Методическая разработка "Создание единого государства и конец ордынского владычества"
методическая разработка по истории

Гаврилова Екатерина Игоревна

урок истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ivan_3.docx64.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ИСТОРИИ

п. Мыс Каменный

Создание единого Русского государства

и конец ордынского владычества

Цель:

Охарактеризовать развития Российского государства в конце XV в., рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики  Ивана III. Создать условия для усвоения учащимися понимания исторической роли Ивана III в процессе складывания государства.

Задачи:

1. Обучающие.

  • Обеспечить в ходе урока усвоение роли личности в истории.
  • Сформировать умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
  • Продолжить формирование общеучебных навыков – составление таблицы, написание характеристики, делать вывод.

2. Воспитательные.

  • Воспитание личностных качеств обучающихся, обеспечивающих успешность коллективной деятельности
  • Продолжать формирование гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.

3. Развивающие.

  • Развивать умения выделять главное в изучаемом материале; обобщать полученные сведения из исторических источников; логически излагать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи.
  • Продолжить развитие творческих способностей учащихся при воссоздании исторической эпохи.
  • Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, радости, используя яркие примеры, иллюстрации.

Тип урока: изучение нового материала, 6 класс
Оборудование: 1.Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Часть 1. 6 класс.- М., Просвещение, 2012
2.Портрет Ивана Васильевича. 3. Карта «Образование и расширение Российского государства в XIV - XVI вв», 4. Презентация.
Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, централизованное государство, государь, феодальная война
Важнейшие даты: 1471 – битва на р. Шелонь, первый поход на Новгород
1478 – окончательное присоединение Новгорода к Мосве
1480 – стояние на р. Угре, падение ордынского ига
Выдающиеся личности: Иван III Васильевич, Даниил Холмский, Марфа Борецкая, Софья Палеолог, хан Ахмат
План урока.

  1. Русь в конце XV века.
  2. Исторический портрет Ивана III.
  3. Внутренняя политика Ивана III. «Собирание земель» вокруг Москвы.
  4. Внешняя политика Ивана III. Освобождение от ордынского владычества на Руси.


Ход урока

Вводная часть.

          Учитель: «Подлинным организатором Великорусского государства признают Ивана III Васильевича. Но он строил своё большое политическое здание на крепко заложенном фундаменте», - писал историк Пресняков.

Вопрос: О каком фундаменте идёт речь? Каковы были предпосылки образования единого государства? (учащиеся могут назвать борьбу с иноземными захватчиками, рост городов и торговли, политику московских князей, объединительную роль религии и культуры).

Сегодня мы узнаем, как на этом фундаменте московский князь Иван III Васильевич возводил здание нового государства (запись в тетради темы урока).

 XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время падения Византии, время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астраханским ханствами. Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III.

Учитель вместе с учениками формулирует цель и главный вопрос урока:
Какова роль Ивана в III процессе складывания единого русского государства?

Прочитать текст учебника и ответьте на вопросы:

1. Какие события произошли на Руси в конце 15 века?
2. Что такое феодальная война? Укажите хронологические рамки войны.
3. В чем причины феодальной войны?
4. Каковы результаты и последствия феодальной войны?
Сделайте общий вывод по первому вопросу плана урока.

  1. Опережающие задание. Сообщение ученика.
    Исторический портрет Ивана III

...он докончил то, что начал отец,

и властью своей превосходил всех монархов в мире.
германский посол барон  Герберштейн

Иван III (1440-1505), великий князь московский (с 1462), сын Василия II Темного. Иван III появился на свет 22 января 1440 года в семье великого московского князя Василия Васильевича. Матерью Ивана была Мария Ярославна, дочь удельного князя Ярослава Боровского, русская княгиня серпуховской ветви дома Даниила (рода Даниловичей) и дальняя родственница его отца.  В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре» 1480), составлен Судебник 1497, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь «всея Руси».

Физкультминутка к уроку

Русские земли собрал он в кулак,

Новгород даже им был покорён.

Бился с врагами вот так и вот так.

Герб узаконил, где в центре орёл.

Он над татарами верх одержал,

И от Угры хан Ахмат побежал.

Теперь Иван III для нас не безликий,

Мы называть его будем… (Великий)
Внутренняя политика Ивана III

Прочтите текст учебника, определите цель внутренней политики и заполнить таблицу: «Присоединение русских земель к Московскому княжеству»


Дата


Присоединенные земли



После заполнение таблицы каждый ученик самостоятельно работает на контурной карте, и отмечает  присоединенные земли с датой их присоединения.
Внешняя политика Ивана III

Работа с документом.

«Повесть о стоянии на Угре»

Вопросы к документу:

  1. Назовите союзников хана Ахмата
  2. Каков был план хана Ахмата? Удался ли он?
  3. Назовите союзников московского князя.
  4. Как автор повести определяет причины  благополучного исхода противостояния русских и ордынских войск?
  5. Как вы думаете, почему и Иван III и хан Ахмат отступили от Угры?
  6. Почему встреча русских войск и войск Большой Орды называют «Великим стоянием»?

Сделайте общий вывод по вопросу плана урока.

Рефлексия

  1. Каково Ваше отношение к личности и деятельности Ивана III?
  2. Какие качества Ивана III могут помочь Вам в жизни?
  3. Какую роль Иван III сыграл в истории нашего государства?
  4. Чему научились на уроке?
  5. Что еще Вы бы хотели узнать об эпохе и Иване III?


ИГРА ВЕРНО ИЛИ НЕТ.

  1. Поводом для борьбы Ивана III с Новгородом стало приглашение на княжение литовского князя.
  2. Новгород был республикой, где власть принадлежала простому народу.
  3. Новгородская республика добровольно вошла в состав московского княжества, признав Ивана III великим князем.
  4. Поводом для хана Ахмата стал отказ Ивана III платить Орде дань.
  5. Хан Ахмат долго готовился к сражению, но так и не решился начать битву с русскими войсками.
  6. В результате стояния на р. Угре Русь прекратила выплачивать Орде дань, но сохранились зависимость великого князя от ордынского хана.
  7. Освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1499  году.
  8. Женой Ивана III была племянница византийского императора Софья Палеолог.
  9. Ивана III присоединил к Москве Казанское ханство.

ИГРА «ГЕРБ» (в конце урока, на время, учащимся предлагается собрать герб из фрагментов мозаики)

Домашнее задание (одно на выбор)

1. Историческое сочинение: "Какова роль эпохи Ивана III в истории нашего государства?"
2. Работа с документом.  

Н.М. Карамзин об Иване III 
Прочтите текст и ответить на письменно ответьте  на вопрос: как историк Н.М. Карамзин оценивает деятельность Ивана III?
Карамзин Н. М. История государства Российского

Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории.

Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности. Хотя ничто не делается вдруг; хотя усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного. Благотворная хитрость Калиты была хитростью умного слуги ханского. Великодушный Димитрий победил Мамая, но видел пепел столицы и раболепствовал Тохтамышу. Сын Донского еще искал милости в ханах, а внук испил всю чашу стыда на престоле, униженном его слабостью, быв невольником в самой Москве. Орда с Литвою, как две ужасные тени, заслоняли от нас мир и были единственным политическим горизонтом России.

Бракосочетанием с  Софиею обратив внимание держав, разодрав завесу между Европой и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть пред собою вельмож и народ. Все сделалось чином или милостыо государевою. Пишут, что робкие женщины падали в обморок от гневного, пламенного взора Иоаннова, что вельможи трепетали на  пирах во дворце,  не смели шепнуть слова,  когда  государь, утомленный шумною беседою, разгоряченный вином, дремал по целым часам за обедом: все сидели в глубоком молчании, ожидая приказа веселить его и веселиться.

Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величий. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехам: медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? Славу. Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления.
Дополнительно (по желанию учащихся):
- написать синквейн – Иван III или Москва или Новгород.

Список литературы:
1.   Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,1998
2.   Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988
3.   Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2. М.,1987
4.   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1995
5.   Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.,1988
6.   Хрестоматия по истории России: В 4 т.Т.1. М.,1994
Интернет-ресурсы:

  1. http://prezentacii.com/istorii/4406-ivan-iii-prezentaciya.html
  2. http://infourok.ru/material.html?mid=5776
  3. http://trudovskaya.ucoz.ru/load/uroki_istorii/urok_istorii_v_6_klasse_quot_sozdanie_edinogo_rossijskogo_gosudarstva_quot/1-1-0-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...

"Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Педлагается методическая разработка урока по теме "Создание единого Русского гоударства и конец ордынского владычества" с использованием технологии развития критического мышления...

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»...

Самоанализ урока. 6 кл тема урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"

Самоанализ урока в 6 классе "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"...