Главные вкладки

    технологическая карта к уроку "Первая мировая война" 9 класс
    учебно-методический материал по истории (9 класс)

    Сербен Лидия Корнеевна

    технологическая карта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehn_karta_uroka_pervaya_mirovaya.docx35.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Первая мировая война 1914-1918 годы.(9 кл)

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель урока: изучение причин, характера и хода первой мировой войны.

    Задачи урока: 

    Образовательные:

    • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств;
    • Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах;
    • Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

    Воспитательные:

    • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
    • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма;
    • Формировать негативное отношение к силовому решению конфликта.

    Развивающие:

    • Формировать умения и навыки работы учащихся с историческими документами, сравнительной  таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи;
    • Обучать умению делать выводы на основе известных фактов.

    Результаты обучения:

    Личностные:

    1. Формирование гражданской идентичности, гуманного отношения и толерантности к людям независимо от их национальности и вероисповедания.

    2. Формирование основ этической культуры, понимание ценности любой жизни и освоение правил индивидуальной безопасности.

    Предметные:

    1.Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

    2.Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

    3.Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

    4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

    5.Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Метапредметные:

    1.Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

    2.Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

    3.Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

    4.Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

    Основные понятия: позиционная война, «Верденская мясорубка», план Шлиффена, Версальский мирный договор, аннексия.

    Оборудование: политическая карта мир 1914 год, презентация к уроку, раздаточный  материал для парной и групповой работы, фильм «Первая мировая война. Начало», учебник «Новейшая история», автор ОС Сорока-Цюпа, М., «Просвещение», 2011 год

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Слайд №2

    Мысль в подарок

    «Даже победоносная война –это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»

    Отто фон Бисмарк

    Высказывания детей (Мозговой штурм)

    Познавательные

    (общеучебные)

     построение речевого высказывания

    2.Актуализация знаний и постановка проблемы

    Слайд №3 (карта-карикатура Европы 1914года)

     -Какие приёмы использовал художник, чтобы реально передать ситуацию,сложившуюся в Европе?

    Слайд №4

    -Почему русская поэтесса Анна Ахматова считала:

    «20 век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как 19 начался Венским конгрессом?»

    -Сформулируйте  тему нашего урока?

    Используя алгоритм-памятку (приложение №1), назовите цели урока и запишите их в тетрадь.

    Анализ карты и характеристика сложной  политической обстановки в Европе (через очеловеченные контуры стран)

    Постановка задач урока

    Познавательные (логические)

    Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

    Регулятивные:

    оценка,

    целеполагание, планирование, прогнозирование

    Познавательные

    (общеучебные):

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    3.Совместное «открытие» знания

    На прошлом уроке мы  изучили логику развития индустриального общества и определили основные противоречия индустриальных стран. Используя тест со свободными ответами (приложение №2), выделите главные причины войны и оформите  в виде кластера.

    Каждая из стран участниц войны преследовала собственные цели

    Используя учебник $ 4, определите главные цели великих держав.

    Войны бывают оборонительные, захватнические

    Какой по характеру была первая мировая война?

    У любой войны всегда есть повод для её начала. Просмотрите фрагмент фильма «Первая мировая война» и оцените действия Гавриила Принципа.

    Работа в парах.

    Составление кластера

    Работа в парах.

    Подготовка устных ответов

    Анализ исторического источника (приложение №3) Индивидуальная  работа

    Просмотр фрагмента фильма и оценка поступка члена националистической революционной организации

    Познавательные

    (логические):

    установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений

    Регулятивные

    Определение способов действий в рамках предложенных условий

    Коммуникативные

    умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

    Познавательные

    (общеучебные)

    смысловое чтение – извлечение необходимой информации  

    Личностные

    Осознание социальных норм, правил поведения

    4.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний

    Как проходили  военные кампании 1914-1918 годов?

    Проанализируйте карту и заполните таблицу «Основные события первой мировой войны», ответив на следующие вопросы:

      На каких фронтах велись военные действия (выделите главные их них) и охарактеризуйте основные сражения.

    Изучите высказывания современников и историков о войне,  (приложение №4), сделайте выводы, в чём особенности первой мировой войны

    Работа в группах:

    1 группа – 1914

    2 группа – 1915

    3 группа – 1916

    4 группа – 1917

    5 группа – 1918

    Выступления спикеров групп (слайды №№ 6-9)

    Познавательные

    (логические)

    Умение выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения

    Регулятивные

    осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

    Коммуникативные

    умение организовать учебное сотрудничество в группе;

    формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

    5.Подведение итогов (рефлексия)

    Подведём итоги урока.

    Слайд №4

    -Почему русская поэтесса Анна Ахматова считала:

    «20 век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как 19 начался Венским конгрессом?»

    Заключительное слово учителя (слайды 10-11)

    Тест (приложение №5)

    Д/З:

    $ 4;

    написать письмо участника военных событий

    Высказывания детей

    Выполнение теста

    Заполнение таблицы «Как я усвоил материал урока» (приложение №6)

    Коммуникативные

    владение монологической формой речи

    Регулятивные

    оценка  результатов работы

    Приложение №1

    Памятка-алгоритм изучения материала о войнах.

    1. Причины и характер войны:

    - основные  противоречия, приведшие к войне;

    - подготовка к войне, соотношение сил;

    - планы сторон;

    2. Ход войны (основные этапы):

    - повод к войне и ее начало;

    - основные этапы и главные сражения;

    - окончание войны, условия мира, итог.

    3. Исторические значения войны (экономические, политические, социальные и другие последствия).

    Приложение №2

    Тест со свободным ответом «Предпосылки  и причины Первой  мировой  войны»

     Среди  предложенных ниже суждений выберите  те, которые, на ваш взгляд, являются ведущими предпосылками Первой мировой войны. В случае необходимости добавьте свои положения. Свой ответ аргументируйте.

    1.Неравномерность экономического развития стран в новую индустриальную эпоху.  

    2.Завершения территориального раздела мира между ведущими капиталистическими странами.

    3.Накопление значительного экономического потенциала и стремление к внешне экономической экспансии ведущих индустриальных держав.

    4.Стремление к реваншу  за военные поражения  в XIX- начале XX века.

    5.Политические амбиции правящих партий.

    6.Милитаризация экономики и гонка вооружений.

    7.Имперские цели внешней  политики и дух «великодержавности».

    8.Демокртизация общественно-политической жизни.

    9Образование военно-политических блоков и союзов.

    10.Обострение противоречий по колониальным вопросам.

    11.Недооценка политиками начала XX века разрушительных последствий войны с применением современных видов вооружения.

    Приложение №3

    Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля  «О целях войны».

    29 октября 1914г.

    «…Некоторые  соображения о целях, которых  Германия  может добиться при помощи победоносной войны: 

     Мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях, снабжающих нас сырьем, и способных стать рынками для сбыта… нам нужна западная  граница, которая  дала бы, по  возможности, ключ  к Франции. Нам  могут пригодиться  районы  угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света военную деятельность во вред нам.

        Мы должны думать лишь  о наших германских интересах и потребностях. В этой войне не разрешаются моральные вопросы…

     Мы боремся за свое мировое политическое будущее…»

    Приложение №4

    Познакомьтесь с высказываниями современников и историков  о Первой мировой войне. Ответьте, что нового внесла эта война в представления о ведении военных действий.

    1. Фельдмаршал Г. Китченер, Великобритания: «Мы должны быть готовы направить на поле сражения миллионные армии и обеспечить их всем необходимым в течение нескольких лет» (Такман Б. Августовские пушки. М.,1972)

    1. Президент Франции Р.Пуанкаре: « В 5 часов (22 апреля 1915 г.-Т.К.) начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями… Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, кто стоял ближе к северным окопам впереди Ипра, увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… Вскоре офицеры за фронтом британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл… Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отправленные хлористым ядом» (Пуанкаре Р. На службе Франции. Воспоминания.)

    1. Б. Такман, английский историк: « Бывший военный атташе в Брюсселе…отправился с белым флагом в бельгийский штаб… Парламентер заявил, что цеппелины разрушат Льеж в случае отказа пропустить немцев через город. Переговоры оказались безрезультатными, и 6 августа цеппелин L-Z вылетел из Кельна, чтобы ударить с воздуха по Льежу. Сбросив 13 бомб и убив при этом 9 мирных граждан, он был первым, совершившим воздушный налет…»

    (Такман Б. Августовские пушки. М.,1972).

    1. В. Виргинский, В. Хотеенков, советские историки:  «Война моторов» проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта…, так и в применении новых боевых средств-танков, бронемашин, самоходных орудий…Идея создания «сухопутных линкоров» нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс.ф.ст. на изготовление 18 опытных образцов танков. Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре, для соблюдения  секретности было принято кодированное наименование «танк», т.е. цистернах, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках…» (В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались «танк» или «лохань».) ( Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М., 1988)

    1. Б. Такман, английский историк: «Как только немцы входили в город, его стены начинали белеть заранее отпечатанными объявлениями…наказанием для гражданских лиц, стрелявших в солдат, была смерть. « Любой, подошедший ближе 200 метров к аэроплану или воздушному шару, будет застрелен на месте». Владельцы домов, в которых найдут спрятанное оружие, будут расстреляны. Все, кто укрывает у себя…солдат, будут отправлены на «постоянные» каторжные работы в Германию. Деревни, в которых  будут совершены « враждебные акты, будут сожжены. Если же «враждебные акты» произойдут на дороге между двумя деревнями, к жителям обеих деревень будут применены те же меры» (Такман Б. Августовские пушки. М., 1972).

    Приложение №5.

    Тестовые задания.  Тема: Первая мировая война (1914-1918гг.)

    1 вариант

    1. «План Шлиффена» предусматривал ведение: 

    А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

    Г) Коалиционной  войны

    2. В военно-политический союз Антанта не входила:

    А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

    3. Австро –Венгрия объявила войну Сербии в:

    А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

    4. В Первой мировой войне принимали участие:

    А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

    5.  В Тройственный союз не входили:

    А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

    2 вариант

    1. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

    А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

    2. В Тройственный  союз не входили:

    А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

    3. Допиши определение

    Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

    4. В военно-политический союз Антанта не входила:

    А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

    5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

    А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

    Приложение №6

    Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?»

     

    Ф.И. ученика _____________________________________________.

     

    Получил прочные знания, усвоил весь материал.

    Усвоил новый материал частично.

    Мало что понял, необходимо еще поработать

     

     

     

     

    Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.

         

    Пояснительная записка

     к уроку «Первая мировая война 1914-1918 годы», 9 класс

    Согласно  п.5 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010, в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход.

    Вашему вниманию предлагаю разработку урока по истории. Тема урока «Первая мировая война 1914-1918 годы». Данный урок был разработан в логике системно-деятельностного (компетентностного) подхода и успешно апробирован 16.09.2013 г. в рамках школьной предметной недели.


    При подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС была проведена следующая работа:

    • осуществлено целеполагание на основе отбора УУД;
    • осуществлен отбор содержания урока в соответствии с целью урока и его задачами;
    • подготовлена информационно-образовательная среда;
    • продумана организация всех этапов урока на основе совместной деятельности педагога и учеников.

    Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.

    УУД, которые формируются в ходе урока:

    регулятивные: целеполагание, планирование, контроль;

    познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».

    Активные формы обучения: парная и групповая работа.

    Педагогические технологии: технология развития критического мышления, интегративная технология развивающего обучения ЛГ Петерсон (технология деятельностного метода), технология коллективной мыслительной деятельности, технология нравственного воспитания, компьютерная информационная технология, здоровьесберегающая и др.

    На уроке используется карта,  учебник, презентация, раздаточный материал.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан"

    Урок может быть применен при изучении темы "Гидросфера" в 6 классе. На уроке раскрываются основные понятия, связанные с изучением Мирового океана....

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

    Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....

    Технологическая карта урока географии в 5 классе «Мировой океан и его части»

    Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и первичное закрепление нового материала.Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, Формировать способ...

    Технологическая карта бинарного урока "Мировые религии: история и география"

    Данный урок представляет собой интеграцию двух учебных дисциплин - истории и географии....

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

    Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Мировой океан и его части"

    Данный материал составлен по УМК Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. Целью урока является помочь учащимся раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, усвоить знания о его крупных частях и уме...

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...