Урок по всеобщей истории. 5 класс. Письменность и знания древних египтян.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Людмила Юрина

Урок разработан в соответствии с ФГОС общего среднего образования. Состоит из конспекта, мультимедийной презентации, и включает раздаточный материал. Разработка будет полезна учителям-предметникам, а также начинающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_egiptu.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Письменность и знания древних египтян"

5 класс

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Разработала: учитель истории и обществознания СОШ при в\ч 2089 Юрина Людмила Александровна.

 

Цели урока:

1.Образовательные:

-создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;

-на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;

-раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;

-познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

2. Развивающие:

-путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся.

3. Воспитательные:

-помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;

-воспитывать уважение к чужой культуре.

План урока:

1. Проверка знаний по пройденным темам.

2.  Письменность:

-иероглифы,

-дешифровка иероглифов;

-папирусы.

3. Школы в Древнем Египте

4. Развитие наук в Древнем Египте.

5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент ( проверка готовности к уроку, приветствие) -2 минуты.

2. Этап актуализации знаний. Разминка по вопросам. ( 4-5 минут)

      Учащимся предлагается продолжить фразу "Я знаю, что в Древнем Египте (Древний Египет)...."

За каждый правильный ответ ученик получает жетон.

Вариант ответов: "Я знаю, что в Древнем Египте (Древний Египет)

- расположен на берегах Нила;

- Нил разливается в течение четырех месяцев;

- были ремесленники, писцы, крестьяне, вельможи;

- царь назывался фараоном;

- египтяне верили во множество богов;

-египтяне строили пирамиды;

-египтяне совершали военные походы.

3. Мотивационно-целевой этап. Работа с использованием презентации (приложение к конспекту)( 2 минуты)

(1 слайд)

О чем мы будем говорить на уроке? Что будем изучать? (Об алфавите, о письменности)

(2-3 слайд)

Знакомство учащихся с целями и планом урока (4 слайд)

4. Этап объяснения нового материала. Рассказ учителя. (7-8 минут)

        На стенах египетских пирамид, в гробницах фараонов и вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы- священные письмена. (слайды 5-7). (запись в тетрадь определения слова "иероглиф")

        Поработаем с текстом учебника в парах и составим памятку о том, что обозначали иероглифы. ( приложение 2, раздаточный материал).

4.1. Продолжение рассказа учителя. ( 5 минут)

        Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?  (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

        Казалось, что тайну иероглифов постичь и раскрыть невозможно, но одному человеку это удалось. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно.

        Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. Впервые он увидел этот камень, когда ему было 11 лет: "Я прочту это, когда вырасту",-сказал юный Франсуа, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом.

        Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры.

        Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию  в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным-египтологом. (слайд 9).

4.2. Обозначение чисел в Древнем Египте. (4 минуты)

        Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.  

        Также были цифры, обозначающие числа от 1 до 10.  

        Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

        Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян?   (Ответ учащихся: «У египтян не было цифры "0»)

4.3. Проблемный вопрос: "Можно считать, что Шампольон подарил египтянам их историю?" (ответы учащихся) ( 2-3 минуты)

4.4.  Египетские школы, папирус и письменные принадлежности. (7-8 минут)

        Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

        Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Папирус (слайд 13)- запись определения в тетрадь.

        Как же делали папирус. Обратимся к учебнику (слайд 14).

        Составим правила изготовления папируса ( приложение 3, раздаточный материал)

        А теперь рассмотрим письменные принадлежности ( слайд 15). Как вы думаете, для чего могли использоваться эти принадлежности? (Ответы учащихся).

        Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки. Разводили краску водой из горшочка.  

        Вопрос учащимся:  какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим древнеегипетским правилом?

4.5. Грамоте учились в школах, которе находились при храмах. 

        Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день. Иногда обучение могло занимать до 15 лет. Зато, освоив письменность, юноша мог рассчитывать на должность писца или помощника жреца.

        Вопрос учащимся (слайд 16): "Что означало выражение: "ухо мальчика на спине его?" О каких методах обучения свидетельствовало это выражение? ( О телесных наказаниях).

4.6. Развитие наук в Древнем Египте. (3-4 минуты)

        В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться  их предсказывать. Наблюдая за небом,  египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив. Соответственно, в Египте начала своё развитие астрономия ( слайд 17).

        В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Египетские врачеватели ещё не знали о вреде бактерий, но держали свои инструмент в стерильности, могли производить хирургические операции, например, ампутации конечностей и использовать протезы из дерева (слайд 18).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3-4 минуты)

        Фронтальный опрос:

- Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

- Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

- Кто расшифровал египетские иероглифы?

- Все  египтяне ходили в школу?

- Какие науки бли развиты в Египте?

-Что использовали для письма в Древнем Египте?

6. Рефлексия ( слайд 19) (2 минуты)

7. Домашнее задание (диффиренцированное) ( слайд 20) ( 1 минута)

Раздаточный материал

Прочитайте  текст в учебнике стр.61-62  параграф 12 пункт 1.

Вставьте пропущенные слова в текст

         В египетском письме более_____________  иероглифов. Первоначально они были похожи на _______________ .

     Такое письмо не передавало __________языка, и многие слова, например  ___________, просто нельзя изобразить рисунком.  Один значок мог обозначать несколько __________.

Гласные  ______________  иероглифами не передавались.

Учебник: стр. 63 п.2

Составить правила изготовления папируса, используя опорные слова

1.Разрезали…

2.Укладывали…

3.Сверху клали…

4.Прижимали…

5.Высушивали…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...

урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику А.А. Вигасина. Всеобщая история. История Древнего мира...

Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"

Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...

Открытый урок по истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"

Открытый урок по истории 5 класс на тему "Письменность и знания древних египтян"...