Класный час Уроки Победы
классный час по истории

Панасенко Анастасия Геннадьевна

Уроки победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den-pobedi-let.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

№ 35 города Ставрополя

Классный час ко Дню знаний по теме:

 « Урок Победы» 

ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ И СЛАВЫ - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Актуальность темы. 

Хотя со времени окончания войны в Европе прошло почти 75 лет, ее события, ход, итоги, значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас отстоят те радостные и вместе с тем полные драматизма майские дни 1945 года, тем сильнее разгораются споры о судьбах стран, мира и человечества в эпоху глобализации, тем настойчивее становятся попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны. Сегодня Великая Победа остается мощным идентификатором нашего многонационального народа как народа-победителя, носителя ценностей добра, милосердия, справедливости, самопожертвования, человечности. Она сплачивает разные поколения россиян, что наглядно проявляется в патриотической акции-шествии «Бессмертный полк». Великая Победа вселяет уверенность в том, что в единстве наша сила, что наш народ невозможно победить в открытом противостоянии с врагом, что наша страна всегда обладала особой привилегией проводить независимую, суверенную политику, отстаивая собственные национальные интересы и интересы более справедливого миропорядка. Более того, Великая Победа и память о ней - общая ценность для народов, живущих на постсоветском пространстве. Некогда скрепленные боевым братством, они и сегодня успешно создают и укрепляют основы коллективной безопасности в этой части земного шара. Вместе с тем в ряде бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляется героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями освободителями. Являясь правопреемницей СССР, вдохновляемая Великой Победой наших предков, Российская Федерация выступает сегодня как активная сила, противостоящая попыткам дестабилизации ситуации в мире в целом и в отдельных его регионах, фактически предлагая альтернативный путь развития мирового сообщества в современную эпоху.

Цель проведения Урока Победы: формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения Урока Победы: 

1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страныпобедительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

2.Способствовать осмыслению школьниками таких духовнонравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локальнорегиональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Личностные результаты образования: - формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства; - воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне; - воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.

Метапредметные результаты образования: - умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.); - применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде; - умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач. Предметные результаты образования: - знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе; - умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины; - способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды; - проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.

Вступительное слово педагога.

Великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной и мировой истории. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел не только выстоять в борьбе с нацистской Германией, но и спасти мир от «коричневой чумы». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 г. 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы 

Ход мероприятия

Слайд 1.   Учитель. У времени есть своя память – история. И поэтому мир, никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбросивших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Вторая мировая война – крупнейшая война в истории человечества. Она началась 1 сентября 1939 г. и закончилась 2 сентября 1945г.

   В этой  войне участвовало 62 государства из 73, существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов.

Слайд 2.   Сегодня 74-я годовщина  окончания Второй мировой войны. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь…

Именно победа советского народа в Великой Отечественной войне, стала решающей и в окончании Второй мировой войны.

22 июня 1941 года фашистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Это было воскресное утро, ровно 4 часа. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Тысячи танков с крестами на броне рвались напролом, уничтожая всё на своём пути. Самолёты засыпали бомбами города, окопы, дороги.  Всюду кровь, смерть.

С первых часов войны многие красноармейцы и командиры проявляют героизм, самоотверженность, сражаясь даже в безнадёжной обстановке. В первый же  день войны, 22 июня 1941 года, над Брестской крепостью  протаранил вражеский самолёт лейтенант П. Рябцев.  Каждую минуту смерть уносит жизни молодых, полных сил сыновей, отцов, мужей…

Слайд 3.  Видеоклип с фрагментами фильма «Брестская крепость».

Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». А композитор А. Александров написал музыку. Таким образом, появилась песня.

Слайд4.  Видеоклип «Священная война».

Учитель. С этой песней уходили на фронт защитники Отечества. Эта песня вдохновляла всех граждан нашей страны на ратный подвиг -  защищать родную землю от захватчиков.

Расчёты Гитлера на молниеносную войну не оправдались. В середине июля 1941 года враг терял в среднем 4 тысячи человек в день, во второй половине июля – более 7 тысяч, а концу 3-го месяца войны общие потери превысили 500 тысяч немецких солдат и офицеров.

Слайд 5. 26 июля 1941 года капитан Николай Гастелло своим самолётом, как кинжалом, ударил в центр вражеской колонны. Всего же за годы Великой Отечественной советские лётчики совершили 327 таранов.

Слайд 6. Отчаянно сражались бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова. 28 легендарных героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково на подмосковной земле вступили в бой против 50 вражеских танков и не дали прорваться немцам к Москве.

Учитель.В летописи Великой Отечественной войны есть страницы выдающегося подвига защитников Сталинграда, Одессы, Курска, Тулы, Ленинграда, Севастополя, Смоленска, Киева, Минска и других городов,  сёл, деревень. Много воинов полегло на полях сражений. Многие не вернулись из боя. Много семей осталось без мужчин. Но чтоб стать мужчиной – мало им родиться…

Слайд 7.  

Ученик.Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,

Как стать железом — мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Как трудно в сапогах шагать в июле.

Но ты — солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти — тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

 (М.Д. Львов «Чтоб стать мужчиной…)

Учитель. Советская армия не только освободила от фашизма родную землю, но и спасла от него европейские страны: Чехословакию, Польшу, Бельгию, Францию, Германию… От стен Москвы дошли наши герои до стен Рейхстага. И весну 45-го года не забыть никогда.

Слайд 8.  Видеоклип «О той весне…»

Учитель. Долог был путь к Победе, ценой больших потерь завоёвана она. Такую память никому не стереть, не исказить, не удалить и этого не забыть никогда.  Мы помним защитников страны и чтим их память. А помогает в этом нам наша литература. Миллионы людей понимают, что поэзия и проза сыграла выдающуюся роль в жизни соотечественников в пору великих испытаний. Не могла молчать и не молчала советская литература, когда гремела война в стране. Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военного времени со всей страной. Они создавали стихи и прозу, которые поднимали боевой дух солдат и офицеров, трудового народа.

1-ый ученик. Видит Теркин погребушку -

Не оттуда ль пушка бьет?

Передал бойцам катушку:

– Вы – вперед. А я – в обход.

С ходу двинул в дверь гранатой.

Спрыгнул вниз, пропал в дыму.

– Офицеры и солдаты,

Выходи по одному!..

(А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»)

2-ой ученик. О, книга! Друг сердечный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой.  (А. Сурков)

Слайд 9 .Учитель. Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них М. Кульчицкий, А. Гайдар, И. Уткин, М. Джалиль, Н.Майоров, Ю. Крымов.

Ученик. Когда, упав на поле боя –

Я вдруг увидел над собою,

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна,не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мёртвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

(И. Уткин «Сестра»)

Учитель. Поэты и писатели, участники Великой Отечественной войны, уже в мирное время создавали произведения о тяжёлой поре, которая выпала на долю всего советского народа, о тех страшных событиях, которые всем пришлось пережить.  Например, Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Б. Окуджава «Вдова» и другие стихотворения, Н. Старшинов «Навстречу мчались поезда», М.Шолохов «Судьба человека», Э. Казакевич «Звезда», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», К. Симонов «Живые и мёртвые»,В. Астафьев «Прокляты и убиты» и др. Некоторые произведения литературы были экранизированы – появились прекрасные фильмы о войне.

Слайд 10. Учитель. 9 мая 1945 года - знаменательный день в истории не только нашей Родины, но и всего мирового сообщества. Это тот день, которого ждали все: от мала до велика. Многие людей не смогли ощутить всей радости ПОБЕДЫ, потому что погибли от  рук ненавистного врага. Но все мы, живущие в ХХI веке, должны помнить годы Великой Отечественной войны, всех, кто сражался за Родину, кто ковал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ и на фронте, и  в тылу. Помнить и не допустить разжигания новых военных конфликтов на нашей прекрасной планете.

Слайд 11.Учитель. Стойте же, герои, величаво,

Вас благословляет вся страна,

В золотую книгу вечной славы

Мир запишет ваши имена.

(М. Дудин)

Слайд 12. ЧЕСТЬ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ тем, кто сражался за свободу нашей страны! Спасибо им ЗА ВСЕ!!! Все что мы можем - это благодарить Вас и помнить!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов В.А. Классные часы и беседы о российской истории: 7-11 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
  2. Горбунова Г.Н. «В начале жизни школу помню я»: сценарии. – М.: ООО Издат-школа, 1998.
  3. Высоцкий В.В., ЖиренкоО.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся: 7-11 класс. – М.: 5 за знания, 2008.
  4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Составитель В.М. Курганова. – М.: Советская Россия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...