открый урок по ОДНК НР «Культурное наследие христианской Руси».
план-конспект урока по истории (5 класс)

Якушина Ирина Михайловна

План-конспект открытого урока ОДНКНР                                                                                   в 5а классе МАОУ ДСОШ №2

на тему:                                                                           «Культурное наследие                                  христианской Руси».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока ОДНКНР                                                                                   в 5а классе МАОУ ДСОШ №2

на тему:                                                                           «Культурное наследие                                  христианской Руси».

                                                        Подготовила Якушина И.М.

Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси»

1. Дата проведения – 14.03.18 г.

2. Тип урока – комбинированный (закрепление и объяснение нового материала).

3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение

4. Цель урока – формирование в сознании учащихся целостного образа влияния Христианства на культуру государства.

5.Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.                           6. Задачи –

а) дидактические:

  • выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;
  • формирование христианского  подхода к событиям;
  • установление взаимосвязи между прошлым и настоящим;

б) развивающие:

  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся;

в) воспитательные:

  • воспитание патриотических чувств и понимания сопричастности к истории родной страны.

6. Планируемые образовательные результаты –

а) предметные:

  • вносить этические понятия в свою систему знаний о сущности культурного наследия христианской Руси, оперировать ими в рассуждениях;

б) личностные:

  • выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды);

в) метапредметные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

7. Основные термины, понятия – религия, культура, христианство, храм,  икона, архитектура, фреска, мозаика.

8. Оборудование –

  1. Мультимедийная презентация к уроку.
  2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации
  3. Перезвон  церковных колоколов.
  4. Фонограмма клипа «Святая Русь»

9. План урока:

а) организационный момент:

- эмоциональный настрой учащихся

- объявляется тема урока, его цель и основные задачи:

- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала природа словно распахнула школьные двери и напомнила о себе шелестом дождя, солнцем щебетанием птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов?

- Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси»    

        - проверка пройденного материала:

- Дайте свое толкование понятия культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…);

- О каких видах  русской культуры можем с вами говорить? (Духовной и материальной, светской и религиозной, христианской и языческой);

(Слайд 2)

- Вспомните, откуда на Русь пришло христианство? (На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги).

 (Слайд 3)

б) основная часть:

 - рассмотрение и обсуждение ряда вопросов, в частности:

1) Как отразилось принятие христианства на жизнь Руси?

- Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития.

Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории.  

2) Какие изменения произошли в духовном развитии общества?

- Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство.

- Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться.

- Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.

3) Чему способствовало принятие христианства на Руси?

-  Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки  убеждают нас в том, что письменность  существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.

- организация индивидуальной или групповой работы учеников:

  • работа с текстом по теме занятия – чтение исторических свидетельств на страницах 87-88 учебника;
  • опишите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»).   (Слайд 4)

- формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста:

  • Используя информацию из текста, приведите доказательства того, что

монастыри на Руси считались центром культуры.

  • Прочитайте отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе     Ярославе Мудром. Выделите главную мысль этого текста.

(Слайд 5)

- творческая работа:

  • написать небольшое сочинение-рассуждение по вопросам:

«Какова польза от «учения книжного»?»,

«Можно ли книги заменить другими средствами обучения?»;

Тематическая музыкальная физкультминутка:

  • Прослушайте песню «Сто святых церквей» и придумайте движения,      помогающие проиллюстрировать эту песню.

- самостоятельная работа учащихся в группах:

  • рассмотрите следующий слайд 6 и подготовьте ответ на вопрос:

«Каковы   основные правила возведения храмов на Руси?»

- выступление групп по изученному материалу:

  • Перед Вами иллюстрации храмов (слайды 7-8).
  • Посмотрите, какие замечательные купола, арки, колокола.

- Почему церкви и храмы имеют такие формы?

- На что похожи купола церкви?

- Почему архитектуру называют застывшей музыкой?  (Прослушивание звона колоколов)

- контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего:

в) заключительная часть урока (подведение итогов):

- итоговый блиц-опрос:

  • Какие же черты свойственны культуре христианской Руси?
  • Как изменилась жизнь людей с принятием христианства на Руси?

      - домашнее задание пересказ стр.85-96

- Вспомните работу своих одноклассников на уроке.

Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

- Сообщение учителем оценок, полученных на уроке.

      - Заключительное слово учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откр. урок

Сравнительные степени прилагательного...

Открый урок 6 класс "Мир чудес..."

Урок разработан по сказке Шарля Перо. Удачно поставлен в школе. Использован при встрече участников Альянс-Франсез....

Конспект урока на тему "Культурное пространство Руси"

Конспект урока для 6 класса по предмету «История средних веков»Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»Тип урока: комбинированный урокВид урока: урок с элементами бес...

Презентация к уроку по ОДНК НР "Люди труда"

Презентация к ТКУ "Люди труда" содержит краеведческий материал...

Конспект урока по ОДНК

Конспект урока на тему: «Культурное наследие христианской Руси.»Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси...