка: выходит кадет в форме солдата, плащ-палатке, каске, с автоматом ППШ, читает стихотворение:

 

Кадет 11 класса Григорьев Александр

Дорога жизни

Я вступаю  на путь солдата,

Я доволен своей судьбой,

Город ярким лучом заката

провожает меня  на бой,

Я иду мимо школы, перевернутых взрывом глыб

Еще веет запахом дыма от ветвей, опаленных лип

Прижимает меня к ограде вой снарядов над головой

Город мой, ты еще в блокаде, ты в опасности, город мой

Ты надеешься -  я не струшу, ты взываешь  - иди и мсти

Ты надеешься, что сквозь стужу

Сквозь огонь я смогу пройти.

Мне досталась лучшая  доля

И в душе моей страха нет

Ленинграду смертельно больно

Значит, я одолею смерть!

Мне победа будет наградой

Самой высшей из всех наград

Я теперь солдат Ленинграда!

Отчизны своей солдат!

В это же время кадетами 5 и 6 взводов (по 5 человек от взвода) в форме солдат Великой Отечественной войны  выполняется строевое дефиле.

Слайд 2

Ведущий 5 Нога Максим

Здравствуйте. Я хочу поприветствовать всех, кто собрался здесь. Сегодня мы будем говорить не только о нашем горе, о нашей трагедии, но и нашей славе, нашем величии. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне, об одной из самых страшных и героических её страниц – блокаде Ленинграда. О странице, длиной в бесконечно долгие, полные ежедневного страдания и ежедневного героизма.  Это  900 дней и ночей.  2 года, 5 месяцев, 20 дней.

Чтец 4 Сердинский Максим

Опять война, опять блокада…

А может нам о ней забыть?

Я слышу иногда – не надо,

Не надо раны бередить!

Нет, это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Но чтобы снова в этом мире

Не повторилось той зимы,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть,

Она как сила нам нужна  

Ведущий 6 Перов Никита

Тема о блокаде Ленинграда  актуальна и в наши дни. 27 января 2018 года исполнилось 74 года со дня полного освобождения Ленинграда. Это важная дата для нашего народа. В истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город.

Ведущий 5 Нога Максим

Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы. Сегодня  мы будем говорить о  маленьких защитниках Ленинграда.

Слайд 4  Историческая справка под музыку Шостаковича

Ведущий 6 Перов Никита

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием  генерал-фельдмаршала фон Лееба.  Ему          поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом

 8 сентября 1941 года фашистские войска прорвались к Ладожскому озеру и захватили город  Шлиссельбург, в результате чего Ленинград оказался блокированным с суши.

Ведущий 5 Нога Максим

Положение Ленинграда стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда. Секретные директивы  немецкого военного штаба  гласили: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования  этого большого населённого пункта. … капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником»

Ведущий 6 Перов Никита

Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться широко то, что Гитлер имел в виду: «Разгромить русских как народ».  То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Блокадные времена – это небывалые времена.  Не сумев захватить Ленинград, фашисты усилили его бомбардировку.  Над городом висели дымные разноцветные облака – это была картина из Апокалипсиса. Бомбы обрушивались на детские дома, госпиталя, школы.

Ведущий 5_____________________

Гибли тысячи людей. За сентябрь-ноябрь 1941 года в Ленинграде 251 раз объявлялась воздушная тревога, средняя продолжительность артобстрела достигала 9 часов. Но Ленинград не сдавался. Продолжали работать заводы, которые выпускали самолеты (318), танки (713), бронемашины (480), бронепоезда (6), артиллерийские орудия (более 3 тысяч), минометы (10 тысяч), снаряды и мины (более 3 миллионов)., был создан ППС

Слайд 5   

Ведущий 6 Нога Максим

На момент установления блокады в городе находилось  2 миллиона 544 тысяч человек,  в том числе  400 тысяч детей. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Чтец 6 Побережный Владимир

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – БЛОКАДА
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры -
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…  

 

Ведущий 5 Нога Максим

Слайд 6.  Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступила зима и прекратилась навигация на Ладожском озере, снизился подвоз продовольствия  - начался голод.   В октябре 1941 года организовали производство пищевых продуктов и их заменителей из непищевого сырья т.е  использовали гидроцеллюлозу. Пищевую целлюлозу в количестве от 5 до 10% добавляли в блокадный хлеб.  Всего за блокаду было выпущено около 15 тысяч тонн целлюлозы В сущности, это не еда, а наполнитель, поскольку она  не усваивается организмом человека, но, вызывает насыщение, притупляя чувство голода. 

     

Ведущий 6  Перов Никита

Была введена карточная система, по которой каждому человеку выдавалась определённая норма суррогатного хлеба в сутки.    Муки в хлебе было меньше всего, только как связующее вещество. В основном отруби, жмых, целлюлоза. И потом еще мякина. По октябрь включительно продовольственные карточки отоваривались полностью.  С ноября фактическая реализация продуктов питания осуществлялась в зависимости от их наличия в городе и от объемов завоза.

В первую декаду декабря 1941 года продовольственные карточки не были отоварены вообще.

Слайд 7

В ЛЕНИНГРАДЕ НАЧАЛСЯ ГОЛОД!

Сценка для 11 класса в военной форме НКВД, полевые суми

Из писем изъятых  военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по

С.-Петербургу и области   [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).

Чтец Пржиалковский Евгений

"... Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь ".

Чтец Красильников Илья

"...В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

Чтец Ковляков Никита

"...Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей”.

Слайд8

Сценки «Блокадное меню»

Выходят три  кадета  и  рассказывают

Чтец 5 Базенко Егор

Как сделать блокадный студень

Я вам сейчас расскажу о настоящем блокадном лакомстве. Записывайте

Нужно взять  столярный клей, его делали из костей животных, поэтому он был съедобным — в нём было много желатина. Эти сухие желтые или сероватые плитки нужно вымочить несколько дней, потом сварить: дать остыть, масса застывала, в желе добавить лавровый лист, гвоздику, перец. Вкуснее всего студень из столярного клея нужно  есть с уксусом.

Чтец 6 Еремкин Богдан

Чай из морковки

А я вам расскажу как сварить чай из моркови . Корнеплод натереть на тёрке и высушить вместе с чагой — это такой гриб. Он выглядит как нарост, чаще всего растёт на березах. От моркови чай получался сладковатым. А чага давала тёмный цвет.

Чтец 5 Миронов Игорь

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? (демонстрирует в ходе рассказа)

Нет? Я раньше тоже не знал… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Слайд 9

Ведущий 5 Нога Максим

Но даже такого хлеба не хватало, и нормы выдачи периодически сокращались. Своего критического минимума они достигли в ноябре 1941 года: рабочим полагалось 250 граммов в сутки, служащим, иждивенцам и детям – 125. Люди умирали от голода.

 В январе 1942 года вышло из строя центральное отопление, водопровод. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой. Ленинград замерзал и умирал от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны.  Качались зубы.

Слайд  10 Дополнить фото     

Ведущий 6 Перов Никита

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. по ноябрь за парты посадили  90 тыс. школьников 1-4 классов.
Занятия проходили под вой сирены.  Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.  

Сценка «Урок в блокадном Ленинграде»

Учитель, по 2 кадета в гражданской форме. Сцена оформлена на фоне двух окон с заклеенными стеклами. Ученические столы из ящиков. Керосиновая лампа, печка «буржуйка».  Плакат на красном материала белой краской «Не уйду, пока не выполню норму!

Якунина Елена Михайловна:Ребята сегодня мы проведем урок. Урок продолжался 20-25 мин. больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
Темник, Данилов, Блинов; Ермоленко В, Ермоленко С., Юркин Н.

слайд 11 (два щелчка)   

Ведущий 5 Нога Максим

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы  (внести елку). И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником

Продолжение сценки  

Участник сценки 6 Блинов Матвей

На праздничный обед нам разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина

Слайд 12 Слайд 13

 Ведущий 6 Перов Никита

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела.

-Пионеры разносили почту по домам.

-заготавливали дрова.

- тушили десятки тысяч зажигалок,

- дежурили морозными ночами на вышках,

- носили воду из проруби на Неве,

- стояли в очередях за хлебом.

Ведущий 5 Нога Максим

А весной у школьников началась «огородная жизнь».

они становились станочниками и сборщиками,

выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

работали за станками и сборочными верстаками

на рабочих местах вывешивались плакаты.

Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму! 

Слайд 13

Песня кадет 7 классов  «Мальчишки у стен Ленинграда» на фоне видеоролика.

В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы некогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.


Ведущий 5 Нога Максим

Только за первую блокадную зиму голод унёс 252 тысячи человек.

39 школ Ленинграда не прекращали занятий в ту самую страшную блокадную зиму 1941 года. Ленинградские дети разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 6 Сорокин Алексей

Как не помнить о блокаде!              

Лишь оглянешься назад –

Пред тобою на плакате:

«Не допустим в Ленинград!»

Нет Катюши…Женьки…Димки…

Метрономом в голове:

«Лишь один… один…один ты

Из всего шестого «Б».      

  Дорога жизни.

  Слайд  14

Ведущий 5 Нога Максим

Когда говорят о блокаде Ленинграда, обязательно упоминают о Дороге жизни.   Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское  С 22 ноября 1941 года стала действовать ледовая трасса – единственная ниточка, связывающая город со страной. По ней с невероятными трудностями доставлялись в город продукты  и топливо, а из города эвакуировали жителей    

Слайд 15 Выступление 11 класса

На дороге жизни Слова песни Розембаум


В пальцы свои дышу -   
   Не обморозить бы 
   Снова к тебе спешу 
   Ладожским озером 
    
   Долго до утра 
   В тьму зенитки бьют, 
   И в прожекторах 
   "Юнкерсы" ревут 
   Пропастью до дна 
   Раскололся лед, 
   Черная вода, 
   И мотор ревет: 
   "Вп-р-р-раво!" 
   Ну, не подведи, 
   Ты теперь один 
   Правый 

Фары сквозь снег горят, 
   Светят в открытый рот 
   Ссохшийся Ленинград 
   Корочки хлебной ждет 
    
  

 Вспомни-ка простор 
   Шумных площадей, 
   Там теперь не то - 
   Съели сизарей 
   Там теперь не смех, 
   Не столичный сброд - 
   По стене на снег 
   Падает народ - 
   Голод 
   И то там, то тут 
   В саночках везут 
   Голых 
    
   Не повернуть руля, 
   Что-то мне муторно 
   Близко совсем земля, 
   Ну что ж ты, полуторка? 
    
   Ты глаза закрой, 
   Не смотри, браток 
   Из кабины кровь, 
   Да на колесо - ало 
   Их еще несет, 
   А вот сердце - все 
   Стало

Слайд 16     

Ведущий 6 Перов Никита

За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Вывезенных из умирающего города детей размещали в эшелоны и отправляли в тыл. Но цинизм и бесчеловечность фашистов не знали предела, они способны были бомбить даже санитарные поезда

Тихвин, 14 октября 1941 года

Чтец 5 Зелинский Максим

Они были уже далеко от блокады –

Вывозимые в тыл ленинградские дети.

Где-то там, позади артобстрелов раскаты,

Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,

Чтец 6 Туряница Денис

Надоевшие бомбоубежищ подвалы,

Затемненных домов неживые громады,

Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:

"Будет всё хорошо, и бояться не надо!..."

А потом путь по Ладоге, штормом объятой,

Волны, словно таран, били в баржи с разгона.

Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!

И опять пересадка, и снова в вагоны.

Чтец 5 Кривошеев Никита

Они были уже далеко от блокады,

Всё спокойней дышалось спасаемым детям,

И стучали колёса: "Бояться не надо!

Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!"

Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.

Паровоз отцепился, поехал пить воду.

Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим...

Только вдруг крик протяжный за окнами: "Воздух!"

Чтец 6 Сорокин Алексей

"Что случилось?" – "Налёт. Выходите быстрее!.." –

"Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта..." –

"Выводите детей из вагонов скорее!.."

А фашист уже груз сыпанул с разворота.

И опять свист и вой души детские рвали,

Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.

Но сейчас дети были не в прочном подвале,

А совсем беззащитны, открыты для смерти.

Чтец 5 Кузнецов Данил

Взрывы встали стеной в стороне, за домами.

Радость робко прорвалась сквозь страх: "Мимо! Мимо!"

И душа вновь припала к надежде, как к маме –

Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо...

А над станцией снова свистит, воет, давит,

Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.

Они рвутся уже прямо в детском составе.

"Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!.."

Чтец 6 Горовенко Андрей

Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,

Место памяти павших героев сражений.

Здесь в дни воинской славы склоняют знамёна,

Рвёт минуту молчанья салют оружейный.

А в другой стороне в скромной братской могиле

Спят погибшие здесь ленинградские дети.

И цветы говорят, что о них не забыли,

Что мы плачем о них даже в новом столетье.

Чтец 4 Сердинский Максим

Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,

Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,

И почудятся вдруг голоса: "Мама! Мама!

Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!.."

.  

Слайд 17

 Ведущий 5 Нога Максим

    Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

    Блокада продолжалась 900 дней. К январю 1944 года население Ленинграда сократилось до 560 тысяч человек  Это самая кровопролитная, жестокая и бесчеловечная блокада за всю историю человечества. Ее историческое значение огромно.

Ведущий 6 Перов Никита

Пискаревский мемориал в Санкт-Петербурге – одно из самых знаковых памятных мест не только Санкт-Петербурга, но и России. Это девятьсот дней, воплощенных в камне, это слезы, кровь и страдания, пережитые ленинградцами в годы блокады, это вечная память и самый нижайший поклон тем людям, которые отстояли нашу свободу и независимость в жестокие годы Великой Отечественной войны

Слайд 18 сиб о прорыве  Блокады

Слайд 19

Чтец 5 Миронов Игорь

 У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу.

Я, голову склоня,  гляжу в глаза огня и медленно шепчу:

Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня

Дорогу освети, свет Вечного огня. 

Учитель : Предлагаем минутой молчания почтить память тех, кто стал жертвой блокады

Вечный огонь (видео)  

Слайд 20

Ведущий 6 Перов Никита

 Более 350 тысяч солдат-участников обороны Ленинграда получили свои ордена и медали. 226 человек были удостоены почетного звания Героя Советского Союза. 1,5 миллиона человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

     За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание «Город-герой».

  Ведущий 5 Нога Максим

  Но и сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда».

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

 Слайд 20    

Поют кадеты 7 класса, на экране видео ролик к песне  

Наш город родной над Невой

не сломлен суровой войной,
он в годы блокады: жестокой, нещадной 
сражался и в холод и в зной

нас память уносит назад,
туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады
в глаза лютой смерти глядят 

был в городе голод и мор
и взрытый бомбежкою двор
но дети взрослели и выжить сумели
все помнится им до сих пор

нас память уносит назад,
туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады
в глаза  лютой смерти глядят 

но выстоял  русский народ
и память об этом живет
в сердцах поколений и точное время 
ведет непрерывный отсчет

нас память уносит назад,
туда, где сирены гудят,
где рвутся снаряды, а дети блокады
в глаза  лютой смерти глядят 

блокадные ночи и дни
как долго тянулись они
о сколько утрат, познал Ленинград
в суровые годы войны

слайд 22 

Ведущий 6 Перов Никита

Тем, кто родился после, войны, многого  уже не понять, и того что пережило военное поколение - не пережить.  Можно  только слушать рассказы  тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти...  И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Ведущий 5 Нога Максим

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели  совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми.  Они уходят, и вместе с ними уходит история.  А от  нас с вами  зависит, чтобы  она не ушла навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокадный Ленинград"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...