"Осударева дорога"
методическая разработка по истории

Жигули Анастасия Александровна

Историческая игра по станциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osudareva_doroga.docx36.02 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая игра «Осударева дорога»

Цель: развитие личности ученика,  навыков коллективной работы,  познавательной активности на основе знаний истории Отечества и своего родного края,

           развитие кругозора учащихся к истории привитие интереса к истории,

           воспитание у учащихся любви к истории Отечества и  своего родного края

Предварительная работа: сформировать  команды, которые готовят название, эмблема и девиз.

Ход мероприятия.

  1. Вводная часть.        
  2. Просмотр мультфильма «Пётр и Петруша».
  3. Основная часть.

1станция –

2 станция –

3 станция–

4 станция  –

IV.        Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем участниками игры –

соревнования «Осударева дорога». Ребята, скажите, кто впервые на Руси всерьез отнесся к военным забавам и вырастил из «потешных полков» армию?

Дети: - Конечно, Петр Великий.

Ведущий: -Давайте посмотрим небольшой мультик о Петре 1

Ведущий: - Мы назвали игру в честь Петра I .Командам предстоит сразиться, а мы узнаем, кто из участников игры самый внимательный и сообразительный. На нашу сегодняшнюю игру пришел почетный гость.

Выходит Петр 1

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно, 
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Из сего приказываю:

Ведущий

По этому благодатному краю, где жили в мире и простоте душевной по-настоящему верующие люди, заложить "Осудареву дорогу" - маршрут военной операции Северной войны между Россией и Швецией. Петр I с гвардией и крестьянами якобы транспортировал волоком и водными путями два фрегата - "Святой Дух" и "Курьер" с Белого моря в Онежское озеро. 

Сегодня мы с вами проведем экспедицию. Объясняет правила игры (Каждая команда получает путевой лист, сегодня у нас игра по станциям.)

Ведущий: -    Только помня уроки истории,

                           Мы можем уверенно

                           Смотреть в будущее

                          Итак, я объявляю соревнования открытыми.

Станция «Историческая»

Задание для 5- 6  класса

Узнать по описанию, что находится в черном ящике.

« В узком смысле природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества. Ее можно назвать биосферой, или активной оболочкой земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете.

Она охватывает нижнюю часть литосферы и представляет собой систему растений и животных, за 4 млрд. лет сумевшую приспособиться к похолоданиям и потеплениям климата, разрушительным землетрясениям и цунами. Биосфера постоянно эволюционировала, боролась за выживание, приспосабливалась к изменениям, в результате чего то и дело перестраивала свою генетическую программу. Казалось, она достигла в этой многотрудной работе верха совершенства, так что ее не просто удивить какой – либо неожиданностью. Так продолжалось миллиарды лет. Но вот 2 – 3 миллиона лет назад в природе появился новый вид живых существ… Предположите, что это за существо». ОТВЕТ: фигурка первобытного человека.

Ребята, о каком историческом деятеле мы сегодня говорим? – о Петре 1, а что вы о нем знаете?

С помощью шифра прочитайте строчки из стихотворения, номер обозначает букву в алфавите. Время на раскодировку – 5 минут, за каждое правильно составленное слово или знак препинания – 1 балл.

16,14,5,9,13,1     32     29,18,14     10,1,10     17,14,11,13,22,6     33

17,3,6,18,9,18     15,14     7,9,8,13,9     14,13,1     34

2,19,5,18,14      2,27     3     5,6,18,17,18,3,14      14,10,14,13,22,6

3,5,16,19,4     14,18,10,16,27,3,1,6,18     14,13,1      35

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 –

,

.

!

32

33

34

35

Ответ.

Родина - это как Солнце,

Светит по жизни она.

Будто бы в детство оконце

Вдруг открывает она!

Задание для 7-8 класса

На станции «Исторический портрет» по фотографии определяют имя исторической личности, её роль в истории. Если по первому портрету задание выполнить не удаётся, то на экране открывается фотография из жизни личности, более характерно раскрывающая роль личности в истории

Станция «Литературная» 5 мин

Станция: «А знаю ли я свой город достаточно хорошо?»

1 задание   – викторина (за каждый верный ответ по 1 баллу)

2 задание – угадать человека по описанию (5 баллов)

9 класс:

1 задание:

1.        В каком году был заложен наш  город?  (1584)

2.        По указу какого царя был основан Архангельск? (Об этом свидетельствует грамота царя Ивана Грозного от 4 марта 1583 года)

3.        Город не сразу обрёл своё устоявшееся и привычное в наши дни название. Как называли вначале город? (Новый город, Новыми Холмогорами или Новохолмогорским городом)

4.        Где установлен памятник Петру I, назовите имя скульптора? (В сквере у реки, буквально на том месте, где когда – то возник Архангельск, скульптор М.М. Антокольский)

5. Прежде чем говорит об улицах города Архангельска, вспомним далёкую историю, когда ещё никаких улиц совсем не было. Как называлось пустынное место, где сейчас расположен Архангельск? (Пур – Наволок)

2 задание:

His first novel entitled, "Bratya i syostri" ("Brothers and Sisters") was written in 1958. It dealt with the harsh life of northern Russian villagers during World War II. He wrote two sequels to "Bratya i syostri", entitled, "Dve zimy i tri leta" ("Two Winters and Three Summers"), written in 1968, and "Puti-pereputya" (“Paths and Crossroads”), written in 1973. He also wrote a fourth novel in 1978 called "Dom" ("The House")

10 -11 класс:

1 задание:

1. Где и когда был торжественно открыт памятник М.В.Ломоносову, кто его автор? (В 1832 году около Троицкого собора)

2. Эта улица, как и большинство архангельских улиц, начинается от Северной Двины. В её истоке с давних времён существовал шумный и пёстрый рынок. Ларьки, прилавки, навесы, склады. Раньше здесь торговали главным образом продуктами крестьяне. Эта улица и сейчас является торговым центром Архангельска. (Поморская)

3. Какое имя носит набережная в Соломбале и почему? (имя Георгия Яковлевича Седова, в доме на набережной летом 1912 года в период подготовки экспедиции к Северному полюсу жил известный полярный исследователь)

4. Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)

5. Назовите страны-партнёры Архангельской области и в какой сфере они сотрудничают.

2 задание:

He was from a peasant background. He studied at Leningrad State University, but put his schooling on hold to serve as a soldier in World War II. In 1951 he finished his schooling at the university, then remained as a teacher until 1960. After he left the university he became a full-time writer.

His essay, written in 1954, "Lyudi kolkhoznoy derevni v poslevoyennoy" ("People in the Kolkhoz Village in Postwar Prose"), which addressed the glorified portrayal of life in Communist Soviet Villages, was denounced by the Writers' Union and the Central Committee. In a later essay, he argued for the repeal of the law that denied peasants internal passports; he also recommended giving the peasantry larger shares of the profits of their labors. This essay led to his removal from the editorial staff of the journal Neva.

5-6 класс:

1 задание:

1.        Назовите место и дату рождения М.В. Ломоносова (д. Мишанинская вблизи Холмогор, 8 (19) ноября 1711 г.)

2.        В какой стране учился Ломоносов после окончания Петербургской академии? (Германия)

3.        Назовите места в г. Архангельске, связанные с именем Ломоносова.

4.        Эта улица раньше называлась Средним проспектом. Сейчас она является своеобразным памятником старой деревянной архитектуры: деревянные застройки, булыжная мостовая, деревянные тротуары. (Чумбарова – Лучинского)

5.        Самая оживлённая, всегда многолюдная улица,  с большим движением транспорта, в своё время проспект Павлина Виноградова? (проспект Троицкий)

2 задание:

He was born on November 19th, 1711, in Arkhangelsk province. He was a famous Russian scientist, polymath and a writer, who had greatly contributed into national literature, science and education. He was also the founder of Russian literary language and a talented poet. The spheres of science that he was interested in included chemistry, physics, natural science, history, philology, art and some others. Не was the first to discover the atmosphere of Venus.

7-8 класс:

1 задание:

1.Имя этого писателя – критика носит самая большая библиотека г. Архангельска, а также улица в микрорайоне Первых Пятилеток. (Добролюбова)

2.Назовите место и дату рождения М.В. Ломоносова (д. Мишанинская вблизи Холмогор, 8 (19) ноября 1711 г.)

3. Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)

4. Этот проспект раньше назывался Петроградским, сейчас носит имя знаменитого учёного, когда произносишь это имя, невольно возникает перед глазами завьюженная дорога, длинный, медленно тянущийся обоз и юноша, упрямо шагающий в Москву с заветной мечтой – учиться. (проспект Ломоносова)

5. Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)

2 задание:

He made a rapid progress in studies. Soon, he was awarded a scholarship to Saint Petersburg State University, and then he got a two-year grant to study in Germany. Arriving back to Moscow, he was made a full member of the Russian Academy of Science and named professor of chemistry. He established the Academy’s first chemistry laboratory. In 1755, wishing to improve Russian education system, he together with his patron Count Ivan Shuvalov founded the Moscow State University. Most of his accomplishments were almost unknown outside Russia until long after his death. He died in 1765 in Saint-Petersburg. He is still known as the father of Russian science and founder of Moscow State University

Станция «Русская» 5 мин

Конкурс 2. «Термины и понятия»

Сенат – высший, надзирающий и законодательный орган

Парадиз – так Петр I часто именовал Санкт-Петербург

Фискал – человек, осуществляющий надзор за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц

Конфузия – на языке петровского времени «проигранное сражение»

Ятаган – большой кривой турецкий кинжал

Ассамблея – новая форма проведения досуга дворян

Гардемарин – звание в русском военно-морском флоте, введенное в 1716

Граф – дворянский титул, введенный Петром I

Гетман – верховный правитель Украины

Погреба – пороховые склады

Стапель – наклонный помост для постройки кораблей и спуска их на воду

Каторга – галера, старинное гребное судно, место отбывания наказания

Канцлер – высший гражданский чин по табели о рангах

Реляция – письменное донесение с описанием сражения

Временщик – фаворит, человек, пользующийся особым расположением высокопоставленного лица

Президент – глава коллегии

Баталия – битва

Мануфактура – крупное предприятие, основанное на разделении труда, основной тип  промышленного предприятия петровской эпохи

Рекрутские наборы – особая повинность, введенная Петром I

Янычар – привилегированный турецкий пехотинец

Провиант – «продовольствие для войск» на языке петровского времени

Генеральное сражение – главная битва военной компании

Работа с текстом. Комментированное письмо, объяснение орфограмм.

1696 год….Молодой царь стал снаряжать на Запад  великое посольство. Свита их состояла из 200человек. На целых полтора года государь покинул Москву и Россию. Такое отсутствие составляло нечто невиданное и неслыханное на Руси. Путешествие Петра проходило по ГерманииГолландии, Англии и Австрии. Цель великого посольства  была учебная. Письма в Россию запечатывали печатью, на которой  был изображен молодой плотник, окруженный корабельными инструментами и военными орудиями. Надпись гласит:"Азъ бо есмь в чину учимых и учащих мя требую".

Каверзные вопросы.

Красный конверт.

– Эта буква была введена в состав русского алфавита реформой Петра I.

– Она с трудом завоевывала себе права гражданства.

– Против нее выступали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков и М. В. Ломоносов.

– Она приживалась в русском языке долго.

– Её официальному введению в алфавит при Петре способствовал тот факт, что в это время в русский язык буквально хлынул поток слов из других европейских языков.

– Учёный-языковед Юрий Крижанич выбранил её «безделкой». 

– Сумароков честил её то «противнейшей», то «уродом».

– Теперь мы употребляем букву Э преимущественно в заимствованных словах.

– Эта буква занимает в нашей азбуке 31-е место.

В наши дни невозможно писать еволюция, егоизм, екзамен, елемент и т.п., а поэтому не может быть сомнений в том, что буква “э” абсолютно необходима в русском алфавите.

2. Европеизация лексики.

Обогащение и обновление лексики русского литературного языка происходит преимущественно за счет заимствования слов из живых западноевропейских языков: немецкого, голландского, французского, частично из английского и итальянского.

Сообщение учащегося. Приведем некоторые примеры проникновения слов английского происхождения в профессиональную лексику моряков. Слово аврал, по-видимому, восходит к английскому (или голландскому) «овер олл»: команда «всех наверх!». Слово полундра (тревога на корабле) тоже, по всей вероятности, происходит от английской команды «фалл ондер» (букв. падай вниз) – так подавался на парусных судах сигнал команде спускаться с рей и мачт. (работа с таблицей)

Из речи инженеров и мастеров-иностранцев могла проникнуть в русский язык лексика столярного, слесарного, сапожного производства.

Работа с таблицей.

(Задание: распределите все слова по столбикам)

Английский язык

Французский язык

Немецкий язык

Голландский язык

Итальянский язык

бот, шкуна, фут, бриг, мичман (военно-морская лексика);

барьер,  батальон, бастион,  гарнизон, пароль,  калибр,  манеж,  галоп,  марш, лафет (военная лексика);  ассамблея, бал,  супе (ужин),  интерес,  интрига,  амур,  вояж,  компания (собрание друзей),  авантаж,  кураж,  резон (обиходная речь дворянства)

стамеска,  дрель, верстак, винт, кран, клапан, слесарь,  рашпиль, вакса, клейстер (речь инженеров);

юнкер, вахтер, ефрейтор, генералитет, лозунг, гауптвахта, лагерь, штурм (военная лексика)

гавань, рейд, фарватер, киль, шкипер, руль, рея, шлюпка, верфь,  кабель, каюта, рейс, трап, катер (военно-морская лексика);

театрум, опера, комедия

Каверзные вопросы.

Жёлтый конверт.

В эпоху Петра I в России стали появляться “письмовники”. Что означает этот термин?

  1. Так называли разносчиков писем.
  2. Так называли учебники, обучавшие письменной грамоте.
  3. Название сборника комплиментов на разных языках, служившего обучению дворян языком и хорошим манерам.
  4. Так называли сборники, содержавшие образцы писем на все случаи жизни.
  5. Книги о хороших манерах, по типу книги «юности честное зерцало».

От 17 в. сохранилось немало частных писем, как их назвали?

  1. «Письмовниками».
  2. «Грамотками».
  3. «Записками».
  4. «Челобитными».
  5. «Посылками».

Что называли челобитной?

  1. Донос.
  2. Любовное послание.
  3. Деловое письмо.
  4. Письмо с просьбами.
  5. Дружеское послание.

Работа с текстом:

В мае 1705 г. Пётр I  писал к генералу князю Аниките Ивановичу Репнину: «Siir! Сегодня получил я ведомость о Вашем толь худом поступке, за чьто можешь шеею запълатить, ибо я чрезъ господина губернатора подъ смертью не велелъ ничего в Ригу пропускать, зело нужно, надобно. Но ты пишешь, что Огилвии тебе велелъ. Но я так пишу: хотя бъ и ангелъ, не точию сей дерзновенникъ и досадитель велелъ бы, но тебе не довълело сего чинить. Впреть же аще едина щепа пройдетъ, ей богомъ кленусьбез головы будешьPiter. С Москвы, Маiя 10 д. 1705».  

– Выпишите слова, относящиеся к разным стилям.

Церковнославянские:

«хотя бъ и ангелъ, не точию сей дерзновенникъ и досадитель»;

«тебе не довълело сего чинить»,

«аще едина щепа пройдетъ»

Просторечные:

«можешь шеею запълатить»,

«ей богомъ кленусь, без головы будешь».

«что зело нужно надобно»

Варваризмы – голландское обращение Siir! и подпись Piter, написанные латинскими буквами.

Подведение итогов

Ребята, последним испытанием для Вас будет сделать фото на память)



Предварительный просмотр:

станции

местоположение

баллы

1

«Историческая»

2

«А знаю ли я свой город достаточно хорошо?»

3

«Русская»

4

станции

местоположение

баллы

1

«А знаю ли я свой город достаточно хорошо?»

2

«Историческая»

3

4

«Русская»

станции

местоположение

баллы

1

«Русская»

2

3

«Историческая»

4

«А знаю ли я свой город достаточно хорошо?»

станции

местоположение

баллы

1

«Русская»

2

3

«А знаю ли я свой город достаточно хорошо?»

4

«Историческая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.

Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6".  Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...