конспект урока по истории для 6 класса по теме "Крещение Руси "
план-конспект урока по истории (6 класс)

Яхина Рузиля Анваровна

Конспект урока по истории для 6 класса "Правление Владимира. Крещение Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pravlenie_vladimira_i_kreshchenie_rusi.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Правление Владимира и крещение Руси.

Цель урока:   подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.

Задачи урока:

          1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

        2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

-создать условия (учебные ситуации)для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

    3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  •  осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить    знания обучающегося  о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства.
  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
  • совершенствовать навыки групповой работы,
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.

Тип урока:   формирование новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Предполагаемый результат

Знать

-причины принятия христианства;

-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;

-каково значение принятия христианства на Руси

Уметь

- анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи

- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

- Здравствуйте ребята!  Я думаю, что вы самые умные и активные учащиеся и надеюсь,  что вы будете очень активны и уважительны по отношению ко мне и к уроку истории.

 - Ребята, какую большую тему вы изучаете на уроке истории?

 

- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины,  продолжим знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Я предлагаю вам отгадать загадки: О ком идет речь?

1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

2.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

4.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5. Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

1.2. Формулировка темы урока

- Спасибо, за ответы. Ребята посмотрите отрывок из мультфильма и постарайтесь найти ответ на вопрос,  «Где княжили сыновья Святослава?» и кто претендовал на Киевский престол?  Если вы внимательно послушаете,  то легко моете заполнить пропуски в данной схеме.

Опорный сигнал - схема

           Святослав

 ---------      ---------          -----------                        

Ярополк      Олег            Владимир

 (Киев)       (Древл. земля)   (Новгород)

Постарайтесь  определить, с деятельностью какого князя мы ознакомимся сегодня на уроке? Обратите внимание и на эти иллюстрации и определите   тему урока.  (Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси»).

- Как вы думаете,  о чем мы сегодня должны узнать? (ответы детей) О крещение Руси.

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

«Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске -  формирование «корзины  идей». Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы.

(Как правил Владимир?)

(Как Русь выбирала религию?)

(Каковы значения принятия христианства или крещения?)

1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели

- Ребята, значит,  цель нашего урока заключается  в ознакомлении правлением Владимира Святославича, в понимании причин и последствий крещения Руси.

- Сегодня мы будем  работать по следующему плану:


1. Правление   князя Владимира

2. Причины принятия христианства на Руси.
3. Крещение Руси.
4. Значение принятия христианства. 

- Внимательно прочитайте   высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». Сергей  Михайлович Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Николай Михайлович Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказы о Владимире, поработаете  с историческими источниками, материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

2.1. Изучение нового материала (открытие нового).


1. Причины принятие христианства на Руси.

(слайд 4)

Учитель: После усобицы между сыновьями Святослава великим Киевским князем становится Владимир Святославич (980 – 1015 гг.).

- Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве.

- После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы остановить сопротивление восставших племен.

- Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организацию  обороны и сплочению  огромной державы под своей властью.

- Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине.

- В 985 году Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию.  Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях.

- При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей.  В 981г.  Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть.

Вопросы учащимся:

-Ребята,  что же нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? (принять единую религию)

Ещё в 980г. Владимир попытался превратить язычество в государственную религию.

На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:

Перуна (бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы)

Хорса (бог солнца)

Макоши (богиня плодородия и достатка)

Стрибога (бог ветра)

Даждьбога (бог солнечного света)

Семаргла (крылатый пес, охранитель посевов)

- Внимательно прочитайте 2 подпункт на    странице  54, объясните,  « Почему язычество  не   устраивало  Владимира? (Язычество не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие соответствовало единому государству с одним князем во главе)

В то время у соседних стран было единобожие. Например, в Хазарии – иудаизм, в Византии – христианство, в Волжской Булгарии – ислам.

- Покажите,  мне пожалуйста эти страны на карте, а остальные работают атласами.

При  Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла единобожие.  

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: какую религию выбрать: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как  в Волжской Булгарии.  Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:

- Какую веру выбрал Владимир?  Я раздам вам отрывки из исторических документов. Работаем парами.  

 2.2. Работа парами. Задания группам:

Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», и ответьте на вопрос:  какую веру выбрал Владимир и почему? 

Текст № 1  Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)

« В лето 986. пришли булгары - магометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали  греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо  всех верах…

В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если  хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к булгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к булгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к булгарам, смотрели  как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем  мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».

Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопрос: какие условия заставили Владимира выбрать православную веру?  

Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).

« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся,  но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…

К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем  Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый  город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься

В 988 году князь Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда осаждающие перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

(Почему же Владимир отказался от язычества и выбрал именно православие? 
Православное христианство было хорошо знакомо русским, так как 
контакты с Византией были очень тесны. А послы Владимира были поражены красотой церковной службы в Святой Софии. Православие запрещало приносить жертвы, заводить много жен. У византийцев учились искусству каменной кладки и стенной росписи. Появилась письменность (кириллица)).

Группа №3. Внимательно прочитайте текст №3   «Из повести временных лет» Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».

 Ответьте на вопросы:

- где и как крестили киевлян?

- как поступил князь Владимир с языческими идолами?

- охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Работа в парах (ученики, работая в парах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно).

Группы №№ 1-3 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).

Князь и дружина крестились прямо в Херсонесе (Корсуни). В Киеве дружинники Владимира насильственно согнали в воды Днепра всех мужчин и женщин, стариков и детей, и они разом были крещены. В разные концы Руси поскакали воеводы Владимира, свергая идолов и закладывая на их месте храмы. В Новгороде Добрыне пришлось сражаться с непокорными. Лишь когда дружинники подожгли город, язычники смирились.

Таким образом, князь Владимир и его дружина силой крестили большинство славянских племен. Доказательства: Киевлян крестили на реке Почайне в 988 году, а жители северо-востока Руси были крещены лишь в 11 веке.

Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация.

2.3. Закрепление изученного материала.

 Запишите  в тетрадях основные  направления деятельности Владимира.

980-1015 правление князя Владимира

Расширил территорию государства.
Основал  новых крепостей-городов (Переяславль, Белгород).

Для защиты  от набегов  печенегов укреплял южные рубежи страны.  
Упорядочил управление государством. В разные города направил своих сыновей.

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.

Какое же значение имело принятие христианства для Руси?

1. Укрепило государство и власть князя.
Повысило международный авторитет Руси

2.Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

3.Духовное просвещение жителей

4.Кровавые жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.

Задание классу: Причины и последствия принятия христианства запишите в тетрадях в виде кластера (политическое, международное, духовное).

Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Подведение итогов.

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

(ответы обучающихся, вывод)

 Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли  вопросы ответили.

Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?

- Ребята  еще  можно узнать о крещении Руси  из дополнительной литературы.

3.2. Рефлексия.

-Проанализируйте результаты своей работы.

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 7, учить термины по истории Древней Руси.

Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?

2.   Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»

3. Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.        

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по истории 6 класс

Гуситское движение в Чехии...

Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"

Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.Используется м...

Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв."

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ИСТОРИИ   Тема урока: "Киевская Русь в IX - начале XII вв." 6 класс...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...