Парламентский урок
план-конспект урока по истории (10 класс)

Халиуллин Габдулла Самигуллович

Парламентский урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentskiy_urok_dlya_uchashchihsya_10.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок для учащихся 10 -11 классов
учитель истории Халиуллин Габдулла Самигуллович

Тема: Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики

Цели и задачи парламентского урока :

-  воспитание активной гражданской позиции  у молодого подрастающего поколения;

-  углубление знаний учащихся о представительных органах  государственной власти;

 -  правовое просвещение учащихся.

Оборудование: экран, компьютер,  электронная  презентация «Государственный Совет Республики Татарстан»

План мероприятия.

1. Приветствие. Представление гостей.

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3. Выступление учащихся  об итогах социально – экономического развития РТ на 2016 год.

4.Беседа с учащимися о деятельности Государственного  Совета РТ.

5. Выступление гостей.

6. Подведение итогов


      Учитель. В период с 6 по 11 февраля 2017 года во всех школах нашей республики проводятся парламентские уроки на тему «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики».

       Парламентские уроки преследуют цель воспитания активной гражданской позиции у молодого поколения и формирования патриотизма, правового просвещения, углубления знаний учащихся о государственном устройстве страны и поощрения их творческой активности.

    На нашем  уроке присутствуют  гости: Глава Заинского муниципального района, депутат Совета Заинского муниципального района  Каримов Разиф Галиевич, директор нашей школы Мазуревская Валентина Андреевна.

Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

         Итак,  тема нашего парламентского урока: «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики». Ребята! Как вы понимаете содержание заявленной темы? О чем мы сегодня будем говорить?

Предполагаемый ответ учащихся: Разговор пойдет о стратегии социально-экономического развития нашей республики; о перспективах  дальнейшего развития Татарстана.

Для того чтобы заглянуть в будущее и делать какие – то прогнозы, необходимо проанализировать сегодняшнее состояние  республики. Трое учащихся, получив опережающие задание, подготовили сообщение о социально – экономическом развитии Татарстана.  Давайте предоставим им слово.

1 ученик: Татарстан в начале XXI века — это политически и экономически развитый регион с прочными традициями демократии и многопартийности, мощной правовой базой, сильной промышленностью и по-граждански активным населением. Это единственный субъект Российской Федерации, который, в соответствии с федеральным законодательством, сохраняет по некоторым позициям конституционно-договорные отношения с органами государственной власти Федерального центра; регион, где проживают представители 115 национальностей, и в котором сформировалась особая модель полиэтнического и поликонфессионального общества. 

2 ученик: Республика в течение последних лет уверенно занимает 5-е место в стране по объёмам валового  регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал; вошла в тройку лидеров по производству сельхозпродукции, является регионом, где сформирована стройная система адресной социальной защиты (успешно реализованы программы газификации и телефонизации, ликвидации ветхого жилья; сейчас реализуется уникальный проект татарстанской социальной ипотеки). Наша республика  одним из первых в стране занялась созданием перерабатывающих производств, стабилизировала добычу нефти и модернизировала нефтехимический комплекс. В этом году, несмотря на экономические трудности, открылся ряд новых производств — полиэтилена и пластиков («Нижнекамскнефтехим»), экологически чистых моторных топлив (НПЗ «ТАИФ-НК»). 

3 ученик: Дальнейшему повышению конкурентоспособности нашей экономики способствует реализация крупных высокотехнологичных проектов в нефтегазохимическом и машиностроительном комплексах: в компании «Татнефть» - это развитие добычи битумных нефтей на основе собственных технологий, на «ТАНЕКО» - это запуск новых производств, таких как гидрокрекинг, который будет введен в будущем году.
Это проект «Аммоний» по производству азотных удобрений, строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков на «ТАИФ-НК», а также реализация проекта нового этиленового комплекса на 1 млн тонн на «Нижнекамскнефтехиме».
На «КАМАЗе» реализуется программа полной модернизации производства и перехода на создание перспективного семейства автомобилей, соответствующих мировым стандартам.
Казанский Вертолетный завод готовит к выпуску новые модели в сегменте легких и тяжелых вертолетов.

1 ученик:  На Заводе имени Горького в Зеленодольске  – ведется строительство современных скоростных пассажирских судов и кораблей для Военно-морского флота.
Инновационное развитие республики мы связываем с созданием современных предприятий, использующих принципиально новые технологии, таких как проект по производству синтетического сапфира компании «Кама Кристалл Технолоджи», центр компетенций по разработке и производству композиционных агрегатов «КАПО-Композит», а также комплекс по производству кремний-органической продукции «КЗСК-Силикон».
На ближайшие 10 лет основной точкой роста экономики республики определен Камский инновационный территориально-производственный кластер.

2 ученик: Реализация инвестиционных проектов кластера позволит утроить объем промышленного производства и довести его до уровня 2 трлн руб.
Для достижения этой цели необходимо опережающее развитие социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры.
Важная роль в развития экономики республики отводится особой экономической зоне «Алабуга». На ее территории уже действуют 13 современных заводов, инвесторами вложено более 70 млрд руб., создано 4,5 тыс. рабочих мест.
Здесь выпускается высокотехнологичная продукция, направленная, прежде всего, на импортозамещение.  В ближайшее время откроются еще 5-6 новых производств.

3 ученик:  Татарстан известен и как спортивный регион, центр проведения Всемирной универсиады, многих  спортивных соревнований не только всероссийского, но и международного уровня.

Татарстан — один из первых субъектов Российской Федерации, который на региональном уровне начал формировать законодательную базу для реформы местного самоуправления. На сегодняшний день принято более 120 законов, регулирующих правоотношения в муниципальном сообществе.
Раньше федерального законодательства нами был принят пакет республиканских документов по противодействию коррупции, создан отдел по реализации антикоррупционной политики при Президенте Республики Татарстан, утверждена Стратегия антикоррупционной политики и Республиканская программа по её реализации. 
Учитель: Ребята! Мы действительно  живём с вами в одной из прекраснейших республик Российской Федерации – Республике Татарстан. Это высокоразвитый регион, один из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов РФ. Татарстан отличается мощным промышленным и научным потенциалом, хорошими дорогами, динамично развивающимися сельским хозяйством, развитой социальной инфраструктурой.

    Надо отдать должное и признать то, что локомотивом многих  важнейших политических и социальных преобразований стал Государственный Совет РТ  — парламент республики. Именно в его стенах принимались исторические решения, определившие статус субъекта, современный облик Российской Федерации в целом, взаимоотношения с федеральным центром. Говоря о перспективах развития РТ, было бы не правильно не остановиться на деятельности Государственного  Совета нашей республики.

  Возвращаемся к нашей теме «Татарстан – 2030: мой вклад в будущее республики»

Скажите,  какой вклад, в развитие республики  вносите вы, учащиеся 10 – 11 классов?

Предполагаемый ответ учащихся: Хорошая учеба. Подготовка к получению интересной и нужной для республики, стране профессии.

Правильно. Сейчас я предлагаю организовать небольшую мозговую атаку. (Задание высвечивается на экране)

     

Исключите лишний термин, который «выпадает» из предложенного логического ряда:

 - Парламент, правительство, депутат, электорат,

- Пропорциональная система, мажоритарная система, рыночная система, смешанная система.

 -Абсентеизм, парламентаризм. лоббизм, фракционность.

 -Верховный совет ТАССР, Государственная Дума, Государственный Совет РТ, Татарский Центральный Исполнительный Комитет (ТатЦИК)..

Далее учитель проводит беседу учащимися по следующим вопросам:

1. Назовите субъектов  государственной  власти в РТ?

2.Что вы знаете о представительном органе  Татарстана?

3. Сравните,  что общего  и какие есть различия у парламентов РФ и РТ?

3. Кто или что  определяет статус Государственного Совета?  Каков его состав? Каков срок полномочий  вновь избранного Государственного Совета?

4. По какой избирательной системе проходят  выборы депутатов Татарстанского парламента?

5. Кто может стать депутатом Госсовета?

6. Каковы права  депутатов Госсовета?

7. Что вы знаете об  обязанностях депутатов?

8. Охарактеризуйте основные направления деятельности Государственного Совета РТ.

       

Татарстан,   будучи  государством в составе РФ,  имеет свое административно – территориальное деление и состоит из 43 районов. По вкладу, вносимому в социально – экономическое развитие Татарстана,  особое  место занимает наш  Заинский район. Несмотря на непростые погодные  условия, наша республика собрала  в прошлом 2016 году 4,3 миллиона тонн зерна. Самую высокую урожайность по зерновым показал наш район.  Надо признать, что  это не единственный успех наших сельчан. Труженики села  впервые в истории свекловодства прошлом году собрали рекордный урожай  - 500 тысяч тонн сахарной свеклы.

     Сегодня новый этап наметился в развития сахарного производства в Татарстане. Наш Заинский сахарный завод стал лидером не только в Татарстане, но и в Российской Федерации. Завод благодаря внедрению новой технологии  вышел по сахароварению на  четвертое место, и на первое место по энергосбережению, экологии и объемам инвестиций в развитие сахарного производства. Вот такой флагман, такой завод развивается в Татарстане под руководством  главы нашего района Разифа Галиевича Каримова. Впрочем,  давайте предоставим слово самому Разифу Галиевичу, узнаем, что делается сегодня в районе, каковы перспективы дальнейшего развития города Заинска.

     После беседы старшеклассников с главой  района учитель подводит итог, благодарит  главу района за интересный диалог с учащимися  и завершает парламентский урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....