открый урок по ОДНК НР «Культурное наследие христианской Руси».
план-конспект урока по истории (5 класс)
План-конспект открытого урока ОДНКНР в 5а классе МАОУ ДСОШ №2
на тему: «Культурное наследие христианской Руси».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока ОДНКНР в 5а классе МАОУ ДСОШ №2
на тему: «Культурное наследие христианской Руси».
Подготовила Якушина И.М.
Тема урока: «Культурное наследие христианской Руси»
1. Дата проведения – 14.03.18 г.
2. Тип урока – комбинированный (закрепление и объяснение нового материала).
3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение
4. Цель урока – формирование в сознании учащихся целостного образа влияния Христианства на культуру государства.
5.Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная. 6. Задачи –
а) дидактические:
- выявление характерных особенностей христианских традиций в культуре Руси;
- формирование христианского подхода к событиям;
- установление взаимосвязи между прошлым и настоящим;
б) развивающие:
- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
- развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся;
в) воспитательные:
- воспитание патриотических чувств и понимания сопричастности к истории родной страны.
6. Планируемые образовательные результаты –
а) предметные:
- вносить этические понятия в свою систему знаний о сущности культурного наследия христианской Руси, оперировать ими в рассуждениях;
б) личностные:
- выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации, отдельные слайды);
в) метапредметные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
7. Основные термины, понятия – религия, культура, христианство, храм, икона, архитектура, фреска, мозаика.
8. Оборудование –
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Раздаточный материал: тексты, иллюстрации
- Перезвон церковных колоколов.
- Фонограмма клипа «Святая Русь»
9. План урока:
а) организационный момент:
- эмоциональный настрой учащихся
- объявляется тема урока, его цель и основные задачи:
- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор, если сначала природа словно распахнула школьные двери и напомнила о себе шелестом дождя, солнцем щебетанием птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов?
- Вы правы, тема нашего урока «Культурное наследие христианской Руси»
- проверка пройденного материала:
- Дайте свое толкование понятия культура? (Это не только произведения искусства, но и идеи, быт, тип хозяйства, язык…);
- О каких видах русской культуры можем с вами говорить? (Духовной и материальной, светской и религиозной, христианской и языческой);
(Слайд 2)
- Вспомните, откуда на Русь пришло христианство? (На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году, христианство пришло на Русь. Это произошло во времена правления Великого князя Владимира Красное Солнышко – внука княгини Ольги).
(Слайд 3)
б) основная часть:
- рассмотрение и обсуждение ряда вопросов, в частности:
1) Как отразилось принятие христианства на жизнь Руси?
- Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития.
Вера помогала сплотить народы, проживавшие на её территории.
2) Какие изменения произошли в духовном развитии общества?
- Православная церковь разъясняла особенности новой религии, рассказывала о любви и милосердии Бога. Она учила людей изживать обычаи, которые остались от язычества: кровную месть, идолопоклонство.
- Священнослужители рассказывали о необходимости уважать старших, беречь семью, честно трудиться.
- Христианство помогло объединить не только славянские, но и неславянские племена.
3) Чему способствовало принятие христианства на Руси?
- Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди.
- организация индивидуальной или групповой работы учеников:
- работа с текстом по теме занятия – чтение исторических свидетельств на страницах 87-88 учебника;
- опишите, как выглядели первые книги («Остромирово Евангелие»). (Слайд 4)
- формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста:
- Используя информацию из текста, приведите доказательства того, что
монастыри на Руси считались центром культуры.
- Прочитайте отрывок из летописи, в котором рассказывается о князе Ярославе Мудром. Выделите главную мысль этого текста.
(Слайд 5)
- творческая работа:
- написать небольшое сочинение-рассуждение по вопросам:
«Какова польза от «учения книжного»?»,
«Можно ли книги заменить другими средствами обучения?»;
Тематическая музыкальная физкультминутка:
- Прослушайте песню «Сто святых церквей» и придумайте движения, помогающие проиллюстрировать эту песню.
- самостоятельная работа учащихся в группах:
- рассмотрите следующий слайд 6 и подготовьте ответ на вопрос:
«Каковы основные правила возведения храмов на Руси?»
- выступление групп по изученному материалу:
- Перед Вами иллюстрации храмов (слайды 7-8).
- Посмотрите, какие замечательные купола, арки, колокола.
- Почему церкви и храмы имеют такие формы?
- На что похожи купола церкви?
- Почему архитектуру называют застывшей музыкой? (Прослушивание звона колоколов)
- контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего:
в) заключительная часть урока (подведение итогов):
- итоговый блиц-опрос:
- Какие же черты свойственны культуре христианской Руси?
- Как изменилась жизнь людей с принятием христианства на Руси?
- домашнее задание пересказ стр.85-96
- Вспомните работу своих одноклассников на уроке.
Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?
- Сообщение учителем оценок, полученных на уроке.
- Заключительное слово учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Откр. урок
Сравнительные степени прилагательного...
Открый урок "Введение в образовательную программу"
Открытый урок для дошкольников...
Открый урок 6 класс "Мир чудес..."
Урок разработан по сказке Шарля Перо. Удачно поставлен в школе. Использован при встрече участников Альянс-Франсез....
Открый урок по теме "Тема: Электрический ток. Источники тока"
Урок изучения новой темы...
Конспект урока на тему "Культурное пространство Руси"
Конспект урока для 6 класса по предмету «История средних веков»Тема урока: «Культурное пространство Древней Руси»Тип урока: комбинированный урокВид урока: урок с элементами бес...
Презентация к уроку по ОДНК НР "Люди труда"
Презентация к ТКУ "Люди труда" содержит краеведческий материал...
Конспект урока по ОДНК
Конспект урока на тему: «Культурное наследие христианской Руси.»Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси...