Внеклассное мероприятие по истории "Брейн-ринг" 5 класс
методическая разработка по истории (5, 8 класс)

Людмила Юрина

Предназначено для учащихся 5 класса. Обобщение и повторение материала в игровой форме, развитие интереса к изучению истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГОУ СОШ при в/ч 2089

_________________/Григорян А.Л./

Проверила: учитель истории    ____________/Минасова С.Р./                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Согласовано: заместитель директора по УВР  ___________/_____________/

Разработка внеклассного мероприятия по истории.

Игра "Брейн-ринг" (5 класс)

Разработала: Юрина Л.А.

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Брейн-ринг"

Класс: 5

Предмет: история

Раздел :"История древнего мира"

Тема: "Древняя Греция и её обитатели"

 Цель: -сформировать целостное представление об особенностях Древней Греции как одной из древнейших цивилизаций;

-повторить основные событиях  древнейшей истории страны с точки зрения исторической реальности и их мифологического отображения;

-найти отражение древнейшей цивилизации в современном мире. 

Предметные результаты: 
-анализ и обобщение информации при групповом взаимодействии;
-оценка ключевых событий древнегреческой истории (в соответствии с изученными параграфами); 
-развитие умения работать с мифологическими представлениями древних греков, сопоставлять мифы с исторической реальностью. 
Метапредметные результаты:
- организация учебного взаимодействия в группе; 
- формулировать свою точку зрения; 
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- обретение мотивации к изучению истории Древней Греции;
- осознание важности изучения истории;

-расширение кругозора и развитие коммуникативных навыков;

-развитие умений искать ответы на проблемные вопросы, умения мыслить логически.

Оборудование: мультимедийный проектор, 2 стола, на каждом из них колокольчик, песочные часы.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые игроки, гости и зрители. Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре "Брейн-ринг". Пусть сегодня победят сильнейшие и умнейшие, а все остальные получат удовольствие от состязания выдающихся умов нашей школы. Начнем мы нашу интеллектуальную игру словами Афанасия Фета.

Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой,

Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, —
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.

Но в плясках ветреных богини не блистали
Молочной пеной форм при золотой луне;
Нет, — ставши в тесный круг, красавицы шептали…
«Эллада!» — слышалось мне часто в тишине.

Ведущий: Как вы поняли, тема нашей сегодняшней игры "Древняя Греция и её обитатели". Начнем же состязание умов. (приглашаются команды из 6 человек). Приветствуем наши команды. Каждая же из команд пусть выберет себе имя и архонта. Архонт-это высокопоставленное лицо в Древней Греции, правитель или вельможа.

(Команды выбирают и представляют капитана и своё название)

Ведущий: Пригласим же состав нашего уважаемого ареопага. (Приглашаются и представляются члены жюри. Это могут быть старшеклассники, родители, учителя.)

Ведущий: Правила нашего состязания таковы: я произношу вопрос, команда приступает к обсуждению. На обсуждение даётся ровно одна минута. Та команда, которая готова дать ответ, звонит в колокольчик .Если команда готова дать досрочный ответ, также должен раздаться звонок колокольчика. Если по истечению минуты ни одна из команд не готова дать ответ на вопрос, назначается штрафной круг из коротких вопросов, на которые должен ответить только один из игроков команды. Вопросов будет 10, после вашего состязания наш уважаемый ареопаг подведёт итоги.

(Вопросы дублируются на экране, туда же выводятся правильные ответы после ответов команд -приложение № 3)

Ведущий: Итак, начнем же соревнование умов!

Вопросы для игры:

1. Сын критского царя Миноса был спрятан отцом во дворце-лабиринте. Этот дворец построили мастера из Афин - отец и сын Дедал и Икар. Кто был его сыном? И зачем отец спрятал своё дитя в лабиринте?  (Минотавр-это людоед с головой быка, он был спрятан отцом в лабиринт в устрашение людям. В лабиринт Минотавра бросали преступников. Он стыдился и боялся своего сына.)

2. Он вручил Афродите яблоко с надписью "Прекраснейшей". Скоро начнется Троянская война, затем рухнет Троя, погибнет род царя Приама. Кто он, вручивший яблоко Афродите? (Парис)

3.  Отношения в семье этого человека были его ахиллесовой пятой. Что значит выражение "ахиллесова пята"? Откуда оно появилось? (Ахиллесова пята – уязвимое место Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.)

4.  Это город семи ворот. Он был окружен стеной со всех сторон, возле города протекал ручей, который, возможно использовали вместо рва. Этот ручей, кстати, воспел в своих произведениях Вергилий.
С ним связано множество древнегреческих мифов, так как история города восходит к героическому периоду. Упоминание о городе мы можно найти в сказаниях о Кадме(основатель Кадмеи), о Зете и Амфионе, которые являются основателями этого города, о Дионисе, о Лабдакидах и, конечно же, о Геракле.
Также известны мифы о Эдипе, о походе семи царей против города, о походе эпигонов. Многие филологи и историки находят реальные исторические воспоминания в текстах древних сказаний, хотя, безусловно, многое из них является вымыслом. Тем не менее, в мифах есть воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с этим городом, в легендах о Геракле - воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших городов Беотии. (Это Фивы)

5.  Это дерево символизирует мир, победу, радость, изобилие, чистоту, целомудрие и бессмертие, а также является символом Древней Греции.Согласно греческим мифам, оно создано воинственной богиней Афиной в соревновании на право дать имя городу Афины. Посейдон, ее соперник на соревновании, создал лошадь.

Венок из ветвей этого дерева стал высшей наградой для граждан Греции. На Олимпийских играх высшей наградой также были венки из его ветвей, которые несли в честь богини Афины.

Плодовитость дерева сделала его и символом плодородия. Невесты прикалывали к платью или несли в руках  листья дерева..

В иудейской и христианской символических системах  ветка этого дерева, принесенная голубем в ковчег Ноя, первоначально не имевшая другого значения, кроме выносливости, под влиянием римской традиции стала интерпретироваться как знак мира между Богом и человеком.

6. Это название города и долины, где впервые греческие войска нанесли поражение персидской армии. По легенде, гонец, посланный в Афины с вестью о победе, пробежал от долины до Афин и умер с криками «Мы победили!». как назывался город и какую дистанцию пробежал гонец ? (Марафон. 42 километра 195 метра)

7. По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Как называется такая картина? (Фреска)

8. Немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы. керинейская лань, эриманский вепрь, авгиевы конюшни, критский бык, кони Диомеда. Кто или что объединяет эти словосочетания? ( Древнегреческий         герой Геракл. Это названия его подвигов.)

9.  Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в "борозду" соль. Кто он? (Одиссей, царь острова Итака.)

10. Чтобы люди, еще не наделенные свыше разумом, не погрузились в царство мрачного Аида, некто похитил для них божественный огонь. Зам это он поплатился страшными муками. Его приковали к скале и орел каждый день прилетал и клевал его печень. Назовите имя героя. (Титан Прометей).

Вопросы для блиц-турнира.

На обдумывание ответа дается 15 секунд.

  1. Владыка морей (Посейдон.)
  2. Богиня законного супружества и покровительница браков (Гера.)
  3. Богиня плодородия и земледелия (Деметра).
  4. Покровительница домашнего очага (Гестея.)
  5. Бог Солнца и покровитель искусств (Апполон)
  6. Богиня охоты и целомудрия (Артемида.)
  7. Бог огненной стихии и кузнечного мастерства (Гефест.)
  8. Неукротимый бог войны (Арес).
  9. Богиня мудрости и справедливой войны (Афины).
  10. Богиня любви и красоты (Афродита).
  11. Бог, покровитель путников и торговли (Гермес.)
  12.  Рабы Спарты (илоты)
  13. Простой народ (демос)
  14. Город-государство (полис)
  15. Главная площадь Афин (Агора)
  16. Народная власть (демократия)

 Ведущий: Мы хорошо потрудились и показали свою эрудицию. Теперь попросим наш уважаемый ареопаг подвести и озвучить итоги.

(Подведение итогов. Награждение)



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГОУСОШ при в/ч 2089

_________________/Григорян А.Л./

Проверила:                                                                                                                                      Согласовано:

учитель истории                                                                                                                Заместитель директора по УВР

____________/Минасова С.Р./                                                                                         _____________/________________/

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 8

Разработала : Юрина Людмила Александровна

Тема урока :

Нации и межнациональные отношения

Цели урока :

-продолжить работу по формированию знаний учащихся о нациях, межнациональных отношениях в обществе,

-формировать умения использовать полученные знания на практике,

-воспитывать чувство национальной гордости и уважение к представителям другой национальности.

Тип и вид урока :

Урок усвоения новых знаний; комбинированный урок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • -понять опасность национализма в межнациональных отношениях.
  • -узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;
  • - уметь строить развернутый ответ на вопрос.

Метапредметные:

-видеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;

  • - уметь выявлять  причины межнациональных конфликтов;
  • -понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

Личностные:

  • - уметь строить развернутый ответ на вопрос;
  • -развивать умение находить общий язык с людьми других национальностей и культур.

Основные понятия:

этнос, нация, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Образовательная среда урока

1.Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – 4-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 255 с.

2. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), 2016.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: « Если я чем - то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

(Антуан де Сент – Экзюпери)

I.  Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с многообразием мировых наций и культур, проследим развитие отдельных межнациональных конфликтов и попробуем предложить решения, как избежать конфликтов между нациями и странами. А начнем мы наш урок с повторения изученного ранее материала. Приведите пример  многообразия критериев выделения социальных групп.

Примерные ответы:

       - возраст (дети, молодежь, пенсионеры);

      - национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);

      - доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).

 Учитель: Хорошо, ребята. Критериев выделения социального статуса может быть множество. А что же тогда определяет статус человека в обществе?

 Примерный ответ: статус человека может быть приобретенный и предписанный. Он накладывает определенные обязательства  и предполагает определенное поведение .Социальный статус охватывает целый набор позиций.

Учитель: Хорошо. Тогда попробуем установить  соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                          ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

1) маргинал                                                            А) приобретенный

2) белорус                                                               Б) предписанный

3) предприниматель профкома

4) 25-летний человек

5) мать

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А

Учитель: Проанализируйте свои ответы, сделайте выводы. вспомним, кого мы называем маргиналами?

Примерный ответ: К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми  общностями.

Учитель: Таким образом, каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, увольнение, переселение и др.)

II.  Изучение нового материала

Учитель: Приступим к изучению нового материала. Рассмотрим термин "нация" и межнациональные отношения в современном мире. Нация – возникшая в процессе исторического развития совокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура. Такое определение понятия “нация” дается в комплексном словаре русского языка. Слово “нация” происходит от латинского слова “племя” или “народ”. Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическими, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос. Как же происходило формирование наций? Обратимся к презентации.( приложение 2)

Во время просмотра презентации учащиеся делают опорные записи в тетрадь (этнос, этникос, нация; чм характеризуется нация и т.д.)

 

Учитель:  Как мы знаем. есть множество наций на Земле. Но некоторые люди верят в то, что будто бы есть “плохие” и “хорошие” национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям  два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.

В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.

 Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану “Ост” рейхсфюрера СС Гиммлера.

“Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского  типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.”

Учитель: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса   расово неполноценных, тупых  людей; нуждается  в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев.)

 Учитель: В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.Какие межнациональные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г.; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др., конфликты между ДНР и ЛНР и Украиной)

Учитель: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? Обобщим вышесказанное вами в таблице.

Причины межнациональных конфликтов:

территориальные споры

неравенство социально-экономических условий

ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке “нетитульных” наций

запреты занимать более высокооплачиваемую должность

  • отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.

 

4Закрепление изученного материала

Учитель: В последнее   время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» - людей нерусской национальности, которые «мешают», «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?                  

(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа.)

Учитель:  Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.  (Ответ: стр. 132.) Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека.)

Итог урока.

Учитель: Обратимся к Конституции РФ. Конституция РФ дает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден  к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое  выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Учитель: Мне бы хотелось в конце урока обратиться к притче  на странице 133 Ваших учебников. ( Чтение притчи учеником). О чём говорит эта притча?

(Ответ6 иногда межнациональная рознь и вражда настолько велики, что человек готов действовать во вред себе, лишь бы его врагу было ещё хуже.)

Рефлексия

Учитель: Вернемся к эпиграфу урока. Что имел в виду А. де Сент-Экзюпери, как вы считаете?

( Примерные ответы: писатель имел в виду то, что мы должны учится друг у другу, перенимать то хорошее, что есть у наших наций и с терпимостью относиться к недостаткам)

Домашнее задание: § 22. 1. Читать, ответить на вопросы в конце § 22.

                                           2. По выбору учащихся: -рассказать об одном из причин межнациональных конфликтов в мире  

                                               ( сообщение на    3-5 минут);

                                               - написать сочинение " Национальности в моей семье".

           

                             

                         



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Египет Интересные факты

Слайд 2

Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

Слайд 3

Египетские фараоны часто страдали избыточным весом В искусстве Древнего Египта фараонов было принято изображать со стройным станом, однако, в реальной жизни все обстояло иначе. Рацион питания в то время состоял из продуктов, содержащих высокое содержание сахара: пива, хлеба и вина. Это становилось причиной большого веса у царственных особ. Исследования мумий показали, что большинство египетских правителей были нездоровыми и имели избыточный вес, и даже страдали от диабета.

Слайд 4

Древние египтяне любили настольные игры После долгого рабочего дня в дельте Нила египтяне отдыхали. Они организовывали себе развлечения играя в настольные игры, которые носили название “ Мехен “, “Собаки и Шакалы”. И, пожалуй, самой популярной из известных игр — “ Сенет ”. Турниры проводились на длинной доске, окрашенной в 30 квадратов. Каждый игрок имел несколько фигурок или предметов, которые перемещались по полотну согласно значениям. Указывали на них брошенные кости или палочки.

Слайд 5

Египтяне держали много животных у себя дома Египтяне видели в домашних любимцах воплощение божественного начала. Они стали первым древнейшим государством, где впервые животные стали проживать в жилых домах. Особенно они увлекались разведением кошек, которые были связаны с культом Бастет . Также с почтением относились к ястребам, собакам, львам, бабуинам и ибисам. Многие из них занимали особое место в жизни людей: после смерти владельцев часто мумифицировались и хоронились с хозяевами. Некоторые животные проходили специальное обучение. Известно, что полицейские в Древнем Египте использовали собак и обезьян как патрульных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 6-х классов. Презентация "Фестиваль от Чупа-чупса"

данное мероприятие проводится в конце года для шестиклассников. Презентация "Фестиваль от Чупа-чупса" полностью отражает сам фестиваль, который очень понравился ребятам. Фестиваль состоит из 8 номин...

Правда о СПИДе Внеклассное мероприятие для 10-11 классов

Сформировать представление о болезни века - СПИДе, выработать поведенческие мотивациик сохранению своего здоровья. Час общения с использованием презентации....

КВН "Ах, уж эта математика" для учащихся 5 классов. Внеклассное мероприятие для 5-7 классов.

В КВН соревнуются две сборные команды из четырёх пятых классов. Ведущие-два восьмиклассника. В жюри учителя математики школы и учащиеся 11 классов. Музыкальное сопровождение,  большой экран с вид...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов, учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны . Тема мероприятия: «Английские писатели и поэты».

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов,учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны мероприятие проведено 06.02.2018 г.Тема мероприятия: «Английские писат...